Шина с.с.сергеева для иммобилизации предплечья
Использование: травматологиия и военно-полевая хирургия. Цель обеспечение стабилизации верхней конечности относительно туловища у лежащих больных. Сущность: шина содержит боковую составляющую 1, состоящую из кистевого участка 3, предплечего сегмента 4 и плечевого сегмента 5 соединенных между собой локтевым изгибом 6. Перпендикулярно предплечному сегменту 4 установлен поддерживающий сегмент 2, который содержит горизонтальный ложемент 9 для кисти, предплечье и локтевого сустава и опорные концы в виде дуг 10 и 11 отогнутые в сторону противоположную предплечному сегменту 2. Опорные концы могут быть также выполнены в виде зигзагов или трехгранны призм. Положительный эффект: обеспечивается жесткая и атравматичная фиксация поврежденных костей верхней конечности на весь период транспортировки и иммобилизации. 1 з.п.ф-лы. 14 ил. сл
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК Ж, 1782574 А1 (51)5 А 61 F 5/04
HA " фелер
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГО СПАТЕ НТ СССР) L
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЁНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Изобретение относится к области меди- атравматичной фиксации поврежденных ксцины, а именно к травматологии и военно- стей предплечья и локтевого Сустава у ранеполевой хирургии, в частности к них и пострадавших, вынужденны с транспортным и транспортно-лечебным ши- находится в горизонтальном /лежачем/ понам, ложении из-за тяжести состояния, обусловИзвестна шина для иммобилизации, ленного сойутствуащими поврежДениями ттредплечья, содержащая плечевой сегмент других локализаций, что приводит к осложс локтевым изгибом, соединенный с пред- нениям, особенно при длительной трансплечным сегментом, имеющим кйстевой . портировке. Это обусловлено участок (1), . пространственйой переориентаций полоИзвестна также шина для иммобилиза- . жения верхней конечности у лежачих бол"ции предплечья, содержащая плечевой сег- ных, при котором данные шины утрачивакт мент с ограничительными выступами и свои опорные и,фиксационные свойства. локтевым изгибом, соединенным с пред- Цель изобретения — обеспечение стабиплечным сегментом, имеющим кистевой лизации верхней конечности относительно участок (2). туловища у лежачих больных.
Известные шины не обеспечивают ста- Поставленная цель достигается тем, что билизации верхней конечности относйтель- на предплечном сегмейте известной шины, но туловища, а также жесткой и являющейся в конструктивном решении
1 2 (21) 4858426/14 ность; шина содержйт боковую составляю(22) 10.08.90 щую 1, состоящую из кистевого участка 3, (46) 23.12.92. Бюл. ¹ 47 предплечего сегмента 4 и плечевого сегмен(71)Иркутскийинституттравматологиииор- та 5, соединенных между собой локтевым топедии Восточно-Сибирского филиала С0 изгибом 6. Перпендикулярно предплечному
АМН СССР сегменту 4 установлен поддерживающий (72) С.С.Сергеев сегмент 2, который содержит горизонталь(56) 1. Русаков А.Б. Транспортная иммоби- ный ложемент 9 для кисти, предплечье и лизация. М. Медицина, 1975, с, 85-86, рис. локтевого сустава и опорные концы в виде
66. дуг 10 и 11 отогнутые в сторону противопо2. Авторское свидетельство СССР ложйую предплечному сегменту 2. Опорные
¹ 950330, кл. А 61 F 5/04, 1980. концы могут быть также выполнены в виде (54) ШИНА СЕРГЕЕВА С.С. ДЛЯ ИММОБИ- зигзагов или трехгранных призм. ПоложиЛИЗАЦИИ ПРЕДПЛЕЧЬЯ:. тельный эффект: обеспечивается жесткая и (57) Использование: травматологиия и вбен- атравматичная фиксация поврежденных ксно-полевая хирургия. Цель: обеспечение стей верхней конечности на весь период стабилизации верхней конечности относи- транспортировки и иммобилизации. 1 тельно туловища у лежащих больных. Сущ- з.п.ф-лы. 14 ил.
