Способ усталостных испытаний материала конструкции при случайном эксплуатационном нагружении

 

Изобретение относится к способам механических испытаний, а именно усталостных ресурсных испытаний при случайном нагружении. Цель изобретения - повышение точности испытания конструкций из полимерных композиционных материалов за счет обеспечения одинакового изменения физико-механических характеристик материала конструкции в условиях эксплуатации и испытания. Определяют уровень эквивалентного гармонического нагружения на каждом этапе эксплуатации конструкции. Определяют разностную температуру разогрева конструкции и подбирают на каждом этапе такую частоту, чтобы в образце реализовалась такая же температура разогрева. Об уровне поврежденности конструкции судят по зависимости остаточной прочности образцов, отнесенной к начальной прочности . 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (в>я G 01 N 3/32

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4902207/28 (22) 14.01.91 (46) 07.07.93, Бюл. М 25 (72) Г.В.Сулаквелидзе (56) Гусев А.С. Сопротивление усталости и, живучесть конструкций при случайных нагрузках. — M. Машиностроение, 1989, с.183 — 195. (54) СПОСОБ УСТАЛОСТН ЫХ ИСПЫТАНИЙ

МАТЕРИАЛА КОНСТРУКЦИИ ПРИ СЛУЧАЙ Н ОМ Э КСПЛУАТАЦИ ОН НОМ НАГРУЖЕНИИ (57) Изобретение относится к способам механических испытаний, а именно усталостных ресурсных испытаний при случайном нагружении. Цель изобретения — повышеИзобретение относится к способам механических испытаний. а именно к способам усталостных ресурсных циклических испытаний при случайном нагружении.

Цель изобретения — повышение точности испытаний конструкций иэ полимерных композиционных материалов за счет обеспечения одинакового изменения физикомеханических характеристик материала конструкции в условиях эксплуатации и испытаний.

Для этого обеспечивается одинаковый температурный режим в месте максимальной скорости накопления поврежденности конструкции в условиях эксплуатации и испытания. для чего определяют эквивалентную частоту иэ условия одинаковой скорости разогрева на каждом уровне нагружения.. Ж» 1826027 А1 ние точности испытания конструкций из полимерных композиционных материалов за счет обеспечения одинакового измене- „

0 . ния физико-механических характеристИк материала конструкции в условиях эксплуатации и испытания. Определяют уровень эквивалентного гармонического нагружения на каждом этапе эксплуатации конструкции.

Определяют разностную температуру разогрева конструкции и подбирают на каждом этапе такую частоту, чтобы в образце реализовалась такая же температура разогрева, Об уровне поврежденности конструкции судят по зависимости остаточной прочности образцов, отнесенной к начальной прочноCTM. 3 MR.

В заявленном техническом решении положительный эффект. достигается за счет того, что на каждой ступени нагружения . определяют частоту, при которой равновесная температура равна равновесной температуре на соответствующем этапе случайного эксплуатационного нагружения.

На фиг. 1 показан закон нагружения в условиях эксплуатации; на фиг. 2 — закон изменения температуры; на фиг, 3 — эквивалентный режим нагружения.

Устройство для реализации способа представляет собой стандартную установку для нагружения образцов или элементов конструкций циклической нагрузкой при различных значениях частоты и уровня нагрузки. Поскольку такие установки широко известны, схема устройства для реализации способа на чертежах не показана.

1826027

Способ реализуется следующим способом.

Конструкцию нагружают циклически s условиях эксплуатации, определяют параметры зависимости напряжения от времени 5 и равновесную температуру, соответствующую каждому этапу циклического нагружения. Затем объекты испытания (например, образцы или модели конструкции) нагружа.ют на эквивалентном уровне нагрузки, кото- 10 рый определяют известным методом (А.C.Ãóñåâ. Сопротивление, усталости и живучесть конструкции при случайных нагрузках, М., Машиностроение, 1989, с. 183-195) на,. каждом этапе эксплуатационного случайно- 15

ro нагружения, При этом изменяя частоту нагружения, при каждом уровне нагружения определяют зависимость равновесной температуры объекта испытания, например образца, от час- 20 тоты нагружения. Данную зависимость определяют следующим образом. Первую партию образцов нагружают на первом эквиалентном уровне -О1 напряжения при различных частотах и определяют частоту в1 нагружения первого блока, при котором равновесная температура разогрева образца совпадает с температурой Т1 на первом этапе эксплуатации,,в месте наибольшей скорости накопления поврежденности, После этого вторую партию образов нагружают при уровне напряжений о1 и частоте ин в течение числа циклов, соответствующего первому этапу эксплуатациононого нагружения, при этом образцы второй партии приобрели поврежденность такую же, как конструкция после первого этапа нагруже- ния. Поскольку разогрев конструкции зависит от ее поврежденности, изменяющей условия диссипации энергии в материале, 40 определять зависимость равновесной температуры от частоты на втором этапе необходимо с помощью образцов, имеющих такую же поврежденность, как конструкция после первого этапа эксплуатационного на- 45 гружения. После того, -как образцы второй партии нагружают при уровне напряжений о2 при различных частотах, определяют частоту и>р,при которой равновесная температура образца соответствует равновесной 50 температуре второго этапа эксплуатации конструкции, Образцы третьей партии нагружают последовательно на уровне о1 с частотой в1 и на уровне о с частотой са в течение чисел циклов N> и М2,соответствую- 55 щих длительностям нагружейий на первом и втором этапах эксплуатационного нагружения. Данная процедура повторяется столько раз, сколько этапов содержит эксплуатационное нагружение, В результате такого нагружения определяют характеристику поврежденности, например остаточную прочность, в зависимости от наработки.

