Жаропрочный деформируемый сплав на основе алюминия
Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым сплавам на основе алюминия, используемым в качестве конструкционного материала в греющихся частях летательных аппаратов. Предлагается жаропрочный деформируемый сплав на основе алюминия, содержащий мас.%: медь 5,5-6,5, магний 0,2-0,4, марганец 0,4-0,8, титан 0,03-0,15, цирконий 0,05-0,20, ванадий 0,05-0,15, молибден 0,01-0,15, кремний 0,05-0,25, серебро 0,4-0,8, германий 0,05-0,20, никель 0,01-0,50, железо 0,01-0,50, алюминий - остальное, при этом сумма марганца, титана, циркония, ванадия, молибдена должна составлять 0,55-1,0. Техническим результатом изобретения является повышение прочностных характеристик полуфабрикатов и деталей в термически обработанном состоянии при комнатной и повышенной температурах и, как следствие, повышение срока службы летательных аппаратов. 2 табл.
Предлагаемое изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым сплавам на основе алюминия, используемым в качестве конструкционного материала в греющихся частях летательных аппаратов.
Известен жаропрочный деформируемый сплав на основе алюминия марки Д21 системы алюминий - медь - магний, предназначенный для использования в греющихся деталях летательных аппаратов и содержащий, мас.%: медь - 6,0-7,0, магний - 0,25-0,45, марганец - 0,4-0,8, титан - 0,1-0,2, алюминий - остальное (ОСТ 1 90048). Сплав рекомендовано использовать для основных нагруженных деталей летательного аппарата, подвергающихся эксплуатационному нагреву до температуры 175oС. Недостатком этого сплава является низкая длительная прочность и невысокие характеристики трещиностойкости, что не позволяет использовать полуфабрикаты из этого сплава для изготовления высоконагруженных конструкционных деталей, подвергаемых знакопеременным нагрузкам, в которых высокая вероятность появления усталостных трещин может привести к разрушению. Известен жаропрочный деформируемый сплав на основе алюминия, предназначенный для изготовления греющихся деталей летательных аппаратов и содержащий, мас.%: медь - 5,5-6,5, магний - 0,2-0,35, марганец - 0,4-0,8,титан - 0,05-0,1,
цирконий - 0,06-0,2,
ванадий - 0,05-0,15,
молибден - 0,02-0,08,
кремний - 0,12-0,25,
алюминий - остальное,
молибден:ванадий = 1:2,
(патент РФ 2048577, МКИ 6 С 22 С 21/16, 1995 г.), прототип. Сплав характеризует средний уровень прочностных характеристик при комнатной и повышенных температурах до 175-200oС. Недостатком этого сплава является невысокий уровень прочностных характеристик при комнатной и повышенных температурах, что ограничивает область применения этого сплава и позволяет изготовлять из него только детали с ограниченным уровнем эксплуатационных характеристик. Предлагается жаропрочный деформируемый сплав на основе алюминия, содержащий, мас.%:
медь - 5,5-6,5,
магний - 0,2-0,4,
марганец - 0,4-0,8,
титан - 0,03-0,15,
цирконий - 0,05-0,20,
ванадий - 0,05-0,15,
молибден - 0,01-0,15,
кремний - 0,05-0,25,
серебро - 0,4-0,8,
германий - 0,05-0,20
никель - 0,01-0,50,
железо - 0,01-0,50,
алюминий - остальное,
при этом сумма марганца, титана, циркония, ванадия, молибдена должна составлять 0,55-1,0. Предложенный сплав отличается от прототипа тем, что он дополнительно содержит, мас.%:
серебро - 0,4-0,8,
германий - 0,05-0,20,
никель - 0,01-0,50,
железо - 0,01-0,50,
при этом сумма марганца, титана, циркония, ванадия, молибдена должна составлять 0,55-1,0. Технический результат - повышение прочностных характеристик полуфабрикатов и деталей в термически обработанном состоянии при комнатной и повышенных температурах и, как следствие, повышение срока службы летательных аппаратов. Предлагаемый сплав обеспечивает получение нерекристаллизованной структуры прессованных полуфабрикатов с регламентированным количеством избыточных фаз, высокой плотностью дисперсоида из мелких включений алюминидов переходных металлов и с повышенной дисперсностью упрочняющих зон (метастабильных частиц) на основе фазы С и Аl2. Эта структура полуфабриката гарантирует получение высокого уровня прочностных свойств при комнатной и повышенных температурах, повышенной длительной прочности и позволяет повысить срок службы летательных аппаратов. Пример осуществления. Приготовили в электрической печи две плавки массой по 70 кг из сплавов приведенного в табл. 1 состава, из которых отлили слитки диаметром 134 мм. Слитки сплава-прототипа и предлагаемого сплава после гомогенизации и механической обработки прессовали при температуре слитка 450oС на полосу сечением 10




Формула изобретения
Медь - 5,5-6,5
Магний - 0,2-0,4
Марганец - 0,4-0,8
Титан - 0,03-0,15
Цирконий - 0,05-0,20
Ванадий - 0,05-0,15
Молибден - 0,01 -0,15
Кремний - 0,05-0,25
Серебро - 0,4-0,8
Германий - 0,05-0,20
Никель - 0,01-0,50
Железо - 0,01-0,50
Алюминий - Остальное
при этом сумма марганца, титана, циркония, ванадия, молибдена должна составлять 0,55-1,0.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2