Способ эксплуатации технологического смазочного средства при холодной прокатке
Изобретение относится к прокатному производству, в частности - к прокатке листового металла и жести с применением технологической смазки. Способ заключается в нанесении смазочного средства на металл дважды, при этом после первого нанесения смазку уплотняют под давлением 1-150 МПа, а после второго увеличивают ее количество в 1,5-50 раз по отношению к первоначальному . При этом достигается улучшение качества поверхности проката и сокращается процент отсортировки металла по дефектам. Для сокращения расхода смазочного средства используют смесь масла с водой с определенной концентрации масла в воде. Способ позволяет улучшить качество проката, экономить смазочное средство. 1 з.п.ф-лы, 2 табл. (Л С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 5
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
К ПАТЕ НТУ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) (21) 5028708/27 (22) 24.02.92 (46) 30.07.93. Бюл.ЬЬ 28 (71) Магнитогорский металлургический комбинат им.В.И,Ленина (72) В.Ф,Пивоваров, Л.Е.Кузнецова, Н.Л.Зайсанова, М.Х.Додик и К.И.Санаев (73) Магнитогорский металлургический комбинат им.B.È.Ëåíèíà (56) Патент ГДР N 148463, кл. С10 М 3/18. 1981.
Авторское свидетельство СССР hh
1151338, кл. В 21 В 27/06, 1983. (54) СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СМАЗОЧНОГО СРЕДСТВА
ПРИ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКЕ (57) Изобретение относится к прокатному производству, в частности — к прокатке лисСпособ относится к прокатному производству, в частности к прокатке листового металла и жести с применением технологического смазочного средства.
Цель изобретения — улучшение качества проката и экономия смазочного средства.
Сущность изобретения заключается в том, что в способе эксплуатации технологического смазочного средства пои холодной прокатке, включающем нанесение его на обрабатываемую поверхность и уплотнение нанесенного слоя под давлением, смазочное средство наносят дважды, при этом уплотняют первый слой под давлением 1-150
МПа, а при нанесении второго количество смазочного средства увеличивают в 1,5-50 раз по отношению к первоначальному. В качестве технологического смазочного средства используют только смазку или
„„Я2„„1831392 А3 тового металла и жести с применением технологической смазки. Способ заключается в нанесении смазочного средства на металл дважды, при этом после первого нанесения смазку уплотняют под давлением 1-150
МПа, а после второго увеличивают ее количество в 1,5-50 раз по отношению к первоначальному, При этом достигается улучшение качества поверхности проката и сокращается процент отсортировки металла по дефектам, Для сокращения расхода смазочного средства используют смесь масла с водой с определенной концентрации масла в воде. Способ позволяет улучшить качество проката, экономить смазочное средство. 1 з.п.ф-лы, 2 табл, смесь масла с водой, причем концентрацию масла в воде определяют из соотношения
С=К1х К2 (1)
Кз +tc где С вЂ” концентрация масла, об. ;
К1 — коэффициент, учитывающий свойства масла, равный 0,3-0,5:
Кг — коэффициент, учитывающий условия прокатки, равный 0,3-0,7;
K> — коэффициент температуры застывания масла, l4=0,1 для масел с t3 0 С и Кз=тз для масел с тз>0 С;
tc — температура смеси масла с водой.
Использование только смазки например пальмового или кориандрового масла, улучшает качество проката. При использовании же в качестве смазочного средства смеси масла с водой достигается экономия
1831392
55 смазочного средства, Формула (1) получена экспериментальным путем.
Уплотнение смазочного средства осуществляется с целью повышения его вязкости и равномерного распределения по поверхности заготовки. Нанесение второго слоя смазочного средства на уплотненный первый позволяет попадать ему в очаг деформации и смазывать валки. Таким образом, наличие двойного смазочного слоя разной вязкости обеспечивает улучшение смазки как заготовки так и валков, а также повышение качества поверхности проката.
Для экономии смазочного средства можно использовать смесь масла с водой при определен ной. концентрации масла, оп ределяемой по формуле (1).
Коэффициент К1 при проведении экспериментов изменялся в пределах от 0,28 до
0,51. Наилучший результат получен при
К =0,3-0,5.
Этот коэффициент показывает, что со снижением смазочной эффективности необходимо увеличивать концентрацию масла в воде.
