Способ определения состояния навигационного оборудования воздушного судна
Изобретение относится к автоматизации эксплуатации авиационной техники и позволяет квалифицировать состояние навигационного оборудования в полете. Находят расстояние между коррекциями на воздушной трассе, при которых возможно определить соответствие погрешностей счисления пути навигационным оборудованием их нормативным значениям. В полете проводят коррекцию счисленных координат через указанные интервалы и регистрируют разности между счисленными и определенными средствами позиционной коррекции координатами. По полученным результатам за весь полет оценивают состояние нацигационного оборудования, его соответствие нормам технических параметров по точности и возможность его дальнейшей эксплуатации без технического обслуживания.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК,4 ф О (л) (л) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4736977/24 (22) 03,07.89 (46) 23.09.92. Бюл. ЬЬ 35 (71) Киевский институт инженеров гражданской авиации им. 60-летия СССР (72) В.В,Козарук (56) Смирнов Н,Н. Обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию. М,;
Транспорт, 1987, с.272.
Козарук В.B. Комплекс бортового оборудования самолета ТУ-154 и его эксплуатация. М.; Машиностроение, 1975, c,65 — 84, (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ
НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ВОЗДУШНОГО СУДНА (57) Изобретение относится к автоматизации эксплуатации авиационной техники и
Изобретение относится к эксплуатации авиационной техники, а именно к способам определения состояния навигационного оборудования воздушного судна (ВС), включающего в себя измерители путевого угла (курса и угла сноса), путевой скорости или ее составляющих, навигационного вычислителя, Известны способы определения работоспособного состояния навигационного оборудования, при которых значения его погрешностей, характеризующих способность осуществлять счисление пути с заданной точностью, оцениваются с помощью контрольно-проверочной аппаратуры при простоях ВС на техническом обслуживании.
Известны также операции по определению отклонения ВС от оси маршрута в полете для последующей коррекции
„„SU „„1764033 А1 (si)s G 05 В 23/02, G 01 С 25/00 позволяет квалифицировать состояние навигационного оборудования в полете. Находят расстояние между коррекциями на воздушной трассе, при которых возможно определить соответствие погрешностей счисления пути навигационным оборудованием их нормативным значениям. B полете проводят коррекцию счисленных координат через указанные интервалы и регистрируют разности между счисленными и определенными средствами позиционной коррекции координатами. По полученным результатам за весь полет оценивают состояние нацигационного оборудования, его соответствие нормам технических параметров по точности и воэможность его дальнейшей эксплуатации без технического обслуживания. навигационного оборудования с целью удержания ВС в пределах трассы заданной ширины, Недостатком известного способа является то, что с его помощью невозможно определить состояние нацигационного оборудования по точности счисления пути в полетах, Цель изобретения — определение точности нацигационного оборудования в полете для сравнения с действующими нормами точности счисления пути как основной характеристики его состояния.
По известным нормативным точностным характеристикам навигационного оборудования счисления пути, известным характеристикам воздушных трасс с учетом расположения средств позиционной коррекции определяют расстояние между кор1764033 рекциями счисленных координат, при которых возможна нормативная оценка точности; по измеренным в полете значениям боковой и продольной абсолютных погрешностей счисления координат по всему марш руту находят среднеквадратические значения боковой и продольной погрешностей, характеризующих текучщую точность навигационного оборудования, и квалифицируют работоспособное состояние навигационного оборудования, если указанные среднеквадратические значения погрешностей не превышают нормативных значений.
Расстояние по прямой между коррекциями счисленных координат, пролетаемое воздушным судном в пределах допустимых уклонений, через которое определяются погрешности счисления координат, характеризующие состояние навигационного оборудования, находят по формуле
SKn = где og — допустимая среднеквадратическая погрешность (СКП) счисления боковой координаты, сг,к — СКП измерения боковой координаты позиционным корректором; окп — СКП начальной выставки курса; с о — СКП азимутального ухода курсового гироскопа за 1 ч полета;
t — время полета между коррекциями; сгу, — СКП измерения угла сноса;
osny — СКП задания путевого угла, Если найдено по формуле (1) расстояние больше длины участка маршрута, то определяют боковую ozn и продольную сг,п
СКП счисления координат на всем участке маршрута по формулам.
Ozn =OznM +(1! ) (4H +
+ (ОС!) t/2 ) +Oyc + 02зпу ) (2)
Osn OsnM + (Ow t )2
Гдв СГ„,„, OsnM, — СКП ЗадаНИя НаВИГацИОНной программой боковой и продольной координат пункта маршрута;
W, о„— путевая скорость полета и СКП ее измерения.