1782574 предлагаемого устройства боковой состав-. ляющей, перпендикулярно ему установлен поддерживающий сегмент, который имеет опорные концы, отогнутые в сторону, противоположную предплечному сегменту, при этом опорные концы выполнены в виде дуг; или зигзагов, или трехгранных призм. установка на предплечном сегменте боковой составляющей перпендикулярно ему поддерживающего сегмента с опорными концами, отогнутыми в сторону, противоположную предплечйому сегменту, служит целям создания опоры для локтевого суста- ва, предплечья и кисти у горизонтально лежащего больного, способствуя тем самым улучшению фйксационных характеристик шины, и стабилизации верхней конечности относительно туловища, Выполнение опорных койцов поддерживающего сегмента в виде.дуг, которые являются по сути своей туловищными упорами, позволяет надежно стабилизйровать верхнюю" конечность лежащего раненрго или пострадавшего, размещенйую на шине, относительно его туловища, охватываемого вышеупомянутыми дугами. А выполненные
"-в виде трехгранных призм или зигзагов опорные концы предназначены для опорй шины йа плоскость, на которую уложен пострадавший с сочетанной травмой предплечья, грудной клетки и живота, что обеспечивает стабилизацию верхней конеч-: ности относительно плоскости. на которой размещен больной, а соответственно и относительно его туловища, исключая опору шины на него; .
На фиг. 1 показана шина иммобилизации предплечья с опорным локтевым изгибом, общий вид; на фиг. 2 — боковая
: составляющая шины по фиг . 1; на фиг. 3— . поддерживающий сегмент с опорными концами в виде дуг шины по фиг, 1; на фиг. 4— профиль фиг. 3; на фиг. 5- профйль йариан та поддерживающего сегмента с опорными концами. в; на фиг, 6 — схема размещения шины по фиг. 1 на пациенте; на фиг.
7 — общий вид варианта шины для иммоби лиации предплечья с обходным прямоугольным локтевым изгибом; на фиг.8— боковая составляющая шины по фиг. 7; на фиг. 9 — профиль фиг, 8; на фиг. 10- профиль варианта боковой составляющей с обходным фигурным локтевым изгибом; на фиг, 11 — поддерживающий сегмент с опорными концами в виде трехгранной призмы шины
rio фиг. 7; на фиг, 12 - профиль фиг. 12; на фиг. 13 — профиль варианта поддерживающего сегмента с опорными концами в виде зигзагов; на фиг. 14 — схема размещения шины по фиг. 7 на пациенте.
Шина для иммобилизации предплечья содержит соединенные между собой боковую составляющую 1 и поддерживающий сегмент 2, выполненные из рамок с поперечными элементами. Боковая составляющая 1 состоит из кистевого участка 3, предплечного 4 и плечевого 5 сегментов, соединенных между собой опорным локтевым изгибом 6, поясного. окна 7, расположенного между кистевой частью 3 и
10 предплечным сегментом 4, и пары боковых ограничительных выступов 8 на плечевом сегменте 5. Перпендикулярно установленный на предплечном сегменте 4 боковой
15 составляющей 1, поддерживающий сегмент
2 содержит горизонтальный ложемент 9 для кисти, предплечья и локтевого сустава и опорные концы в виде дуг 10 и 11 с углообраэными прогибами 12 на них или в вари20 анте его /см. фиг. 5/ на горизонтальном ложементе 9 выполнены две пары боковых ограничительных выступов 13 и 14 и подкосы 15, соединяющие опорные концы в виде друг 10 и 11 с ложементом 9. ющую 16 и поддерживающий сегмент 17, выполненные из идентичных рамок с попе30 речными элементами. Боковая составляющая 16 состоит из кистевого участка 3. предплечного 4 и переднего плечевого 18 сегментов, соединенных между собой обходным прямоугольным локтевым изгибом
19, предплечного окна 20 на переднем плечевом сегменте 18.и окна 21 для 1 пальца кисти или в варианте ее /см. фиг. 10/ предплечный сегмент 4 соединей обходным фигурным локтевым изгибом 22, образованным промежуточным . суставным
40 сегментом 23, выполненным в виде суставного окна, с передним плечевым 18, на котором размещены две пары боковых ограничительных выступов 24 и 25; Перпендикулярно установленный на предплечйом
45 сегменте 4 боковой составляющей 16, поддерживающий сегмент 17 содержит лучезапястное возвышение на горизонтальном ложементе 9, который по краям снабжен
50 отогнутыми опорными концами 27, выполненными в виде трехгранных призм 28 или в варианте его /см. фиг. 13/ на горизонтальном ложементе 9 дополнительно размещена пара боковых ограничительных выступов
29, а опорные концы выполнены в виде зигзагов 30 с опорными элементами 31.
Шина работает следующим образом.
