Планиметр для измерения площадей на топографической карте
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения площадей на топографической карте Целью изобретения является повышение точности измерений за счет использования механизма коррекции результата измерения. При измерении обводное колесо 5 перемещают по измеряемому контуру с фиксацией точек пересечения горизонталей 58. При этом приходят в движение рычаги 1 и 4 и вращаются колеса 11 и 42. Доля вращения колеса 11 через муфту 13 передается на барабан 9, циферблат 18, рычаг 51. Колесо 42 взаимодействует с диском 39, разворачивая его относительно диска 38. Вращение колеса 5 через гибкий вал 33, диски 32, 35, 34, вал 24 передается на барабан 22 и обеспечивает осевое перемещение 1 штанги 26. Когда колесо 5 достигает горизонтали , движение прекращают, муфтой 13 отключают колесо 11, прижимают диск 39 к диску 38, перемещают рейку 28 до упора в торец штанги 26 что вызывает дополнительный поворот барабана 9, учитывающий рельеф местности на измеренном отрезке ВГ контура 56. 5 ил. сл С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 В 5/26
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ!
1 ъ
0 (!
О
)ос (21) 4809490/28 (22) 04.04.90 (46) 15.09.92. Бюл. N 34 (71) Новосибирский филиал Научно-исследовательского института авиационной технологии и организации производства (72) Е,А.Коржавин (56) Авторское свидетельство СССР
М 1295203, кл. G 01 В 5/26, 1985, Харченко А.С. и др. Топография с основами геодезии, 1986, с.112 — 113 и 114 — 117, (54) ПЛАНИМЕТР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПЛОЩАДЕЙ НА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ (57) Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения площадей на топографической карте. Целью изобретения является повышение точности измерений за счет использования механизма коррекции результата
Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для измерения площадей на топографической карте.
Целью изобретения является повышение точности измерения за счет учета рельефа местности на карте.
На фиг,1 изображен общий вид планиметра; на фиг.2 — отрезок контура измеряемого участка на карте; на фиг.3 — схема счетного механизма, узлов коррекции и механизма преобразования корректирующего воздействия; на фиг.4 — вид по стрелке А на фиг,З; на фиг.5 — вид по стрелке 6 на фиг.З.
Планиметр для измерения площадей на топографической карте содержит полюсный
БЫ«, 1762106 А1 измерения, При измерении обводное колесо 5 перемещают по измеряемому контуру с фиксацией точек пересечения горизонталей
58, При этом приходят в движение рычаги 1 и 4 и вращаются колеса 11 и 42, Доля вращения колеса 11 через муфту 13 передается на барабан 9, циферблат 18, рычаг 51, Колесо 42 взаимодействует с диском 39, разворачивая его относительно диска 38.
Вращение колеса 5 через гибкий вал 33, диски 32, 35, 34, вал 24 передается на барабан 22 и обеспечивает осевое перемещение
1 штанги 26. Когда колесо 5 достигает горизонтали, движение прекращают, муфтой 13 отключают колесо 11, прижимают диск 39 к диску 38, перемещают рейку 28 до упора в торец штанги 26, .что выэываетдополнительный поворот барабана 9, учитывающий рельеф местности на измеренном отрезке
ВГ контура 56. 5 ил, рычаг 1, снабженный цилиндром 2 с полюсной иглой, связанный с ним посредством шарнира 3 обводной рычаг 4 с обводным элементом в виде обводного колеса 5.в поворотной вилке 6 с ручкой 7 для перемещения и счетный механизм с механизмом коррекции площади, размещенные в корпусе 8.
Счетный механизм содержит барабан 9 со шкалой 10 на боковой поверхности, приводное колесо 11, сидящее на валу 12 барабана 9 с возможностью свободного вращения, муфту 13 подключения колеса 11, сидящую на шлицевом участке 14 вала 12 с возможностью перемещения для сцепления зубьев 15 на ее торце с соответствующими
1762106
55 зубьями 16 колеса 11, поворотный относительно неподвижной стрелки 17 циферблат
18, связанный червячным колесом 19 с червяком 20 вала 12, верньер 21, установленный на корпусе 8 неподвижно относительно ба рабана 9.
