Инерционная муфта б.ф.кочеткова
Использование: в машиностроении, в частности в транспортном машиностроении и станкостроении, а также в составе автоматических передач. Ведущая 1 и ведомая 2 полумуфты размещены на оси 0-0 муфты. К ведущей полумуфте наклонно прикреплен кривошип 3. на конце которого закреплен шип 4. На шипе 4. перпендикулярно его оси, на подшипнике 5 размещен маховик 6. Общая ось шипа и маховика расположена с наклоном к оси О-О муфты и пересекается с ней в точке Oi, в которой размещен центр массы маховика. В центральной части маховика размещена пара зацепления конических колес, одно из которых 8 соосно жестко соединено с маховиком, а другое 9 установлено на ведомом валу 2. Балансировка муфты достигается применением противовеса 10. Вращающий момент передается за счет вращения маховика 6 одновременно вокруг осей О-О и Oi-Oi. что приводит его к принудительным колебаниям и чередующимся изменением направления вектора момента количества движения. 5 ил.
СОЮЗ сОВЕТСКИх
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)з F 16 0 43/20
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ фИ/
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 . (21) 4944037/27
{22) 11.06.91 (46) 07.06.93. Бюл. М 21 (75) Б.Ф. Кочетков (56) Авторское свидетельство СССР
М 1555564, кл. F 16 D 43/14, 1987. (54) ИНЕРЦИОННАЯ МУФТА Б.Ф.КОЧЕТКОВА (57) Использование:.в машиностроении, в частности s транспортном машиностроении и станкостроении, а также в составе автоматических передач. Ведущая 1 и ведомая 2 полумуфты размещены на оси 0-0 муфты. К ведущей полумуфте наклонно прикреплен кривошип 3, на конце которого закреплен
„„5U„„1820073 Al шип 4. На шипе 4, перпендикулярно его оси, на подшипнике 5 размещен маховик 6. Общая ось О> — 0i шипа и маховика расположена с наклоном к оси 0-0 муфты и пересекается с ней в точке О>, в которой размещен центр массы маховика. В центральной части маховика размещена пара зацепления конических колес, одно из которых 6 соосно жестко соединено с маховиком, а другое 9 установлено на ведомом валу 2. Балансировка муфты достигается применением противовеса 10. Вращающий момент передается за счет вращения маховика 6 одновременно вокруг асей 0-0 и 01-01, что приводит его к принудительным колебаниям и чередующимся изменением направления вектора момента количества движения; 5 ил.
1820073
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортном машиностроении и станкостроении, в частности в автоматических передачах.
Целью изобретения является уменьшение динамических нагрузок и повышение плавности передачи вращающего момента при одновременном упрощении конструкции, уменьшении массы, повышение компактности, надежности и нагруэочной способности.
На фиг,1 и 2 изображена инерционная муфта в двух проекциях; на фиг.З вЂ” муфта в работе; на фиг.4 и 5- варианты конструктивного оформления муфты (разрез в вертикальной плоскости по оси 0-0).
Инерционная муфта содержит соосные ведущий 1 и ведомый 2 валы, размещенные на оси Π— О муфты. К ведущему валу с наклоном в сторону ведомого вала прикреплен кривошип 3, на конце которого закреплен шип 4, на котором размещен с применением шарнира 5 инерционный груз в виде маховика 6. Общая осевая линия 01 — 01 шипа и ллаховика расположена с наклоном к оси .i
0-0 муфты и пересекается с ней в точке О, с которой совмещен центр массы маховика 6, обод которого располагается в плоскости
В-В, проходя щейчерез эту точку 0 с наклоФ ном к оси 0-0 муфты, В свободном пространстве 7 центральной части маховика размещена пара зацепляющихся конических зубчатых колес, одно из которых — колесо маховика 8 — жестко соосно соединено с маховиком 6, а другое — ведомое колесо 9 — жестко установлено на ведомом валу 2, К кривошипу 3 крепится противовес 10, уравновешивающий массу кривошипа, что обеспечивает балансировку муфты относительно оси Π— 0 с учетом того, что центр массы маховика находится на этой оси, На фиг.4 приведен вариант конструктивного оформления муфты, при котором колесо 8 маховика 6 имеет меньший диаметр по сравнению с ведомым колесом 9.
