Передача
Использование: машиностроение, приводы различных машин и механизмов. Сущность изобретения: передача содержит ведущий узел, ведомый узел, выполненный в виде корпуса с размещенной в нем звездочкой , и соединяющие их трубопроводы. Шарики , заполняющие трубопроводы, контактируют между собой и взаимодействуют с зубьями звездочки. Ведущий узел содержит неподвижный диск с расположенной на одном Из его торцов незамкнутой кольцевой канавкой, концы которой соединены с трубопроводами, и установленный соосно с неподвижным подвижный в окружном направлении диск с кольцевой канавкой , расположенной на торце, обращенном . к неподвижному диску. Шарики располагают между дисками. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 Н 9/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4875098/28 (22) 27,07,90 (46) 23.03.93. Бюл. М 11 (71) Нижегородский политехнический институт (72) В.С.Козлов (56) Патент США М 2551821, кл. 74-216.3;
1951.
Авторское свидетельство СССР
hh 1357632, кл. F 16 Н 7/06. 1986.
Авторское свидетельство СССР
N 1293424, кл. F 16 Н 9/00, 1985. (54) ПЕРЕДАЧА (57) Использование; машиностроение, приводы различных машин и механизмов. Сущ- .
Предлагаемое устройство относится к области машиностроения, непосредственно к передачам.
Цель изобретения — повышение долговечности за счет качения шариков в ведущем узле, На фиг,1 изображен ведущий узел, на фиг.2 — неподвижный диск ведущего узла; на фиг.3 — сечение, — В на фиг.2; на фиг.4— ведомый узел.
Устройство содержит ведущий узел (фиг,1, 2, 3), выполненный в виде двух дисков — неподвижного 1, с расположенной на одном иэ его торцов незамкнутой кольцевой канавкой 2 для перекатывания шариков 3, плавно переходящей в особые отверстия (см, фиг,2, 3) для входа 4 и выхода 5 шариков на кольцевую канавку — и установленного соосно с неподвижным диском подвижного в окружном направлении диска 6, также имеющего на одном из торцев, обращенном
„„5U, Ä 1803648 А1 ность изобретения: передача содержит ведущий узел, ведомый узел, выполненный в виде корпуса с размещенной в нем звездочкой, и соединяющие их трубопроводы. Шарики, заполняющие трубопроводы, контактируют между собой и взаимодействуют с зубьями звездочки, Ведущий узел содержит неподвижный диск с расположенной на одном из его торцов незамкнутой кольцевой канавкой. концы которой соединены с трубопроводами, и установленный соосно с неподвижным подвижный в окружном направлении диск с кольцевой канавкой, расположенной на торце, обращенном к неподвижному диску. Шарики располагают между дисками. 4 ил. к неподвижному диску, кольцевую замкнутую канавку под профиль применяемого шарика. Расположенная в канавках дисков цепочка шариков сжата осевой силой Р с помощью специального устройства (на рис. не показано) для обеспечения взаимодейст- - Q0 вия шариков с поверхностями канавок. (, Ведомый узел фиг,4 выполнен в виде (А) корпуса 7 желобчатого сечения, охватывающего с внешней стороны звездочку 8 с соот- д ветствующими диаметру шариков впадинами. Звездочка центрируется в корпусе подшипниками (на рис, не показано).
Входное и выходное отверстия ведущего узла соединены с возвратной 9 и напорной 10 шарикопроводящими трубчатыми магистралями фиг.1 — 4, которые плавно замыкаются между собой желобом корпуса ведомого узла.
Напорная и возвратная магистрали заполнены шариками, контактирующими
1803648 между собой и установленными по сечению трубы с некоторым зазором, не превышающим, во избежение заклинивания передачи, половины радиуса шарика, Работу передачи определяет вращение диска 6 ведущего узла, Шарики 2, уложенные вплотную в магистралях 9, 10, ведущим и ведомом узлах, образуют замкнутую шари-, ковую цепь, работающую на сжатие, снособную перемещаться и передавать усилие от ведущего к ведомому узлу. Величина передаваемого усилия пропорциональна прижимающей силе P (фиг.1), а скорость вращения звездочки ведомого узла (фиг.4) определяется скоростью вращения диска 6 15 и соотношением рабочих диаметров ведущего и ведомого узлов. Для снижения потерь в передаче может применяться смазка.
Для расчета коэффициента полезного действия ведущего узла выполнена расчет- 20 ная схема (фиг.8). Принимал коэффициент трения качения ткач = 0,006, коэффициент трения скольжения k« = 0,3 будет справедлива запись, 25
КПД= 1 — — = 1 = 1-002 =k кач 0,006
k ск 0,3
=0,98.
Имея те же коэффициенты трения, для 30 шариков диаметром 0 = 20 мм, установленных с зазором 0,1 мм в прямолинейном участке магистрали имеем
sin а=-д- =0,005;
0,1
N=Psin й;
Еск = N Кск =- 0,3 Р sin a;
КПД = 1 — — = 1 — 0,3 sin а, и = 1—
Р ск
-0,00015n, Так, для n - 100 шт, шариков в магистрали
КПД = 0,98 для и = 1000 шт. КПД= 0,85.
Из условия прочности шариков предельное усилие, передаваемое шариками диаметром 20 мм при контактной площадке
0 5 см и (z cM ) см = 20000 сг/см состав2 2 ляет 2 т.
Формула изобретения
Передача, содержащая ведущий и выполненный в виде корпуса с размещенной в нем звездочкой ведомый узлы и соединяющие их трубки, заполненные шариками, контактирующими между собой и взаимодействующими с зубьями звездочки, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности эа счет качения шариков в ведущем узле, последний выполнен в виде неподвижного диска с расположенной на одном иэ его торцев незамкнутой кольцевой канавкой, концы которой соединены с трубками, и установленного соосно с неподвижным подвижного в окружном на- . правлении диска с расположенной на торце, обращенном к неподвижному диску, кольцевой канавкой, а шарики расположены между дисками для взаимодействия с поверхностями канавок, 1803648 ь Б-6 иг. д.
Составитель В,Козлов
Техред M.Моргентал Корректор 3.Салко
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1044 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5