Далее находят СКП счисления боковой и продольной координат воздушного судна в начале следующего i-го участка маршрута из уравнений огн! = (О z j — 1 COS УР! ) +
+ (Os i — S! n YPj ) + Oznp + OzzKp и н! =(oui — 1 cos УР! ) + г
+ (O gi — 1 Sin УР;) + O;np + О, (3) где oz! — 1, os I — 1 — СКП счисления КООр5 динат на предыдущем участке маршрута;
УР, — угол разворота с предыдущего на данный участок маршрута;
oznp, osnp — СКП преобразования счисленных координат с предыдущего уча10 стка в координаты данного участка маршрута;
OzKp Озкр — СКП СЧИСЛЕНИЯ КоордИнат в процессе движения воздушного судна по криволинейной траектории на разворо15 те, Расстояние до точки коррекции на данном 1-м участке после разворота воздушного судна определяют по формуле (1) с учетом того, что в нее подставляют вместо а „рас20 считанное по формуле (3) значение o ч! .
В полете через указанные интервалы осуществляют коррекцию счисленных координат с помощью средства позиционной коррекции, например угломерно-дально25 мерной системы, и регистрируют абсолютные боковую и продольные погрешности счисления координат А!, Ь1, По их значениям находят средние и СКП счисления координат по формулам
30 и
hz =,, Ь г и;
i =1
Л,= Л,!lп
i =1
II а= Z (л. — Ь,Vill — 1);
40 где i=1,2„,,п — количество коррекций счисленных координат в данном полете.
Если определенные указанными приемами CKll счисления координат не превы45 установленных и регламентированных нормами технических параметров значений. то считают, что состояние навигационного оборудования работоспособно, удовлетворяет нормам точности, и возможна его дальнейшая эксплуатация без технического обслуживания.
Устройство для осуществления способа состоит из цепи с пятью последовательно соединен ными звеньями, Первое звено представляет собой вычислительное устройство для определения расстояний между коррекциями, Второе звено отражает операцию коррекции счисленных навигационным оборудованием координат воздушного судна и определение абсолютных погрешностей
1764033
Sxn =
Формула изобретения
Способ определения состояния навигационного оборудования воздушного судна, заключающийся в том, что при движении воздушного судна по заданному маршруту измеряют значения боковой и продольной абсолютных погрешностей счисления коорСоставитель В.Казарук
Техред M.Mîðãåíòàë Корректор С.Юско
Редактор Г.Бельская
Заказ 3457 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101 между счисленными и измеренными средствами позиционной коррекции координатами. В третьем звене осуществляется регистрация и накопление указанных абсолютных погрешностей, которые подаются в четвертое звено для определения средних и среднеквадратических значений боковой и продольной погрешностей счисления координат. Пятое звено оценивает состояние навигационного оборудования путем сравнения погрешностей из четвертого звена с нормативными значениями, Пример, Навигационное оборудование имеет следующие СКП: oj« = 1,0О; сКд =
=0,25 ч ; Оус = 0,25; (Узлу = 0,10 znM
=озпм = 0,1 км; %яр = гтзпр = 0,7 KM 0Ь
=0,0035 W, Другие параметры указаны в таблице.
По данным, приведенным в последних двух колонках таблицы, с помощью формул (4) и (5) находят А = 1,2 км; Л, = 1,3 км;сг
=1,3 км. о = 1,1 км, что позволяет квалифицировать работоспособное состояние навигационного оборудования, динат навигационного оборудования по разности координат, определенных навигационным оборудованием и средствами позиционной коррекции, отличающийся
5 тем, что, с целью определения точности навигационного оборудования в полете, задают погрешность начальной выставки курса о „, азимутального ухода курсового гироскопа с о, измерения угла сноса суй, за10 данного путевого угла Оапу и коррекции боковой координаты 0,, а также допустимое линейное боковое уклонение воздушного судна от линии заданного пути 0zd измеряют абсолютные погрешности счисления координат навигационного оборудования в точках маршрута через расстояния
20 где t — время полета между коррекциями, по измеренным значениям боковой и продольной абсолютных погрешностей счисления координат за полет по данному маршруту определяют среднеквадратиче25 ские значения боковой и продольной погрешностей, характеризующих точность навигационного оборудования, и квалифицируют работоспособное состояние навигационного оборудования, если
30 среднеквадратические значения не превышают нормативных значений погрешностей навигационного оборудования.