Нэ фиг.5 приведен вариант конструктинного оформления муфты, при котором колесо 8 маховика имеет больший диаметр по сравнению с ведомым колесом 9.
При любом варианте конструктивного оформления оси 01-01 и 0-0 соответствующих колес 8 и 9 пересекаются в точке О,. совмещенной с центром массы маховика 6.
Инерционная муфта работает следующим образом.
При вращении ведущей полумуфты 1, 3, 4 вместе с маховиком 6 вокруг оси Π— О муфты и неподвижном ведомом вале 2 или при частоте его вращения меньшей частоты вращения ведущего вала 1 колесо 8 маховика 6
Инерционная муфта компактна, имеет высокую нагрузочную способность, проста по устройству, а следовательно, и дешева.
Она может быть использована в любых транспортных средствах, в том числе при передаче большей мощности, а также в известных автоматических передачах. В легких транспортных средствах (мотоциклах, мотоколясках для инвалидов) она может заменить коробку передач. Муфта обеспечивает более рациональное использование мощности двигателя и более полное сгорание горючего, что повышает экологическую безопасность транспортных средств. Однообкатывается по ведомому колесу 9, приводя маховик во вращение вокруг оси 01-.01.
Вращение маховика одновременно вокруг двух пересекающихся осей Π— О и 01 — 01 его вращением вокруг точки О пересечения этик осей с одновременным колебательным движением, амплитуда которого показана на фиг.Ç углом а. Вращающийся маховик имеет определенный момент количества
"0 движения. Известно, что момент количества движения тела относительно точки является векторной величиной и при этом он проявляется с соблюдением фундаментального физического закона сохранения. В данном
15 случае направление вектора момента количества движения колеблющегося маховика постоянно принудительно изменяется, что является следствием воздействия на маховик момента внешней силы со стороны ве20 домого колеса 9. При этом ведомое колесо 9 воспринимает момент силы со стороны маховика 6 и передает его на ведомый вал 2.
Величина передаваемого вращающего момента зависит от интенсивности изменений
2ч момента количества движения, т,е. от частоты колебаний вращающегося маховика, следовательно, она находится в прямой зависимости от разности угловых скоростей ведущего 1 и ведомого 2 валов. Вращаю30 щийся момент на ведомый вал передается плавно без пауз и пульсаций, поскольку такой же характер имеет изменение направления вектора момента количества движения маховика, Особенности работы муфты зави35 сят от соотношений размеров применяемых зубчатых колес 8 и 9. При прочих равных условиях у муфты по фиг.4 маховик вращается с большей частотой по сравнению с муфтой по фиг.5.
40 Цель изобретения достигается применением в качестве инерционного груза массивного маховика и принудительным его вращением одновременно вокруг двух осей, пересекающихся в точке, с которой совме45 щен центр массы маховика.
1820073 временно облегчает управление транспортным средством.
Фомула изобретения
Инерционная муфта, содержащая соосные ведущую и ведомую полумуфты, кинематически связанные между собой посредством кривошипа и инерционного груза, и средство связи груза с ведомой полумуфтой, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения динамических нагрузок и повышения плавности передачи вращающего момента при одновременном упрощении конструкции, уменьшения массы повышения компактности наде кногти и нагруэочной способности. средство связи груза с ведомой полумуфтой выполнено в виде пары находящихся в зацеплении кони5 ческих зубчатых колес, кривошип выполнен с шипом на конце и установлен на ведущей полумуфте под углом к оси муфты и обращен в сторону ведомой полумуфты, инерционный груз выполнен в виде маховика, шарнирно
10 размещенного на шипе перпендикулярно его оси, при этом общая ось шипа и маховика расположена под углом к оси муфты, в точке пересечения с которой расположен центр массы, 1820073
Фы4
4 5
Составитель Б. Кочетков
Техред М.Моргентал Корректор С. Пекарь
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2015 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5



