Способ определения технического состояния трубопровода гидротранспортной системы
Сущность изобретения: измеряют расход и потерю напора. Сначала создают в системе ламинарный режим течения и по значениям измеренных параметров определяют диаметр проходного сечения трубопровода . Затем создают турбулентный режим. Заново проводят измерения и при фиксированном значении диаметра определяют шероховатость трубопровода
Ф
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (sr)s F 15 0 1/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ Н М
1() с)с з (21) 4919738/29 (22) 21,01,91. (46) 30.10,92.Бюл.N 40 (71)Опь|тное производство специального трубопроводного транспорта "Спецтрубтранс" Научно-производственного объединения по специальному транспорту
"Спецтранс" (72) Г .B,Äààëèàíèäçå и П.Б.Вардосанидзе (56) Авторское свидетельство СССР ¹
972166, кл. F 15 0 1/06, 1982, Чугаев P,Р. Гидравлика, Л., Энергоиздат, 1982, с.672 .
Изобретение относится к трубопроводному транспорту и предназначено для определения состояния проходного сечения и качества внутренней поверхности (шероховатости) трубопровода в процессе эксплуатации.
Цель изобретения — раздельное определение динамики изменения диаметра проходного сечения и шероховатости трубопровода в процессе эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем, что на исследуемом участке трубопровода сначала создают ламинарный режим движения и по значениям измеренных параметрор (расхода и потерь напора) определяют диаметр проходного сечения трубопровода, затем создают турбулентный режим, заново проводят измерения и при фиксированном значении диаметра определяют шероховатость трубопровода.
Способ реализуется следующим образом, Выбирают испытуемый участок трубопровода определенной длины, а для определения потерь напора в начале и в конце
„„5Ц ÄÄ 1772436 А1 (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРУБОПРОВОДА
ГИДРОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ (57) Сущность изобретения: измеряют расход и потерю напора. Сначала создают в системе ламинарный режим течения и по значениям измеренных параметров определяют диаметр проходного сечения трубопровода. Затем создают турбулентный режим, Заново проводят измерения и при фиксированном значении диаметра определяют шероховатость трубопровода. участка устанавливают датчики давления.
За исследуемым участком по направлению течения размещены приборы для измерения температуры и расхода жидкости.
Сначала создают ламинарный режим движения жидкости в исследуемом участке трубопровода, проводят измерения укаэанных величин. Диаметр проходного сечения трубопровода определяют с помощью зависимости
0=,/Т О вЂ” 9 тц
Затем создают турбулентный режим движения жидкости и заново проводят измерения, Шероховатость трубопровода определяют из зависимости
Кэ=3.7 0 (10 — 0.625 -"д — - > ) С1v
;т2 9 05
8 О2 где — удельные потери напора при расходе
g, соответствующего ламинарному ре>киму;
1772436
Составитель Т, Гвинджилия
Техред М,Моргентал Корректор М.Андрюшенко
Редактор
Заказ 3828 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5 ь
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
J — удельные потери напора при расходе Q, соответствующего турбулентному режиму;
К, — эквивалентная шероховатость трубопровода, м;
Л вЂ” коэффициент гидравлического сопротивления;
0 — диаметр проходного сечения трубопровода,м;
v — кинематический коэффициент вязкости,м /с.
Надо отметить, что предложенное техническое решение позволяет определить среднюю толщину минеральных отложений в трубопроводе A=(Do-О)/2 (Do — первоначальное значение диаметра проходного сечения трубопровода).
Для подтвер>кдения изложенного были проведены исследования технического состояния бывших в эксплуатации трубопроводов на лабораторном стенде, который включал в себе задвижку для регулирования расхода, расходомер, датчики давления и термометр. В качестве испытуемых труб были взяты трубы 20х2,8 ГОСТ 3262-75 и
32х3,2 ГОСТ 3262-75, длиной 4 м каждая.
Потери напора определялись с помощью датчика давления — Сапфир ДД
2410, верхний предел измерения 0,25кПа,,а точ ность 0,5 7, Результаты исследований показали, что техническое состояние трубопроводов следующее: для Do=20am — Р=18,4мм; КЭ=0,4 мм; А=0,8мм; для Do=-32 мм — D=28,2 мм; 14=0,6 мм;6=1,9 мм.
Преимущество предложенного способа в сравнении с прототипом заключается в
5 раздельном определении фактических значений диаметра проходного сечения и эквивалентной шероховатости трубопровода, а также толщины минеральных отложений как на отдельном участке, так и по всей
10 длине трубопровода.
Кроме этого, предложенное техническое решение позволяет повысить точность определения той части потерь напора от общей, которая необходима для определе15 ния сопротивлений, вызванных шероховатостью трубопровода с отложениями.
Формула изобретения
Способ определения технического со20 стояния трубопровода гидротранспортной системы путем измерения расхода и потери напора, отличающийся тем, что, с целью определения динамики изменения диаметра проходного сечения и шсрохова25 тости трубопровода, в системе сначала создают ламинарный режим гечения, и По значениям измеренных параметров определяют диаметр проходного сечения трубопровода, затем создают турбулентный
30 режим, заново проводят измерения и при фиксированном значении диаметра определяют шероховатость трубопровода.