Для этого часть образцов каждой партии перед началом нагружений соответствующего этапа нарушают и дополнительную партию разрушают после нагружения. В результате получают значения остаточной прочности от нагружения в момент, соответствующие переходу нагружения от этапа к этапу, а также — началу и концу эксплуатационного нагружения, что позволяет определить зависимость остаточного ресурса эксплуатационной конструкции. Для получения более частой сетки значений наработки, можно дополнительно испытывать образцы по полученной программе нагружения и разрушать их с определением остаточной прочности в требуемые моменты времени.

Пример раелизации способа, Определялся ресурс стеклопластиковых труб диаметром 240 мм при действии осевой пульсирующей нагрузки. Случайная нагрузка состояла из трех этапов, эквивалентные уровни которых соответствовали 1,1;

1,2 и 1,4 от предела выносливости на базе 2 млн. циклов. Прирост температуры при испытании труб в условиях окружающей комнатной температуры составил соответственно 8

К, 18 К и 46 К, Испытание трех партий образцов из материала оболочек (ППН, связующие ЭДТ-10) позволило определить эквивалентные частоты 6 Гц, 7 Гц и 4 Гц соответственно. Длительности нагружения составляли соответственно 20 тыс., 20 тыс. и 10 тыс, циклов. В результате получили зависимость остаточной прочности, отнесенной к начальной прочности: после первого этапа 0.95: после второго этапа 0,92, после третьего этапа 0,82. В результате нагружения партии труб эксплуатационной нагрузкой (часть иэ этой партии разрушили осевой силой до начала циклического нагружения, в часть — после) получили остаточную прочность 0,805 +- 0,025. Если нагружать партию образцов при одной средней частоте 6 Гц, то остаточная прочность, отнесенная к начальной, составила 0.76 вследствие сильного ,разогрева на последнем этапе (93 К).

Таким образом, погрешность в определении повреждейности. согласно заявленному способу, составляет величину порядка

8 j((0,015/0,195), а при испытании согласно прототипу погрешность составляет 187О (0,035/0,-195), т.е, заявленный способ позволяет повышать точность определения остаточного ресурса конструкции.

182 б027

Тр

7i т, т, Формула изобретения

Способ усталостных испытаний материала конструкции при случайном эксплуатационном нагружении, заключающийся в том, что определяют уровни гармонического нагружения и эквивалентные нагружения на различных этапах эксплуатационного нагружения конструкции, циклически нагружают образцы из материала конструкции в месте наибольшей скорости накопления повреждений последовательно при указанных уровнях и определяют ресурс конструкции по накоплению поврежденности в образцах, о т л и ч в ю шийся тем, что, с целью повышения точности испытаний конструкции из полимерных композиционных материалов за счет обеспечения одинакового изменения физико-механических характеристик материала в условиях эксплуатации и испытания. определяют равновесную тем5 пературу каждого этапа в месте наибольшей скорости накопления поврежденности конструкции, нагружение образцов при каждом уровне напряжения осуществляют с частотой, при которой равновесная температура

10 образца совпадает с равновесной температурой соответствующего этапа эксплуатационного нагружения конструкции, а о накоплении поврежденности в образцах судят по изменению по времени их остаточной

15 прочности, отнесенной к начальной прочности, 1826027

Составитель Г. Сулаквелидзе

Редактор С. Рожкова . Техред М.Моргентал Корректор И. Шмакова

Заказ 2317 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ усталостных испытаний материала конструкции при случайном эксплуатационном нагружении Способ усталостных испытаний материала конструкции при случайном эксплуатационном нагружении Способ усталостных испытаний материала конструкции при случайном эксплуатационном нагружении Способ усталостных испытаний материала конструкции при случайном эксплуатационном нагружении 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам испытаний на долговечность конструкционных материалов и позволяет повысить точность за счет исключения погрешностей, связанных с неустойчивым характером роста начальной трещины и ослаблением зоны контроля

Изобретение относится к установкам для испытания образцов на усталость

Изобретение относится к испытательной технике Оно имеет целью обеспечить точную автоматическую регистрацию длины усталостной трещины, возникающей в образце , причем в качестве источников колебаний используются шаговые электродвигатели

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к установкам для испытания на усталость группы образцов как в одноцикловом, так и в двухцикловом режиме нагружения

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к установкам для испытания образца материала на усталость при осевом нагружении

Изобретение относится к испытательной технике, к установкам для деформирования образцов материалов при испытаниях их демпфирующих свойств

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к испытательной технике для определения показателей динамических свойств эластичных образцов в режиме ударного нагружения и может быть использовано в шинной и резинотехнической промышленности

Изобретение относится к измерениям физико-механических свойств клеевых соединений и может быть использовано в различных областях народного хозяйства, где необходим расчет на прочность клеевых соединений

Изобретение относится к устройствам для изучения физико-механических свойств картофеля и может быть использовано для определения повреждений клубней картофеля при оптимизации работы картофелеуборочных машин, а также в селекции новых сортов картофеля, предназначенных для механизированного возделывания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к исследованию прочностных свойств материалов, а именно к установкам для испытания образцов на усталость при двухчастотном нагружении

Изобретение относится к испытаниям конструкционных материалов и может быть использовано при определении достоверных свойств металлов в упругой области деформации

Изобретение относится к методам испытания материалов на усталостную прочность, в частности к способам определения предела контактной выносливости материала

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к стендам для динамических испытаний элементов воздушного винта летательного аппарата, например, лопастей винта вертолета, при комбинированных нагрузках
Наверх