Тормозной башмак
Использование: в путевых тормозных устройствах. Сущность изобретения: тормозной башмак содержит полоз 1, колодку 2 с ручкой и щеками 4,5, охватывающими по бокам головку рельса 6, и клиновое стопорное устройство 7, включающее в себя закрепленные в щеках 4, 5 направляющие элементы с трапецеидальными в поперечном сечении проточками, в которых размещены шарики. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)з B 61 К 7/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ".","" К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4787592/11 (22) 31.01.90 (46) 23.10.92, Бюл. М 39 (71) Государственный проектный институт
"Харьковский Промтранспроект" (72) Г.M,Âåðãåëåñ (56) Патент СССР
Ф 15293, кл. В 61 К 7/06, 1927, (54) ТОРМОЗНОЙ БАШМАК
„„SU ÄÄ 1770195А1 (57) Использование: в путевых тормозных устройствах, Сущность изобрстения: тормозной башмак содержит полоз 1, колодку
2 с ручкой и щеками 4, 5, охватывающими по бокам головку рельса 6, и клиновое стопорное устройство 7, включающее в себя закрепленные в щеках 4, 5 направляющие элементы с трапецеидальными в поперечном сечении проточками, в которых размещены шарики. 4 ил.
1770195
L= й/2, 30
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции переносных тормозных башмаков, используемых для остановки подвижного состава.
Известен тормозной башмак, содержащий полоз, колодку и стопорное устройство, состоящее иэ шарнирно закрепленного на колодке двуплечего i рычага с роликом для захвата головки рельса за ее нижнюю поверхность.
Торможение подвижного состава с помощью такого башмака осуществляется за счет заклинивания его на головке рельса с помощью ролика при наезде колеса на корпус с поверхностью трения и упора в двуплечий рычаг.
Известен также тормозной башмак, включающий колодку с ручкой и полоз, трапециевидный профиль которого образован нижней и двумя боковыми поверхностями, причем трапециевидный профиль выполнен с переменным сечением по длине полоза, расширенным в сторону его переднего края. Такой башмак укладывается на головку рельса и при наезде на полоз колеса прижимается к головке рельса и заклинивается.
Наиболее близким к изобретению является башмак, имеющий корпус, снабженный с одной стороны лапками, прилегающими к боковой стенке головки рельса, а с другой — клином, подвешенным на кронштейнах этого корпуса, Причем клин имеет возможность перемещения в продольном направлении.
Такой башмак устанавливается на рельс и предварительно крепится на его головке путем продольного перемещения клина при нажатии на его утолщенную часть.
При ударе наезжающего колеса о корпус башмака последний переместится и еще сильнее заклинит башмак на рельсе.
Недостатком указанного тормозного башмака является его низкая эффективность, Цель изобретения — повышение эффективности торможения за счет использования стопорных устройств с упорными телами вращения в виде шариков для заклинивания головки рельса за ее боковые поверхности.
Поставленная цель достигается тем, что в тормозном башмаке, содержащем колодку, полоз и стопорное клиновое устройство, колодка выполнена со щеками для охвата головки рельса и размещения в них стопорного устройства, состоящего из направляющего элемента с трапецеидальной в поперечном сечении проточкой, имеющей переменную в продольном направлении щек глубину, и упорного тела в виде шарика, размещенного в указанной проточке с возможностью взаимодействия с боковой поверхностью головки рельса, причем направляющий элемент своим расширенным концом установлен в сторону заднего торца башмака.
На фиг.1 показан предлагаемый башмак; на фиг.2 — разрез А — А на фиг.1; на фиг.3 — разрез Б — Б на фиг.1; на фиг.4 — узел! на фиг,2
Тормозной башмак состоит из полоза 1, колодки 2 с ручкой 3 и щеками 4, 5, охватывающими по бокам головку рельса 6, и клинового стопор ного устройства 7, содержащего направляющий элемент 8 с трапецеидальной в поперечном сечении проточкой 9 переменной глубины с углом наклона Q к основанию направляющего элемента 8, равным 12 — 15О, шарик 10 и сепаратор 11 с продольным сквозным отверстием 12, Стопорное устройство 7 расположено в нишах 13 на внутренних сторонах щек 4, 5 на расстоянии от головки рельса 6 где и — высота головки рельса, Такое расположение стопорного устройства 7 позволяет исключить влияние на
его работу имеющихся на боковой поверхности головки рельса 6 наплывов, наклепов и других дефектов, а наличие трапецеидальной в поперечном сечении проточки 9 переменной глубины позволяет добиться постоянства контакта шарика с боковой поверхностью головки рельса 6 за счет скатывания его под действием собственного веса по наклонной стенке трапеции к большому ее основанию.
Направляющий элемент 8 расширенным краем проточки 9 направлен в сторону заднего торца башмака, а шарик 10 свободно размещен между направляющим элементом 8 и сепаратором 11, который крепится к щекам 4,5 винтами (не показаны).
Изношенные элементы 8 выталкиваются из ниш 13 через монтажные отверстия 14.
В процессе торможения с помощью предлагаемого башмака колесо транспортного средства, накатываясь на полоз 1, а затем упираясь в колодку 2, перемещается вместе с башмаком по головке рельса 6 на некоторое расстояние. В это время шарики
10, взаимодействуя с боковой поверхностью головки рельса 6 и проточкой 9, начинают перекатываться по ним, где и заклиниваются, Башмак останавливается и
"".. 0195
12 Я
Составитель Г. Вергелес
Техред М.Моргентал Корректор O.Þðêoâåöêàÿ
Редактор Г.Бельская
Заказ 3705 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патен-", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 надежно закрепляет подвижной состав на рельсах.
Для снятия башмака с рельса необходимо убрать подвижной состав и сдвинуть башмак в сторону его переднего торца.
Формула изобретения
Тормозной башмак, содержащий колодку и полоз, выполненный с щеками для охвата головки рельса, несущими клиновое стопорное устройство, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности, клиновое стопорное устройство включает в себя закрепленные в щеках направляющие элементы с трапецеидаль5 ными в поперечном сечении проточками, имеющими переменную в продольном направлении щек глубину, и шарики, размещенные в указанных проточках с возможностью взаимодействия с боковой
10 поверхностью головки рельса,