Предварительно все сегменты и элементы шины — кистевой участок 3, предплечный
4 и плечевой 5 сегменты. пястное окно
25 Вариант шийы для иммобилизации предплечья /см. фиг. 7/ содержит также соединенные между собой боковую составля1782574 боковые ограничительные выступы 8, дуги предплечья с кистью над туловищем паци10 и 11 или в вариантах ее боковые ограни- ента. полностью исключая их контакт, чительные выступы 13 и 14 /см, фиг. 5/, . Таким образом, шина для иммобилиза- передний плечевой сегмент 18. окна 20 и 21 ции предплечья позволяет обеспечить жес/см. фиг. 7, 8 и 9/, суставное окно 23, боко- 5 ткую, надежную и атравматичную фиксацию вые ограничительные выступы 24 и 25 /см. поврежденных костей предплечья и локтефиг, 10/ и боковые ограничительные вЫсту- вого сустава за счет достижения пространпы 29 /cM. фиг,.13/, а также горизонтальный ственной стабилизации верхней конечности ложемент 9, контактирующие с телом ране- относительно туловища у лежачих раненых ного или пострадавшего, обкладывают ва- 10 и пострадавших или плоскости, на которой той или помещают на них подстилочную они размещены, например носилок, на весь прокладку, которые фиксируют с помощью период транспортировки и иммобилизации, перевязочного материала, например бинта. Кроме того, данная шина, полностью
Затем, поврежденные локтевой сустав и разрешая проблему транспортной иммобипредплечье больного, находящегося в вы- 15 лизации предплечья и локтевого сустава на нужденном горизонтальном положении, ук- догоспитальном этапе у лиц с множественладывают на ложемент 9, кисть проводят ной и сочетанной травмой, вынужденных через пястное окно 7 и размещают ее на находится в горизонтальном положении, кистевом участке 3, охватывая при этом сна- способствует снижению"частоты и тяжести ,ружи предплечье и плечо предплечным 4 и 20 шока и предупреждает развитие его, а такплечевым 5 сегментами, боковые ограничи- же является действенной мерой профилактельные выступы 8 сближают между собой тики и других осложнений, таких как до полного охвата плеча или в варианте кровотечение, вторичное смещение отломшины еще и боковые ограничительные вы- ков и развитие инфекции при открытых поступы 13 и 14 на ложементе 9 /см. фиг. 5/ 25 вреждениях. сближают также межДу собой до полного Кроме того, описанная шина дает воэохвата предплечья и дуги 10 и 11 размещают можность осуществления преемственности на туловище раненого или пострадавшего. лечения, так как она может быть испольэоПосле чего, осуществляют фиксацию шины вана для обеспечения подобных целей и на к верхней конечности и туловищу с по- 30 госпитальном этапе, аименно в реанимацимощью перевязочного материала, напри- онных отделениях при проведении противомер, бинта, а затем дополнительно шоковой терапии, при осуществлении скрепляют дуги 10 и 11 между собой с по- оперативных вмешательств по неотложным мощью упругих тяг. например, резиновых показаниям при сочетанной травме других жгута или бинта. или пружины, фиксируе- 35 локализаций, а также уданного контингента мыхкихуглообразным прогибам12. раненых и пострадавших в послеоперациИли в вариантах шины предплечья и онном периоде в мирное, так и в военное кисть раненого или пострадавшего перед время. размещением на ложементе 9 предвари- Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я тельно проводят через предплечье окно 20 40 1. Шина для .иммобилизации пред/см. фиг. 7 и 8/ или суставное окно 23 /см. плечья, содержащая плечевой сегмент с огфиг. 10/, дополнительно сближают между раничительными выатупами и локтевым собой боковые ограничительные выступы 24 изгибом, соединенный с предплечным сеги 25 на переднем плечевом сегменте 18 /см. ментом, имеющим кистевой участок, о т л ифиг-. 10/ до полного охвата плеча или боко-. 45 ч а ю щ а я с я тем, что, с целью обеспечения вые ограничительные выступы 29 на ложе- стабилизации верхней конечности относименте 9 /см. фиг. 13/ ро полного охвата тельно туловища у лежачих больных, на предплечья, и затем опорные концы в виде предплечном сегменте перпендикулярно трехгранных призм 28 /cM. фиг. 7, 11 и 12/ ему установлен поддерживающий сегмент, или зигзагов 30 с опорными элементами 31 50 который имеет опорные концы; отогнутые в
/см. фиг. 13/ устанавливают на плоскость, сторону, противоположную предплечному на которой лежит раненый или пострадав- сегменту. ший, например носилки, обеспечивая тем 2. Шина по и. 1, отличающаяся самымрасположениепредплечногосегмен- тем, что опорные концы вйпблнены в виде та 4 и ложемента 9 шины, а соответственно. 55 дуг или зигзагов, или трехгранных призм, 1
Я !
1782574
1782574
«.
Составитель С. Сергеев
Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор О.Густи
Редактор,Т.Козлова
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород. ул,Гагарина, 101
Заказ 4470 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35; Раушская наб., 4/5