Механизм коррекции площади состоит из узла коррекции измеренных значений перемещения обводного колеса 5 и узла преобразования коррекции по направлению перемещения приводного колеса 11 счетного механизма, Узел коррекции перемещения обводного колеса 5 содержит цилиндрический барабан 22 с профилированным по винтовой линии направляющим пазом 23 на боковой поверхности, закрепленный на поворотном валу 24 и подпружиненный пружиной 25, установленную параллельно оси барабана с возможностью возвратно-поступательного перемещения штангу 26 за счет ролика 27 на одном ее конце, размещенном в пазу 23, зубчатую рейку 28, расположенную соосно штанге 26 с возможностью движения навстречу до упора в ее торец, снабженную нажимной головкой 29 и подпружиненную пружиной 30, зубчатое колесо 31, взаимодействующее с рейкой 28, механизм привода и возврата барабана 22 в исходное положение, выполненный в виде фрикционного диска 32, связанного гибким валом 33 с обводным колесом 5 обводного рычага 4, второго фрикционного диска 34, сидящего на валу 24 барабана 22, размещенного между дисками 32 и 34 промежуточного фрикционного диска 35, установленного в вилке подп ружи не н ного и ружи ной 36 стержня 37.
Направляющий паз 23 выполнен по профилю кривой линии, корректирующей показания линейных измерений по рельефу местности, определяемой соотношением длин гипотенузы и катетов в прямоугольном треугольнике, в котором значение вертикального катета соответствует высоте сечения рельефа на карте.
Узел преобразования коррекции по направлению перемещения приводного колеса 11 счетного механизма содержит приводной фрикционный диск 38, контактирующий с барабаном 9, второй фрикционный диск 39, установленный в вилке подпружиненного пружиной 40 шпинделя
41 с возможностью контактирования с диском 38 и разворота относительно его плоскости, самоориентирующееся по направлению перемещения колеса 11 счетного механизма следящее колесо 42 в вилке шпинделя 43, расположенного параллельно шпинделю41 и связанного с ним передаточным механизмом 44, например, посредст5
40 вом установленных на шпинделях шкивов и перекинутой через них замкнутой нитью, узел реверсирования направления вращения диска 39, выполенный в виде фрикционного диска 45, связанного гибким валом 46 с осью вращения диска 39 в шпинделе 41 и контактирующего с фрикционными дисками
47, 48, сидящими на валике 49 с возможностью свободного вращения и поочередного подключения к муфте 50, перемещаемой по шлицевому участку валика 49 рычагом управления 51, сидящим на валу 12 с возможностью поворота относительно последнего, и муфты свободного хода 52, выполненной
s виде звездочки 53, закрепленной на валу
49 с размещенными на ее рабочих контактных поверхностях роликами 54, и обоймы
55, закрепленной на зубчатом колесе 31, Планиметр работает следующим образом.
Перед началом измерений движением муфты 13 в направлении приводного колеса
11 счетного механизма вводят в зацепление их зубья 15, 16, шкалу 10 и циферблат 18 устанавливают в нулевое положение. При атом свободные концы штанги 26 и зубчатой рейки 28 узла коррекции разведены на расстояние Н, соответствующее расстоянию
ГД между горизонталями по высоте (фиг.2), диск 39 со шпинделем 41 удерживается пружиной 40 в поднятом положении и не контактирует с приводным диском 38.
При установке планиметра на карту и закреплении его положения с помощью цилиндра 2, оснащенного полюсной иглой, приводное колесо 11 счетного механизма, обводное колесо 5 свободного рычага и следящее колесо 42 узла преобразования вступают в контакт с измеряемым объектом.
При измерении обводное колесо 5 располагают в начальной точке В контура 56 измеряемого участка S, затем с помощью ручки 7 обводят контур с фиксацией всех точек пересечения горизонталей 58, При перемещении обводного колеса 5 приходят в движение обводной и полюсный рычаги 4, 1. перемещаются и вращаются колеса 11, 42. Колесо 11 в процессе перемещения по контуру 57 частично вращается, частично проскальзывает. Доля вращения колеса 11 через муфту 13 и вал 12 передается барабану 9 и одновременно через червяк
20, червячное колесо 19 — циферблату 18, а также рычагу 51, что приводит к перемещению муфты 50 и сцеплению ее с одним из дисков 47 или 48 в зависимости от направления вращения колеса 11. Следящее колесо 42 за счет плеча а вилки шпинделя 43 ориентирует свое направление по направлению перемещения приводного колеса 11
1762106 и через передаточный механизм 44 принятое направление передает диску 39, разворачивая его плоскость относительно плоскости диска 38 на угол а, соответствующий углу разворота плоскости приводного колеса 11 к направлению его перемещения по контуру 57. Вращение обводного колеса
5 через гибкий вал 33, диски 32, 35, 34, вал
24 передается на барабан 22 и скручивает пружину 25, штанга 26 из исходного положения перемещается на валичину й1 — в зависимости от величины перемещения ролика 27 в пазу 23.
