Инерционная муфта б.ф.кочеткова
Использование: в машиностроении, в частности в транспортном..машиностроении. Сущность изобретения: ведущий 1 и ведомый 3 валы установлены соосно. К ведущему валу прикреплен кривошип 3. Кривошип и ведомый вал соединяет промежуточный вал 5, расположенный под углом к оси О-О муфты и соединенный с кривошипом 3 посредством подшипника 4. установленного на его конце, а с ведомым валом 2 - при помощи универсального шарнира 6, который размещен в точке пересечения оси муфты 0-0 и оси промежуточного вала. К промежуточному валу с эксцентриситетом посредством радиальной связи 7 присоединен инерционный груз 8. Во втором варианте устройства применяется два груза, раслоло женных симметрично относительно промежуточного вала. Вращающий момент передается за счет циклического изменения момента количества движения инерционных грузов 8 при вращении ведущего вала 1 с большей частотой по сравнению с ведомым валом 2. 1 з. п. ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)л F 16 0 43/20
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4942371/27 (22) 04.06.91 (46) 07.06;93. Бюл. hL 21
P5) Б.Ф.Кочетков (56) Авторское свидетельство СССР йв 1555564, кл. F 16 0 43/14, 1990. (54) ИНЕРЦИОННАЯ МУФТА Б.Ф.КОЧЕТКОВА (57) Использование: в машиностроении, в ча. стности в транспортном. машиностроении. .Сущность изобретения: ведущий 1 и ведомый
3 валы установлены соосно. К ведущему валу прикреплен кривошип 3. Кривошип и ведомый вал.соединяет промежуточный вал 5, . расположенный под углом к оси 0-0 муфты и. соединенный с кривошипом 3 посредст„„Я „„1820070 А1 вом подшипника 4. установленного на его конце, а с ведомым валом 2 — при помощи универсального шарнира 6, который размещен в точке пересечения оси муфты 0-0 и оси 01-01 промежуточного вала. К промежуточному валу с зксцентриситетом посредством радиальной связи 7 присоединен инерционный груз 8. Во втором варианте устройства применяется два груза, расположенных симметрично относительно промежуточного вала. Вращающий момент передается за счет циклического изменения момента количества движения инерционных грузов 8 при вращении ведущего вала 1 с большей частотой по сравнению с ведомым валом 2. 1 3. и. ф-лы, 4 ил.
1820070
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортном машиностроении и станкостроении.
Целью изобретения является упрощение конструкции, уменьшение массы, повышение надежности конструкции и сокращение потерь энергии на трение.
На фиг. 1 и 2 изображена инерционная муфта в двух проекциях; на фиг. 3 — муфта в работе; на фиг. 4 — вариант устройства муфты.
: Инерционная муфта (фиг. 1 и 2) содержит соосные ведущий 1 и ведомый 2 валы, установленные на оси Π— О муфты. К ведущему валу прикреплен кривошип 3, на конце которого установлен шарнир 4 в виде подшипника, линия оси 01 — 0 которого пересекается с осью 0-0 муфты. Кривошип и ведомый вал соединяет промежуточный вал
5, расположенный наклонно к оси 0-0 муфты и связанный с кривошипом посредством
4 и с ведомым валом — при помощи универ- сального шарнира G, который размещен в точке пересечения оси Π— О муфты и оси
0> — 01 подшипника, являющейся в то же время осью промежуточного вала. К промежуточному валу 5 при помощи радиальной . связи 7, выполненной-в виде стержня, крепится груз 8, расположенный эксцентрически относительно осевой линии 01-0i промежуточного вала 5..
Вариант конструктивного оформления по фиг. 4 отличается от приведенного выше наличием второго груза, прикрепленного к промежуточному валу 5 симметрично пер.вому грузу 8.
