Самолет с вертикальным взлетом и посадкой елистратова в.г.
Изобретение относится к воздушному транспорту и может найти широкое применение в различных сферах. Цель изобретения - повышение маневренности. Самолет содержит фюзеляж 1 с кабиной 9, двигательную установку 4, стабилизаторы 8 и поворотные из горизонтальной в вертикальную плоскость 5 с двигательной установкой 7. Фюзеляж 1 имеет треугольную форму, в центральной части которого выполнено сквозное отверстие 2 с установленным в нем подъемным винтом 3, кинематически связанным с его двигательной установкой 4. По обе стороны от него симметрично выполнены сквозные отверстия 6 с установленными в них поворотными винтами 5. Стабилизаторы 8 расположены за каждым из поворотных винтов 5 и выполнены поворотными вокруг вертикальной оси. Поворотный винт 5 установлен в полусферическом кольце, имеющем горизонтальную ось вращения . Каждый стабилизатор 8 расположен на дисковой площадке, установленной поворотно на оси и имеющей с внутренней стороны шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней,связанной с приводом синхронного поворота стабилизаторов 8. 9 ил. СЛ С 4 J 5 8 со со о о о 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si)s В 64 С 29/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
00 (d
О
О о (21) 4954562/23 (22) 28.06.91 (46) 23.07.93 Бюл. М 27 (76) B.Ã.Åëèñòðàòîâ (56) Авиационная и космическая техника.
Техническая информация. ЦАГИ, гв 12 (1586), 1988. (54) САМОЛЕТ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ ЕЛИСТРАТОВА В.Г. (57) Изобретение относится к воздушному транспорту и может найти широкое применение в различных сферах. Цель изобретения — повышение маневренности. Самолет содержит фюзеляж 1 с кабиной 9, двигательную установку 4, стабилизаторы 8 и поворотные из горизонтальной в вертикальную плоскость 5 с двигательной установкой 7.
Фюзеляж 1 имеет треугольную форму, в
„, Ы„„1830016 АЗ центральной части которого выполнено сквозное отверстие 2 с установленным в нем подъемным винтом 3, кинем атически связанным с его двигательной установкой 4.
По обе стороны от него симметрично выполнены сквозные отверстия 6 с установленными в них поворотными винтами 5.
Стабилизаторы 8 расположены за каждым из поворотных винтов 5 и выполнены поворотными вокруг вертикальной оси. Поворотный винт 5 установлен в полусферическом кольце, имеющем горизонтальную ось вращения. Каждый стабилизатор 8 расположен на дисковой площадке, установленной поворотно на оси и имеющей с внутренней стороны шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней, связанной с приводом синхронного поворота стабилизаторов 8.
9 ил.
1830016
Изобретение относится к области воздушного транспорта и может найти широкое применение в различных сферах.
Цель изооретения — повышение маневренностии.
На фиг. 1 изображен самолет, вид сверху; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг.
3 — узел установки поворотного винта и механизм передачи момента и поворота; на фиг, 4 — узел установки подъемного винта и механизм передачи момента; на фиг. 5 — вид на подъемный винт; на фиг, 6 — вид на стабилизатор сверху и расположение приводных шестерен; на фиг. 7 — сечение Б-Б на фиг. 6; на фиг. 8 — сечение В-В (носовая часть) íà +. r. 1; на фиг. 9 — сечение Г-Г (боковые части фюзеляжа) на фиг. 1, Самолет содержит фюзеляж 1, имеющий форму, приближающуюся к форме треугольника, В центральной части фюзеляжа выполнено сквозное отверстие 2, в котором установлен подъемный винт 3, связанный кинематически с его двигательной установкой 4.
По обе стороны от винта 3, симметрично установлены поворотные винты 5, расположенные в сквозных отверстиях 6 в фюзеляже 1, переходящих в сторону верхней поверхности фюзеляжа 1 с плавными сопряжениями, для обеспечения аэродинамических характеристик.
Винты 5 также связаны со своими двигательными установками 7.