Коэффициент Кг меняли в пределах 0,29 (прокатка толстого листа из малоуглеродистой стали на пониженной скорости) до 0,72 (прокатка тонкого листа на высокой скорости), Наилучший результат получен при
К2=0,3-0,7.
К,=0,1 для масла с температурой застывания tp 0 С. Например, для пальмового масла t>>0, а для кориандового Кз=0,1, т,к. з=-4 С. о
B первой серии опытов (табл.1) в качестве смазочного средства использовали только пальмовое или кориандровое масло, Практику производили на непрерывном пятиклетевом стане 1200 Магнитогорского меткомбината. На полосу в третьем и четвертом межклетевых промежутках через форсунки подавали смазку. После первоначального нанесения смазку уплотняли под давлением 1-150 МПа путем обкатки полосы роликами. Затем производили вторичное нанесение смазки в количестве, увеличенном по отношению к первоначальному в 1,550 раз. В опытах 1-7 достигнуто улучшение поверхности по сравнению с прототипом. В опытах 8-13 эффекта нет.
Во второй серии опытов (табл.2) в качестве смазочного средства использовали смесь масла с водой, значения уплотнител ьного давления и количество смеси при вторичном нанесении поддерживали на средних уровнях, т.е. не выходили за пределы первой серии опытов. Экономия смазки наблюдалась в опытах 1,2,3,8,11,12. Не достигалось эффекта в опытах 6,7,9,10.
Пример 1 (опыт 6, табл.1). При прокатке жести размером 0,2х750 мм из подката 2,2х750 мм на пятиклетевом стане в качестве смазочного средства использовали пальмовое масло, которое наносили на полосу перед пятой клетью. Количество первоначальной смазки 2 гlм . Эту смазку уп2 лотнили путем пропускания полосы между роликами под давлением 1 МПа, Затем смазку нанесли вторично в количестве 3 г/м, после чего полосу прокатали в валках
2 пятой клети. Количество жести, отсортированной по дефектам, составило 1,57 / (у прототипа 1,66 ).
Пример 2 (опыт 7, табл.1). Жесть размеров 0,25х750 мм из подката 2,2х750 мм из подката прокатывали на пятиклетевом стане холодной прокатки 1200. Перед
4-й и 5-й клетями на полосу наносили кориандровое масло в количестве 0,024 г/м, уплотняли под давлением 150 МПа, наносили вторично в количестве 1,2 г/м2. Отсортировка по дефекту составила 1,59% (у прототипа
1,66 ), Пример 3(опыт3, табл.2). Тоже самое, что и в примере 2 (табл.1), только в качестве смазочного средства использовали смесь пальмового масла с водой. При этом К1=0,3;
Кг=0,7; Кз=32, т.к. температура застывания пальмового масла t3 32 С; le=70 С.
C=K1xK2 К + =0,3х0,7 32 +70 =14,4.
100 х тс 100 х 70
Кз +tc
Первоначальное количество смеси 6,7 г/м, уплотнительное давление 70 Mila, вто2 ричное количество смеси 26,8 г/м .
Расход смазки составил 2,4 кг/т (у прототипа 3,0 кг/т).
Таким образом, применение предлагаемого способа позволило по сравнению с известным снизить отсортировку металла по дефектам на 0.06-0,1 и снизить расход смазки на 0,5-0,6 кг/т.
Формула изобретения
1, Способ эксплуатации технологического смазочного средства при холодной прокатке, включающий нанесение его на обрабатываемую поверхность и уплотнение нанесенного слоя под давлением, о т л и ч аю шийся тем, что смазочное средство наносят дважды, при этом уплотнение производят после первоначального нанесения при давлении 1-150 МПа, а при вторичном увеличивают количество смазочного средства в 1,5-50 раз по отношению к первоначальному.
2, Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве смазочного средства используют смесь масла с водой, при этом
1831392
Таблица 1
Таблица 2 концентрацию масла в об. определяют иэ выражения
"00 < тс
Kç +тс где К =0,3-0,5 — коэффициент, учитывающий свойства масла;
К2=0,3-0,7 — коэффициент, учитывающий условия прокатки
Кэ — коэффициенттемпературы эастывания масла тз;
5 Кэ=0.1 для масла ct> 0 С и
К3 тз для масла с тз>0 С;
tc — температура смеси.


