Воздушно-реактивный двигатель
Использование: авиадвигателестроение. Сущность изобретения: компрессор выполнен в виде газоструйного вихревого эжектора, камера смешения 2 которого образована цилиндрическим насадком 4 воздухозаборного устройства и корпусомобечайкой 1 двигателя, внутри которой размещена кольцевая камера сгорания 7 (КС) с кольцевой решеткой тангенциальных сопел 5 на входе в камеру смешения. Поджатие и подвод воздуха в камеру сгорания осуществляется посредством радиально-осевого диффузора 6, размещенного на входе в осесимметричное сопло 8 с центральным телом 10 и спрямляющим аппаратом 9. Продукты сгорания из КС, поступающие через тангенциальные сопла 5 в камеру смешения создают устойчивый вихрь, который засасывает, подогревает и сжимает наружный воздух, часть которого поступает на вход в КС, а другая часть через спрямляющий аппарат покидает двигатель, создавая реактивную тягу. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (! I ) (51)5 F 02 К 7/10
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К ПАТЕНТУ
1 (21) 4772460/06 (22) 22.12.89 (46) 15.07.93. Бюл. f4 26 (76) И,И.Борисенко (56) Патент США hb 3925981, кл. F 02 К7/02, опублик. 1975. (54) ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (57) Использование: авиадвигателестроение. Сущность. изобретения: компрессор выполнен в виде газаструйнаго вихревого эжектора, камера смешения 2 которого образована цилиндрическим насадкам 4 воздухозаборного устройства и корпусомобечайкай 1 двигателя, внутри которой раэИзобретение относится к воздушна-реактивным установкам, преимущественно двигателям, в основе непрерывного рабочего цикла которых используется индуцирование воздуха в двигатель с помощью эжектирования и рециркуляции части рабочего тела в полузамкнутом цикле.
Цель изобретения — повышение. КПД цикла, расширение диапазона режимов ра-.. боты, улучшения габаритна-мас цаых характеристик.
Устройство непрерывного цикла и, следовательно, имеет больший расход воздуха и тягу. Непрерывные циклы производительнее, тише в работе, компактнее, с меньшим весом. Известная мцогорежимность вихревых эжекторов, на основе цикла которых выполнен двигатель, сообщает и двигателю многорежимнасть в работе, ме(цена кольцевая камера сгорания 7 (КС) с кольцевой решеткой тан(енциальных сопел
5 на входе в камеру смешения. Поджатие и подвод воздуха в камеру сгорания осуществляется посредством радиально-осевого диффузара 6, размещенного на входе в осесимметричное сопла 8 с центральным телом
10 и спрямляющим аппаратом 9. Продукты сгорания из КС, поступающие через тангенциальныее сопла 5 в камеру смешения созда. ют устойчивый вихрь, который засасывает, йодогревает и сжимает наружный воздух, часть которого поступает на вход в КС, а другая часть через спрямляющий аппарат покидает двигатель, создавая реактивную тягу. 1 ил.
Повышение КПД цикла достигается несколькими факторами.
Так, всасывание по оси в разреженный центр вихря и плавная раскрутка холостого потока на смешивание —.уменьшает потери на всасывание. B прототипе всасывание О осуществляется с периферии к цент )у и цен- Q тробежная сила вихря создает противодавление всасыванию. Степень сжатия вихревых эжекторов выше, чем прямоструйных, на основе которых работает прототип и известно, что от степени сжатия экономичность зависит в решающей степени.
Иэ теории вихревых труб известно, что отвод газа из вращающегося вихря по центру и из периферии создает вихревой эффект Ранка, заключающийся в том, что на
Сжатие в диффуэор с периферии поступает газ с большей кйнетической энергией. А это повышает степень сжатия и КПД работы
1828512
Составитель И.Борисенко
Техред М.Моргентал Корректор 0,Кравцова
Редактор
Заказ 2368 . Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 диффузора, При этом уменьшается потребная часть газа, отбираемая в диффузор на сжатие и большая часть газа направляется в сопло для срабатывания в полезную работу, Компактность установки снижает гид. равлические потери на трение. Все факторы дополняют друг друга и существенно повышают КПД цикла, На чертеже изображена схема ВРД в . разрезе.
ВРД содержит обечайку 1, образующую камеру смешения 2, входное устройство, содержащее диафрагму 3 и трубу 4, смонтированную в диафрагме, решетка из активных сопел 5, смонтированных снаружи камеры смешения тангенциально на ее входе, радиально-осевой или радиальный, например безлопаточный (щелевой) диффузор 6; смонтированный снаружи камеры смешения 2 на ее выходе, камеру сгорания 7, выполненную в обечайках диффузора 6 снаружи камеры .смешения 2, и на входе в активные сопла 5.
Выходное сопло 8 содержит спрямляющий
annapat 9 на входе и, подвижное по оси, центральное тело 10.
Активные. сопла срабатывают высокотемпературный газ и высокоскоростными тангенциальными струями создается вихрь в камере смешения 2. Энергия импульса сопл аккумулируется в вихре. Внутри вихря создается разрежение и через трубу 4 воздух засасывается по оси внутрь двигателя.
Суммарный поток на выходе разделяется на две части: одна меньшая часть поступает в диффузор 6, сжимается и поступает в камеру сгорания 7, куда подается топливо и происходит процесс горения. Высокотемпера-. турный газ поступает в активные сопла 5, срабатывает подведенный. теплоперепад и за счет полученной энергии импульса в соплах 5 поддерживается вращение вихря.
Другая часть суммарного потока на выходе из камеры смешения 2 поступает в спрямляющий аппарат 9, раскручивается и выходит через сопло 8, Реактивная тяга создается в
10 спрямляющем аппарате 9 и в сопле 8. Центральное тело 10 перемещается по оси, изменяет критическое сечение сопла 8 для оптимальной работы на всех режимах.
Формула изобретения
Воздушно-реактивный двигатель, со. держащий входной безлопаточный радиально-осевой диффузор, кольцевую камеру сгорания, расположенную в обечайке двига20 теля, вихревую камеру смешения, выходное реактивное сопло с центральным телом и со спрямляющим аппаратом, перепускной канал для забора воздуха в камеру сгорания в сечении перед соплом, о т л и ч а ю щ и и -.
25 с я тем, что, с целью повышения КПД, расширения диапазона режимов работы, улучшения габаритно-массовых характеристик и регенеративного подогрева воздуха на входе в камеру сгорания, входной диффузор
30 снабжен цилиндрическим насадком, скрепленным с выходным сечением камеры сгоракия диафрагмой, на выходе из камеры сгорания и входе в камеру смешения тангенциально к оси установлены активные сопла, 35 а центральное тело сопла установлено по оси двигателя с возможностью перемещения.