За поворотными винтами 5 расположены стабилизаторы 8, выполненные синхронно поворотными вокруг вертикальной оси, В носовой части фюзеляжа 1 расположена кабина 9, а на поверхности его днища выполнены опорные элементы 10 (фиг. 2), Винты 5 установлены в полусферическом кольце 11 на горизонтальной оси 12, связанной через поворотный пустотелый вал 13 с приводом поворота (не изображен).
На фиг, 2 изображен продольный разрез по А-А самолета с указанием характерных геометрических размеров и траекторий движения основных злементов, Поворотный винт 5, находящийся в полусферическом кольце 11 с усеченной верхней частью ориентировочно 2/3 от плоскости, проходящей через ее центр параллельно плоскости вращения винта 5.
При повороте винта 5 из горизонтальной плоскости в вертикальную т.А перемещается по дуговой траектории, имеющей радиус ОА — радиус полусферического кольца 11, т,Π— его центр.
Между полусферическим кольцом 11 и винтом 5 выполнен зазор, позволяющий свободно вращаться винту 5, Полусферическое кольцо 5 несет дополнительно защитную функцию от постороннего воздействия. Конструкция позволяет использовать защитные сетки для исключения попадания в винты, в том числе и в подъемный, посторонних предметов, главным образом птиц, Вал 14 винта 5 установлен в подшипниковых опорах 15 и соединен через шестерни
16 и 17 и вал 18, установленный относительно полого вала 13 в подшипниковых опорах
19, с двигательной установкой 7.
Привод подъемного винта 3 выполнен аналогично приводу винтов 5 и содержит шестерни 20 и 21, одна из которых — 20 укреплена на валу 22, установленного в подшипниковых опорах 23, а вторая — 21 — на валу 24, расположенном относительно корпуса фюзеляжа 1 в подшипниковых опорах 25.
Каждый из стабилизаторов 8 установлен на дисковой площадке 26, на валу 27, имеющей с внутренней части секторную шестерню 28, находящуюся в зацеплении с шестерней 29, установленной на приводном в."лу 30, соединенным с механизмом синхронного поворота (не изображен) стабилизаторов 8.
Самолет функционирует следующим образом.
При взлете располагают винты 5 в горизонтальной плоскости и запускают двигательные установки 4 и 7. После подъема переводят винты 5 из горизонтального положения в вертикальное, что обеспечивает возможность движения самолета вперед.
Изменением положения стабилизатора 8 выполняют повороты в необходимые стороны, Для осуществления посадки переводят винты 5 в горизонтальное положение и снижают самолет.
Фюзеляж самолета имеет оптимальную форму; и в сочетании с оптимальными выше конструктивными особенностями самолет обладает высокими летными характеристиками.
Формула изобретения
1. Самолет с вертикальным взлетом и посадкой, содержащий фюзеляж с кабиной, двигательную установку, стабилизаторы и поворотные из горизонтальной в вертикальную плоскость винты, связанные кинематически с двигательной установкой и с механизмом их синхронного поворота, отличающийся тем, что, с целью повышения маневренности, фюзеляж имеет
1830016 треугольную форму, в центральной части которого выполнено сквозное отверстие с установленным в нем подъемным винтом, кинематически связанным с его двигательной установкой, по обе стороны от которого симметрично выполнены сквозные отверстия с установленными в них поворотными винтами, при этом стабилизаторы расположены за каждым из поворотных винтов и выполнены поворотными вокруг вертикальной оси, 2. Самолет по и, 1, отл и ч а ю щи и с я тем, что поворотный винт установлен в полусферическом кольце, имеющем горизонтальную ось вращения.
5 3. Самолет по и. 1, отличающийся тем, что каждый стабилизатор расположен на дисковой площадке, установленной поворотно на оси и имеющей с внутренней стороны шестерню, находящуюся в зацеп10 лении с шестерней, связанной с приводом синхронного поворота стабилизаторов.
1830016
1830016
Составитель В, Штыльков
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Н. Гунько
Редактор С, Кулакова
Заказ 2487 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101




