Способ оценки погрешности положения детали конструкции при циклическом нагружении
Изобретение относится к контролю зубчатых механизмов. Целью изобретения является повышение информативности оценки погрешности положения детали за счетучета и величины непараллельности положения деталей. Сущность изобретения заключается в том, что при тарировочных испытаниях измеряют длину L распространения усталостных повреждений, их количественную характеристику S в зоне максимальных усталостных повреждений и величину непараллельности (н.п), определяют отношение S/LH строят график зависимости S/L от у н п при эксплуатационных испытаниях также измеряют величины , вычисляют отношение S/L, по графику зависимости S/L от у н п определяют величину непараллельности у н п. и с учетом этой величины судят о погрешности положения детали конструкции Способ позволяет определить одновременно как величину перекоса , так и величину непараллельности взаимодействующих деталей. 2 ил СП с
СО)ОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕН)П>1Й КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЬПИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4907902/28 (22) 05.02,91. (46) 30.11,92. Бюл. N. 44 (71) Курганский машиностроительный институт и Научно-исследовательский институт автоматизации производственных процессов при МГТУ им. Н, 3, Баумана (72) А. Ю, Удовикин и Л. А. Черная (56) Авторское свидетельство СССР
N 1128102, кл. G 01 В 5/20, 1983.
Авторское свидетельство СССР
М 1293552, кл. G 01 N 3/32. 1985. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ПОГРЕШНОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТАЛИ КОНСТРУКЦИИ ПРИ
ЦИКЛИЧЕСКОМ НАГРУЖЕНИИ (57) Изобретение относится к контролю зубчатых механизмов. Целью изобретения является повышение информативности оценки погрешности положения детали за
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля зубчатых механизмов, в частности оценки погрешности взаимного положения контактирующих зубьев зубчатых колес.
Известен способ оценки погрешности положения детали конструкции при циклическом нагружении, заключающийся в том, что определяют направление возрастания усталостных повреждений детали, закрепляют на ее поверхности вдоль этого направления датчик усталостных повреждений, проводят тарировочные испытания и по характеристике усталостных повреждений судят о погрешности положения детали.
Недостатком способа является его значительная трудоемкость.. И 1 778501 А1 (51)5 G 01 В 5/20, G 01 N 3/32 счет учета и величины непараллельности положения деталей. Сущность изобретения заключается в том, что при тарировочных испытаниях измеряют длину L распростра. нения усталостных повреждений, их количественную характеристику S в зоне максимальных усталостных повреждений и величину непараллельности (н.п.), определяют отношение S/Lv строят графикзависи- мости S/L от у .и., при эксплуатационных испытаниях также измеряют величины Lu S, вычисляют отношение S/L, по графику зависимости S/L от у,,п, определяют величину непараллельности у H,п. и с учетом этой величины судят о погрешности положения детали конструкции. Способ позволяет определить одновременно как величину перекоса, так и величину непараллельности взаимодействующих деталей. 2 ил.
Наиболее близким к изобретению является способ оценки погрешности положения детали конструкции при циклическом нагружении, заключающийся в том, что определяют направление возрастания усталостных повреждений деталей, закрепляют на поверхности детали вдоль этого направления датчик усталостных повреждений, проводят тарировочные испытания и определяют координату точки максимальных усталостных повреждений, проводят эксплуатационные испытания и по смещению этой точки определяют величину угла перекоса положения детали конструкции, по которой судят о погрешности положения детали.
Недостатком прототипа является низкая информативность оценки погрешности, 1778501
15
25
35
55 т.к, способом можно определить лишь один вид погрешности — угол перекоса.
Целью изобретения является провышение информативности оценки погрешности положения детали за счет учета величины непараллельности положения деталей, указанная. цель достигается тем, что в способе оценки погрешности положения детали конструкции при циклическом нагружении, заключающемся в том, что определяют направление возрастания усталостных повреждений деталей, закрепляют на поверхности детали вдоль этого направления датчик усталостных повреждений, проводят тарировочные испытания и определяют координату точки максимальных усталостных повреждений, проводят эксплуатационные испытания и по смещению этой точки определяют величину угла перекоса положения детали конструкции, по которой суДят о погрешности положения детали, при тарировочных испытаниях измеряют длину L распространения усталостных повреждений, их количественную характеристику S в зоне максимальных усталостных повреждений и величину непараллельности у н,п,, определяют отношение $/L и строят график зависимости S/L от уH,.п,, при эксплуатационных испытаниях также измеряют величину L и S, вычисляют отношение S/L, no графику зависимости
S/L от у „„определяют величину непараллельности у р и с учетом этой величины судят о погрешности положения детали конструкции.
На фиг. 1 показана схема взаимодействия зубьев в условиях непараллельности; на фиг. 2 — тарировочная зависимость S/1У
II (!.
Способ осуществляется следующим образом.
На детали 1 закрепляют датчик 2 усталостных повреждений, у которого при циклическом деформировании происходят структурные изменения и на поверхности появляются темные пятна.
Определяют направление возрастания усталостных повреждений детали 1 и закрепляют на ее поверхности вдоль этого направления датчик 2. Проводят тарировочные испытания, при которых при каждом положении детали 1 в конструкции определяют длину L распространения реакции 3 и фиксируют количественную характеристику реакции S датчиков 2 в зоне 4 максимальных усталостных повреждений. В качестве количественной характеристики реакции может использоваться, например, степень потемнения датчиков. ,После тарировочных испытаний для каждого значения угла у H.g,, характеризующую непараллельность взаимодействующих деталей, подсчитывают отношение $/1 и строят тдрировочную зависимость $/1 - y н.р
После этого датчики вновь закрепляют на исследуемой детали, подвергают ее испытанию в эксплуатационных условиях, измеряют величины L и S, рассчитывают отношение S/L и по тарировочной зависимости $/L- у н.п. определяют степень непараллельности,., исследуемой детали при взаимодействии с сопряженной деталью.
Испольование предлагаемого способа позволяет определить одновременно как величину перекоса, так и величину непараллельности взаимодействующих деталей.
Формула изобретения
Способ оценки погрешности положения детали конструкции при циклическом нагружении, заключающийся в том, что определяют направление возрастания усталостных повреждений деталей,, закрепляют на поверхности детали вдоль этого направления датчик усталостных повреждений, про,водят тарировочные испытания и определяют координату точки максимальных усталостных повреждений, проводят экплуатационные испытания и по смещению этой точки определяют величину угла перекоса положения детали конструкции, по которой судят о погрешности положения детали, отличающийся тем, что. с целью повышения информативности оценки погрешности положения детали за счет учета и величины непараллельности положения деталей, при тарировочных испытаниях измеряют длину L распространения усталостных повреждений, их количественную характеристику S в зоне максимальных усталостных повреждений и величину непараллельности у н.n., определяют отношение S/L и строят график зависимости S/L от
У н.п., при эксплуатационных испытаниях также измеряют величины L и $, вычисляют отношение $/L, по графику зависимости
$/L от у н, . определяют величину непараллельности у,. . и с учетом этой величины судят о погрешности положения детали конструкции.
1778501
Фиг. Z
Составитель Е.Вакумова
Техред М.Моргентал Корректор Т.Палий
Редактор
Заказ 4181 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ и и НТСССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101