Инерционная муфта работает следующим образом;
При вращении ведущей полумуфты 1, 3, 4 и неподвижном ведомом вале 2 в связи с приложенной к нему нагрузкой, кривошип 3 с промежуточным валом 5 и грузом 8 совершает обороты вокруг оси О-О муфты; При этом промежуточный вал 5, связанный шарниром G с ведомым валом 2, вокруг оси 0101 не вращается, Последовательное положение груза 8 при круговом движении его вокруг оси Π— О по часовой стрелке и при условии, когда ведомый вал 2 неподвижен, показано на фиг. 3 штрихпунктирными ли, ниями и обозначено соответственно буквами А, Б; В, Г, В связи с тем, что вал 5 при данных условиях вокруг своей оси 0> — 01 не вращается, ориентированность груза в пространстве при его круговом движении вокруг оси 0-0 муфты остается неизменной, Наибольшее расстояние от оси вращения
0-О, являющейся системой отсчета для действующих в муфте сил и ускорений, груз будет иметь в положении А и наименьшее— в положение В. Исходя из этого, максимальная величина момента количества движения груза будет при прохождении им положения
А и минимальное — в положение В. Согласно закону сохранения момента количества движения, его величина может быть изменена только под действием внешних сил. Нэ участке А-Б-В внешнее воздействие на груз уменьшило его момент количества движе"0 ния, а на участке движения В-Г-А — увеличило до максимального значения. Причиной этого с одной стороны является передача энергии грузу от ведущего вала 1, связанного с-источником энергии, при удалении гру1.5 за от оси вращения 0-0, в том числе и под действием центробежной силы, и с другой стороны взаимодействие груза с ведомым валом 2 при его приближении к этой оси и ведомому валу, который является потреби20 телем энергии, Груз при этом движется против направления действия центробежной силы, Следовательно, груз передает момент на ведомый вал 2 во время его приближения к оси вращения 0-0 и уменьшения при этом
25 момента количества движения. Этим определяется передача на ведомый вал 2 постоянного по направлению вращающего момент. под действием которого ведомый вал преодолевает нагрузку и приводится во .
30 вращение. Величина вращающего момента находится в прямой зависимости от величины разности угловых скоростей ведущего 1 и ведомого 2 валов. Инерционная муфта может передавать вращающий момент и при
35 одинаковой, частоте вращения ведущего 1 и ведомого 2 валов в случае, когда положение груза 8 на определенном расстоянии от оси . 0-0 создает под действием центробежной силы относительно этой оси момент, величи40 на которого уравновешивает нагрузку на ведомом валу. При этом небольшие изменения нагрузки приводят к соответствующим перемещениям груза в радиальном направлении, т, е. инерционная муфта про45 являет упругие свойства.
Работа инерционной муфты на фиг. 4 отличается от приведенной выше тем, что наличие второго груза сглаживает в переда«е вращающего момента, поскольку при
50 удалении одного груза от оси вращения под действием подводимой по ведущему валу.1 мощности и центробежной силы, когда момент на ведомый вал не передается, второй груз в это время в результате взаимодейст55 вия с ведомым валом приближается к оси вращения 0-0, теряет момент количества движения, а следовательно, передает на ведомый вал вращающий момент. При этом уменьшаются и воздействующие на муфту динамические нагрузки, поскольку два гру1820070 за сбалансированы относительно из вала 5, а общая их масса может быть уравновешена относительно осевой линии 0-0 применением противовеса.
Инерционная муфта обеспечивает воз- 5 можность вращения ведущего и ведомого валов с разной и переменной угловой скоростью, зависящей от нагрузки на ведомом валу и наряду с этим может выполнять функции предохранительной муфты. Она про- 10 ста по устройству, поскольку не содержит сложных деталей, имеет низкую стоимость.
Формула изо Сретения
1. Инерционная муфта, содержащая соосные ведущую и ведомую полумуфты, соединенные с ведущим и ведомым валами и кинематически связанные между собой посредством кривошипа и инерционного гру- 20 за, отличающаяся тем. что, с целью упрощения конструкции, уменьшения массы, повышения надежности и сокращения потерь энергии на трение, она снабжена промежуточным валом и универсагьным шарниром, кривошип установлен на ведущем валу, промежуточный вал расположен под углом к оси муфты и одним концом соединен с кривошипом посредством подшипника, а другим концом — с ведомым валом при помощи универсального шарнира, инерционный груз установлен на промежуточном валу с эксцентриситетом.
2. Муфта по и. 1, отличающаяся тем, что, с целью повышения плавности в передаче вращающего момента и уменьшения динамических нагрузок, она снабжена вторым инерционным грузом, закрепленным на промежуточном валу симметрично относительно первого инерционного груза, 1820070
Составитель Б. Кочетков
Техред М,Моргентал Корректор А. Козориз
Редактор
Производственно-издательский крмбинат "Патент". г. Ужгород, ул.Гагарина, 101. Заказ 2015 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5



