Тяговый электродвигатель пульсирующего тока
Сущность изобретения: в остове (1) предусмотрены вставки из трансформаторной стали (8) и (9). Они размещены между катушкой (7), сердечником (4) и внутренней поверхностью остова (1). Аналогичные вставки предусмотрены у добавочного полюса (3). 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИ Ч Е С К ИХ
РЕСПУБЛИК 4 (я)л Н 02 К 1/08
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОспАтент сссР) К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4927680/07 (22) 11.04.91 (46) 23.04.93. Бюл. № 15 (71) Московский институт инженеров железнодорожного транспорта и Рижский технический университет (72) В.M.Àíòþõèí (SU), Д.Санява (PL), В.Я,Узарс, В.П.Феоктистов и Ю.Ю.Чуварин (SU) (56) Патент США N 2502121,. кл. 310-258, 1950.
Скобелев В.Е. Двигатели пульсирующего тока. — Л.: Энергоатом издат, 1985, с.98106.
Санява Д.; Шафранец А. Эквивалентные параметры главных полюсов электрической машины постоянного тока при импульсном питании. — Электромеханика, 1989, ¹ 11, с,23 — 28.
Авторское свидетельство. СССР № 1753545, кл. Н 02 К 1/08, 1989.
Изобретение относится к электромеханике и может быть использовано в тяговых электродвигателях электровозов и электропоездов при питании их от импульсных преобразователей на частоте 400-800 Гц (в перспективе до 1200 Гц).
Цель изобретения — улучшение магнитных характеристик машины путем повышения ее магнитного сопротивления для пульсационных составляющих магнитного потока.
Существо изобретения иллюстрируется на примере его конкретного исполнения для
4-полюсной машины, показанной на чертеже.
„„5U „„1810953 А1 (54) ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
ПУЛЬСИРУЮЩЕГО ТОКА (57) Сущность изобретения; в остове(1) предусмотрены вставки из трансформаторной стали (8) и (9). Они размещены между катушкой (7), сердечником (4) и внутренней поверхностью остова (1). Аналогичные вставки предусмотрены у добавочного полюса (3). 1 ил. алалай
На чертеже представлен поперечный разрез двигателя на одно полюсное деление.
Двигатель содержит литое ярмо 1, на внутренней поверхности которого закреп- Л лены главные 2 и добавочные 3 полюса. Ы
Главныт полюс 2 состоит иа шпигованного ) и сердечника 4 с полюсным наконечником 5, обращенным к якорю 6, обмотки 7, продольных шихтованных вставок 8 и 9. Вставка 8 заложена между сердечником 4 и обмоткой
7, а вставка 9 — между торцом обмотки 7 и остовом 1. Вставки 8 и 9 изготовлены из качественной трансформаторной стали (марка Э 310) при толщине листа 0,2-0,3 мм.
Общая толщина вставки должна быть около 5 мм, поскольку переменные состав1810953
Составитель
Техред М.Моргентал
Корректор Л.Ливринц
Редактор
Заказ 1449 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ляющие магнитного потока не проникают в ферромагнетик более, чем на 3-4 мм (при частое 400-800 Гц). При этом сердечник 4 полюса 2 может быть сделан на основе тех же принципов, как выполняются сердечники в машинах постоянного тока, т.е. c поперечной шихтовкой из листовой стали толщиной 2-2,5 мм. Добавочный полюс 3 имеет сердечник 10 с наконечником 11, обмотку 12 и вставки 13, 14, которые выполнены и установлены аналогично вставкам 8 и
9. При этом собственно добавочный полюс
3 сохраняет традиционную для машин постоянного тока конструкцию с литым сердечником 10.
Двигатель работает следующим образом. При протекании пульсирующего электрического тока по обмоткам 7 и 12 в сердечниках 4 и 10 возникают магнитные потоки соответственно Ф п и Фдп, каждый из которых имеет постоянную и переменную составляющие, т.е.
Фп — "гп + %п
Фдп = Фдп + Фдп
flpui этом постоянные составляющие потоков равномерно распределяются по поперечному сечению сердечников 4 и 10 и остова 1, а переменные составляющие проходят практически только по вставкам 8 и 9 в главном полюсе и по вставкам 13 и 14 в добавочном полюсе, переходя за их пределами в потоки рассеивания. Таким образом, потоки Ф п и Фдп проходят только по той части магнитопроводов машины, которая выполнена из качественной стали с высокой магнитной проницаемостью р =1200-1400 и малой электропроводностью G=1,9-2,1
МСм/м. 3а счет этого обеспечивается высокое комплексное сопротивление обмоток для пульсирующих составляющих тока и малое их влияние на процессы в машине, т.е, на коммутацию и на потери энергии.
Технико-зкономическая эффективность двигателя в условиях импульсного питания на частоте 400 — 800 Гц определяется значительным повышением эквивалентного сопротивления машины для пульсационных составляющих тока (в 2-3,5 раза) при несущественной затрате дефицитного материа15
Формула изобретения
Тяговый электродвигатель пульсирующего тока, содержащий литое ярмо, на внутренней поверхности которого закреплены полюса, каждый из которых состоит из магнитного сердечника с полюсным наконечником и катушки возбуждения и имеет магнитные вставки из электротехнической
25 стали с продольной шихтовкой, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью улучшения магнитных характеристик машины путем повышения ее магнитного сопротивления для пульсационных составляющих магнитного
30 потока магнитные вставки с продольной шихтовкой размещены в каждой полюсе между внутренней поверхностью катушки и боковой гранью сердечника и между торцовой поверхностью катушки и внутренней поверхностью ярма,