Когда колесо 5 достигнет первой горизонтали в точке Г, движение прекращают. С помощью муфты 13 отключают колесо 11 и, преодолевая сопротивление пружины 40, опускают шпиндель 41 с диском 39 до соприкосновения его с диском 38, Одновременно нажимают на головку 29 и, преодолевая сопротивление пружины 30, перемещают зубчатую рейку 28 до упора в свободный конец штанги 26, При этом зубчатая рейка проходит оставшееся расстояние hz, а ее движение через зубчатое колесо
31, муфту свободного хода 52, в которой происходит заклинивание роликов 54 между рабочими контактными поверхностями звездочки 53 и обоймы 55, валик 49, муфту
50, сцепленную с одним из дисков 47 или 48, диск 45, гибкий вал 46, диски 39, 38 передается на доворот барабана 9 в виде добавки
Л I, учитывающей рельеф местности на данном измеренном отрезке ВГ контура 56, и корректирует показания шкалы 10 и циферблата 18 с учетом направления перемещения и соотношения доли вращения и доли проскальзывания колеса 11.
Добавка Л I является разницей длины гипотенузы и горизонтального катета в прямоугольном треугольнике (фиг,2). В дальнейшем с помощью муфты 13 снова подключают колесо 11, освобождают сжатую пружину 40, выводя из контакта диск 39 с диском 38, освобождают головку 29, что под действием сжатой пружины 30 и приводит рейку 28 в исходное положение, но в результате расклинивания роликов 54 в муфте 52 обратное вращение зубчатого колеса 31 на счетный механизм через валик 49 не передается. Отключением привода узла коррекции, для чего поднимая стержень 28 и преодолевая сопротивление сжатой пружины 36, выводят диск 35 из контакта с дисками 32, 34, высвобождают барабан 22, который под действием скрученной пружины 25 возвращается в исходное положение.
По завершении указанных операций в точке Г устройство готово для измерения
55 следующего отрезка до точки пересечения очередной горизонтали, С окончанием обхода измеряемого контура и возращения в начальную точку В, снимают показатели циферблата 18 относительно стрелки 17 и шкалы 10 относительно верньера 21.
На отрезках контура измеряемого участка с обратным вращением колеса 11 происходит обратное вращение вала 12 и переключение муфты 50 посредством рычага 51, что обеспечивает суммирование приращения расстояния в соответствии с направлением вращения колеса 11.
3а счет применения, например, световой следящей системы для фиксации точе, пересечения горизонталей и блокировки операций переключения приводного колеса
11, приводного диска 38 и привода узла коррекции работа устройства может быть полностью автоматизирована, Изобретение по сравнению с прототипом повышает точность измерений на топографической карте.
Формула изобретения
Планиметр для измерения площадей на топографической карте, содержащий полюсный рычаг с иглой на одном из концов, шарнирно связанный с другим концом полюсного рычага двуплечий обводной рычаг с обводным элементом на одном из плеч, закрепленный на другом плече обводного рычага счетный механизм с барабаном и приводным колесом, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерений за счет учета рельефа местности, он снабжен установленным на обводном рычаге механизмом коррекции перемещений обводного элемента, выполненным в виде поворотного вала, закрепленного на нем цилиндрического барабана с пазом на цилиндрической поверхности, профилированным по винтовой линии, установленной параллельно валу штанги с роликом на конце, размещенном в пазу барабана, установленной соосно со штангой зубчатой рейки, подпружиненной в осевом направлении, кинематически связанного с рейкой зубчатого колеса, закрепленного на валу фрикционного диска, кинематически связанного с обводным элементом, который выполнен в виде обводного колеса, установленного с возможностью поворота относительно оси, перпендикулярной оси его вращения, и механизмом преобразования корректирующего воздействия, выполненным в виде кинематически связанного с зубчатым колесом валика, установленных на нем с возможностью поочередного взаимодействия с одним из них, третьего диска, фрикционно связанного с вышеупомянутыми дисками, 1762106 приводного диска, фрикционно связанного с барабаном, следящего колеса и фрикционного диска, установленных на параллельных шпинделях, кинематически связанных между собой, и гибкого вала, соединяющего оси шпиндельного диска и третьего диска, шпиндель с фрикционным диском подпружинен в направлении от приводного диска, а приводное колесо установлено на оси ба5 рабана с возможностью вращения на ней.
1762106 г у"
1Ю 1Т
Составитель Е.Коржавин
Техред М.Моргентал - Корректор В.Петраш
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Заказ 3250 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5




