Планетарная коробка скоростей
Использование: в приводах главного движения металлорежущих станков, в частности токарно-карусельных, для передачи вращающего момента рабочему органупланшайбе. Сущность изобретения: планетарная коробка скоростей содержит корпус 1, размещенные в нем соосно планетарные передачи, выходное зубчатое колесо 3 и механизм переключения скоростей, который
СОЮЗ СОВЕТСКИХ .СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК ((9) (11) (si)s F 16 Н 57/10, 3/44
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕ НТ У
Ю
2/
1б.6
1 2 (21) 4860132/08, . (54) ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА СКОРОСТЕЙ (22)14.08.90: (57) Использование: в приводах главного (46)07.05.93. Бюл. KL 17. движения металлорежущих станков, вчаст(71) Краснодарское станкостроительное ностй токарно-карусельных, для передачи производственное объединение им. Г,И.Се- вращающего момента рабочему органудина .: - . плаишайбе, Сущность изобретения: плане(72} В.А,Кавера и В,Д.Булатников тарная коробка скоростей содержит корпус (73) Акционерное общество "Седин" 1, размещенные в нем соосно планетарные (56) Авторское свидетельство СССР .: передачи, выходное зубчатое колесо 3 и мейв 1551917, кл. F 16 H 57/10, 3/44, 1988. ханизм переключения скоростей, который :,"Е ::.. :: ". Ф, 17
1814711 выполнен в виде вала 17 с наружными зубчатыми венцами 21, 22, установленного во внутренней полости выходной шестерни 3 с возможностью вращения и осевого перемещения относительно последней и его привода, выполненного в виде силового цилиндра 18, установленного в полости вала
17 посредством подшипника 20, закрепленного на штоке 19 силового цилиндра 18, а последний жестко соединен с корпусом 11.
Данная конструкция обеспечивает получеИзобретение относится к станкостроению и может найти применение в приводах главного движения металлорежущих станков, в частности токарно-карусельных, для передачи вращающего момента рабочему 5 органу, например планшайбе.
Целью изобретения является создание планетарной коробки скоростей, которая обеспечивает высокую надежность ее работы при компактности и широких технологи- 10 ческих возможностях, На чертеже изображена планетарная коробка скоростей, разрез.
Планетарная коробка скоростей состоит из корпуса 1, в котором через подшипни- 15 ки 2 установлена выходная шестерня 3, внутри которой выполнено отверстие с внутренним зубчатым венцом, выполненным, в частности, в виде шлицев 4. В корпусе 1 размещены две планетарные передачи, 20 включающие центральное колесо 5 и установлено в корпусе 1 через подшипник 6, водило.7 с сателлитами 8 первой ступени, центральное колесо 9 и установленное в корпусе 1 через подшипники 10 водило 11 с 25 сателлитами 12 второй ступени. Центральные колеса 5 и 9, водила 7 и 11 снабжены внутренними зубчатыми венцами, соответ° ственно, 13, 14 и 15, 16. Для получения заданных скоростей, планетарная коробка 30 скоростей содержит механизм переключения скоростей, выполненный в виде установленного во внутренней полости выходной шестерни 3 с возможностью относительно нее осевого перемещения вала 17 35 при помощи жестко установленного в корпусе 1 привода, в частности, гидропривода, содержащего гидроцилиндр 18, жестко связанный с корпусом 1 шток 19, связанный через подшипник 20 с валом 17; последний 40 снабжен тремя рядами наружных зубчатых венцов. иэ которых венцы 21, 22 находятся в зацеплении непостоянно. Конструкция ние трех скоростей. Для этого вал 17 перемещается посредством силового цилиндра
18 в соответствующее положение, когда зубчатый венец 21 войдет в зацепление с внутренним зубчатым венцом 13 центрального колеса 5, или когда наружный венец 22 войдет в зацепление с внутренним зубчатым венцом 14, или когда наружный зубчатый венец 22 войдет в зацепление с внутренним зубчатым венцом 15. 1 ил. гидроцилиндра 18 обеспечивает три. фиксированных положения штока 19, Центральное. колесо 5 через зубчатую муфту 23 соединено со шкивом 24, через подшипники 25, установленные в корпусе 1, Шлицы 4 с соответствующим венцом на вале 17 находятся в постоянном зацеплении и образуют зубчатую муфту.
Устройство работает следующим образом, Заявляемую планетарную коробку скоростей возможно, например, встроить в узел привода главного движения для изменения скоростей вращающейся планшайбы токарно-карусельного станка.
Для получения скорости, показанной на фиг.1, включают на пульте управления станком кнопку пуска привода главного движения; включается электродвигатель (не показан) и через ременную передачу вращение получает шкив 24, далее через муфту 23, центральное колесо 5 и сателлиты 8 первой ступени. Сателлиты 8 приводят во вращение водило 7, которое через внутренний зубчатый венец 16 зацепляется с центральным колесом 9 второй ступени и далее через сателлиты 12 приводится во вращение водило 11, а его внутренний зубчатый венец 15, взаимодействуя с наружным зубчатым венцом 22, вращает вал 17, который через зубчатую муфту передает вращение выходной шестерне 3, зацепляющейся с зубчатым венцом на планшайбе (не показано). Iloследняя получает скорость с передаточным отношением, равным произведению передаточных отношений первой и второй ступеней передач;
Для того. чтобы получить передачу, равную передаточному отношению первой планетарной передачи, вал 17 гидроцилиндром
18 перемещается в положение, когда наружный зубчатый венец 22 входит в зацепление с внутренним зубчатым венцом 14.
1814711
Составитель В.Кавера
Техред М.Моргентал
Корректор С.Патрушева
Редактор Л.Волкова
Заказ 1844 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул.Гагарина, 101
Для получения передаточного отношения, равного 1, необходимо переместить. вал 17 при помощи гидроцилиндра 18 в положение, когда зубчатый венец 21 войдет в зацепление с внутренним зубчатым венцом 5
13 центрального колеса 5. В этом случае движение от шкива 24 передается непосредственно валу 17, а следовательно, и выходной шестерне 3.
Таким образом, данная конструкция 10 планетарной коробки скоростей рассчитана на получение,-, трех скоростей. т,е. обеспечены широкие. технологические воэможно- . сти при высокой надежности работы устройства, максимальной компактности и 15 простоте конструкции. При этом, предложенная конструкция механизма переключения скоростей исключает "замки" в кинематических цепочках, т.е. исключены поломки, повышена надежность. 20
Формула изобретения
Планетарная коробка скоростей. содержащая корпус, размещенные в нем соосно планетарные передачи. выходное зубчатое 25 колесо и механизм переключения скороа стей, при этом в каждую планетарную передачу включены полое центральное колесо и водило. а механизм переключения скоростей выполнен в виде вала,-установленного с возможностью вращения и осевого перемещения относительно выходного зубчатого колеса. и привода его перемещения, при этом вал изготовлен с наружными зубчатыми венцами, один из которых связан с внутренним зубчатым венцом, выполненным на выходном зубчатом колесе. а другой предназначен для взаимодействия с водилом или центральным колесом посредством выполненных на них внутренних зубчатых венцов, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы, водило предыдущей передачи соединено с центральным колесом последующей передачи, при этом выходное зубчатое колесо установлено в корпусе посредством подшипника, вал выполнен полым, а привод его перемещения — в аиде силового цилиндра, установленного в полости вала посредством подшипника, закрепленного на штоке силового цилиндра, причем последний жестко соединен с корпусом.


