Сплав на основе алюминия
Сплав предназначен для применения в качестве конструкционного материала. Сплав на основе алюминия содержит, мас.% литий 1,7-2,0; медь 1,6-2,0; магний 0,7-1,1; цирконий 0,04-0,16; бериллий 0,02-0,20; титан 0,01-0,07; никель 0,02-0,15; марганец 0,01-0,4; алюминий - остальное. Свойства сплава следующие: в=430-450 Мпа;
0,2=365-380 МПа ;
= 8-10%, Kуc (Bобр =200 мм) = 87-93 МПа
м1/2; CPTУ
K = 31,2=3-5 МПа
м1/2, характер излома внутризеренный, ямочный. 2 табл.
Изобретение относится к металлургии, а именно к разработке конструкционных сплавов системы Al-Cu-Mg пониженной плотности, содержащих литий. Сплав предназначен для силовых конструктивных элементов самолетов, в том числе нового поколения пассажирских самолетов длительного ресурса. Известно, что для ответственных силовых деталей планера длительного ресурса, например нижней обшивки крыла, обшивки фюзеляжа, применяется сплав 1163Т7 и 1163Т системы Al-Cu-Mg. Он имеет минимально гарантированные значения прочности и текучести в пределах соответственно от 410 до 460 МПа и от 275 до 35 МПа в зависимости от вида катаного полуфабриката, плотность сплава 2,78 г/см3. По вязкости разрушения сплав 1163 имеет преимущественно перед сплавом Д16 ч на 15-20% (ОСТ 1 90048-77). За прототип принят сплав 1440, содержащий 2,1-2,8% лития; 0,6-1,1% магния; 1,2-2,5% меди; 0,1-0,2% циркония; 0,05-0,5% бериллия; 0,02-0,1% титана; 0,03-0,15% железа; 0,02-0,1% кремния при соотношении железа и кремния 1,5-3: 1, меди и магния 2-2,5:1. Удельный вес сплава 2,56 г/см3. Однако этот сплав уступает по вязкости разрушения и относительному удлинению сплаву 1163Т и имеет относительно хрупкий вид излома образцов. Целью изобретения является создание сплава с литием, имеющего внутризеренный "ямочного" характера излом и обладающего повышенной вязкостью и пластичностью, пригодного для нагруженных ресурсных элементов, проектируемых по принципу безопасно повреждаемых конструкций. Для достижения поставленной цели предлагается сплав следующего состава, мас. Литий 1,7-2,0 Медь 1,6-2,0 Магний 0,7-1,1 Цирконий 0,04-0,16 Бериллий 0,2-0,20 Титан 0,01-0,07 Никель 0,02-0,15 Марганец 0,01-0,4 Алюминий Остальное Примеси:
Железо 0,12
Кремний 0,08
Пример. Слитки исследуемых составов были отлиты в лабораторных условиях в водоохлаждаемую изложницу размером 40х250 мм. После гомогенизации по режиму 515-525oC в течение 18 ч и механической обработки слитки были прокатаны на листы толщиной 6 мм при температуре 410oC. Закалка и старение листов проводились в лабораторных условиях по следующим режимам: температура закалки 530oC, выдержка 60 мин, охлаждение в воде 20oC, правка растяжением с остаточной деформацией приблизительно 2% старение 14010oC в течение 10-12 ч. Химический состав сплавов приведен в табл. 1, где сплавы 1-3 предлагаемые, сплав 4 прототип. Механические свойства, вязкость разрушения (Kуc) скорость роста трещины усталости (СРТУ) и удельный вес сплава приведены в табл. 2. Как видно из табл. 2, предлагаемый сплав превосходит прототип по относительному удлинению приблизительно на 30% вязкости разрушения приблизительно на 8,5% скорости роста трещины усталости на 9% при близких значениях прочности и текучести и имеет внутризеренный "ямочный" излом. Таким образом, сплав может быть применен для нагруженных ресурсных элементов самолетов нового поколения, например, взамен сплава 1163, что позволит снизить вес деталей приблизительно на 7%
Формула изобретения
Медь 1,6 2,0
Магний 0,7 1,1
Цирконий 0,04 0,16
Бериллий 0,02 0,20
Титан 0,01 0,07
Никель 0,02 0,15
Марганец 0,01 0,4
Алюминий Остальное
РИСУНКИ
Рисунок 1