Способ восстановления изношенных прецизионных деталей
Использование: ремонт топливных насосов высокого давления судовых дизелей и восстановление изношенных плунжерных пар. Сущность изобретения: хромирование проводят при t 55 С, причем обработку поверхностей прецизионных деталей производят алмазными брусками на эластичной связке при вращении со скоростью 20-40 м/мин, на подачах 0,08-0,12 мм/об до операции хромирования. 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)5
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
ГОсудАРстВенный кОмитет
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4876921/27 (22) 09.07.90 (46) 30.10.92. Бюл. N- 40 (71) Дальневосточный технологический институт рыбной промышленности и хозяйства . (72) Г.К.Артемов и Т.H.Ãàpèíe (56) Авторское свидетельство СССР
hh 905000, кл. В 24 В 1/00, 1980. (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ПРЕЦИЗИОННЫХ ДЕТАЛЕЙ
Изобретение относится к судоремонту, а именно к ремонту топливных насосов высокого давления (ТНВД) судовых дизелей. предназначено, в частности, для восстановления изношенных плунжерных пар ТНВД на судоремонтных предприятиях различных ведомств, и может быть использовано для восстановления других изношенных прецизионных деталей судовых технических средств.
Известны способы восстановления изношенных деталей, состоящие из операций пористого хромирования и абразивной обработки с применением смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ).
Недостатком известных способов является низкое качество восстановления изношенных деталей.
Наиболее близким к заявляемому является способ восстановления изношенных деталей цилиндрической формы, состоящий из операций пористого хромирования и абразивной обработки с применением смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ), в (57) Использование: ремонт топливных насосов высокого давления судовых дизелей и восстановление изношенных плунжерных пар. Сущность изобретения: хромирование проводят при с - 550 С, причем обработку поверхностей прецизионных деталей производят алмазными брусками на эластичной связке при вращении со скоростью 20-40 м/мин, на подачах 0,08-0,12 мм/об до операции хромирования, 1 табл. котором с целью повышения качества восстановления изношенных деталей, одновременно с абразивной обработкой производят выглаживание восстанавливаемых поверхностей алмазными брусками, подачу которых выбирают в пределах 0,080,12 мм/об. ф
Недостатком данного способа является низкая прочность сцепления хрома с основным металлом, ниэкоеЪачество вос- а становления изношенных деталей. заклю- QQ чающиеся в том, что после заключительной у операции обработки хромированной поверхности деталей алмазными брусками.на эластичной связке уменьшается степень
11ористости осадка хрома и уменьшается смачиваемость плунжерной пары топливом в процессе работы.
Целью изобретения является повышеwe качества. восстановления изношенных прецизионных деталей.
Это достигается за счет переноса заключительной операции обработки алмазными брусками на эластичной связке перед
1771858 операцией хромирования, способствующей стабильности толщины покрытия, хромирования детали в сульфатохромовом электролите при температуре 55 С, катодной плотности тока 50 A/äì, способствующих получению пористого осадка точечного типа, увеличивающих смачиваемость топлива и улучшающих прочность сцепления с основным металлом.
Способ осуществляется следующим образом.
В процессе восстановления плунжер шлифуют, для исправления геометрической формы и достижения необходимого размера, алмазными брусками на эластичной связке, которые производят одновременно с абразивной обработкой выглаживание, при продольной подаче 0,08-0,12 мм/об, вращение детали со скоростью 20-40 мl мин.
В качестве СОЖ используют типовую смесь керосина, веретенного масла и олеиновой кислоты.
По линейным размерам прецизионных деталей плунжерных пар рассчитывают толщину слоя хромового покрытия и время хромирования плунжеров.
Хромирование плунжеров производится в сульфатохромовом электролите при температуре 55О С и катодной плотности 50
А/дм .
Доводку(спаривание) деталей плунжерных пар производят на токарно-винторезном станке с применением алмазной пасты.
0 р и м е р 1. Выбор температуры электролита
Для получения пористых осадков точечного типа, отвечающим техническим условиям, предъявляемым к плунжерным парам в работе (шероховатость, твердость, маслоемкость и т.д.), проводились экспериментальные исследования по выбору оптимального температурного режима хромирования в сульфатохромовом электролите при катодной плотности 50 А/дм . Для каждой температуры хромирования брали . по 10 плунжеров, прошедших одинаковые условия подготовительных операций, и на5 носили слой хрома толщиной 0,15 мм.
Критериями оценки явились полученные микроструктуры осадков. по которым подсчитывалось число площадок, приходящихся на 1 мм (увеличение x30), определялся
10 тип осадка и стендовые испытания плунжерных пар на маслоемкость.
Результаты исследования представлены в таблице.
На основании полученных данных, ре15 комендуется проводить хромирование в сульфатохромовом электролите при температуре 55ОС.
Пример 2. Выбор катодной плотности тока
20 Проводилось хромирование плунжеров в сульфатохромовом электролите при температуре 55 С и катодной плотности тока
40; 50; 60 А/дм .
При катодной плотности тока 40 и 60
25 А/дм наряду с осадками точечного и канальчатого типа. получались грубошишковые осадки, которые по маслоемкости не соответствовали требованиям.
30 Формула изобретения
Способ восстановления изношенных прецизионных деталей, включающий операцию пористого хромирования и абразивную обработку алмазными брусками на
35 эластичной связке на подачах 0,08-0,12 мм/об,о тл ич а ю щи йс я тем, что,с целью повышения качества восстановления путем повышения сцепляемости пористого хрома и основного металла, а также стабильности
40 толщины покрытия, образивную обработку проводят перед пористым хромированием, которое осуществляют в сульфатохромовом электролите с температурой 55ОС и катодной плотностью 50 А/дм .
1771858
Результаты наблюдений
Температура Число площадок на элект олита С 1 ми
Тип осадка
45
То же
50-60
Точечный, канальчатый
Канальчатый
40-45
20-30
Составитель Г. Артемов
Техред М.Моргентал Корректор Л. Филь
Редактор
Заказ 3799 Тираж Подписное
8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Рвушская наб.. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
1000-1500
600-800
100-120
Грубошишковый
Точечный
То же
Не отвечает требованиям
Повышенная маслоемкость
То же
Соответствует по маслоемкости требованиям, . предьявляемым к новым деталям
Повышенная маслоемкость
Не отвечает требовани


