Сталь

 

Изобретение относится к металлургии, в частности к составу стали, и может быть использовано для изготовления горячекатаных и холоднокатаных сталей для автомобилестроения . Сталь дополнительно содержит бор, барий и РЗ М при следующих соотношениях компонентов, мас.%: углерод 0,02- 0,08; кремний 0,15-0,5; марганец 0,4-0,8; хром 0,2-0,4; никель 0,03-0,3; алюминий 0.02-0,07; ванадий 0,01-0,06; медь 0,01-0,2; магний 0,001-0,025; бор 0,001-0,01; барий 0,0003-0,001, редкоземельные 0.001-0,04; железо - остальное. Использование стали позволит снизить металлоемкость кузоза автомобиля при сохранении прочностных характеристик за счет уменьшения толщины исходной заготовки, 1 табл.

СОК)3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (л)5 С 22 С 38/54 (54) СТАЛЬ > ! аале

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4826017/02 (22) 06,03.90 (46) 23.08.92. Бюл. М 31 (71) Запорожский машиностроительный институт им. В.Я. Чубаря и Научно-исследовательский институт автотракторных материалов (72) С.З. Юдович, С,И. Кравчун, В.К. Белосевич, M.À. Герасько, Q.Т, Сычук, В,Л. Васько, Д.И.. Шумейко, H.À, Потип, Ю.С, Зайцев, О.Н. Якубовский, T.B. Орешникова, А.И. Барштейн, Ю.B. Фирсов, B.B. Васин и 8:И. Дубина (56) Авторское свидетельство СССР

N 1057572, кл, С 22 С 38/50, 1985.

Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано при ripoизводстве горячекатаных и холоднокатаных листовых сталей для автомобилестроения.

Известна отечественная холоднокатаная сталь повышенной прочности (1), содержащая, мас.% (прототип);

Углерод 0,03-0,11

Кремний 0,01-0,60

Марганец 0,50-1,50

Хром 0,03 — 0,30

Никель 0,03 — 0,30

Медь 0,03-0,30

Фосфор 0,025-0,070

Титан или ванадий

Магний

Алюминий

Железо

„„5Ц,, 1756376 A l (57) Изобретение относится к металлургии, в частности к составу стали, и мажет быть использовано для изготовления горячекатаных и холоднокатаных сталей для автомобилестроения, Сталь дополнительно содержит бор, барий и РЗ М при следующих соотношениях компонентов, мас.%>: углерод 0,020,08; кремний 0,15-0,5; марганец 0,4 — 0,8; хром 0,2 — 0,4; никель 0,03 — 0,3; алюминий

0.02 — 0,07; ванадий 0,01-0,06; медь 0,01 — 0,2; магний 0,001-0,025; бор 0,001 — 0,01; барий

0,О0О3 — G,G01, редкоземельные 0,001-0,04; железо — остальное. Использование стали позволит снизить металлоемкость кузова автомобиля при сохранении прочностных, характеристик за счетуменьшения толщины исходной заготовки. 1 табл.

Недостатками указайной стали являются значительное по верхнему пределу со держание дорогостоящих компонентов (марганца и титана), недостаточная усталостная прочность (0,6-0,7 ото ), обусловленная загрязненностью границ зерен, и значительный разброс свойств (прочности) в пределах даже одного листа (30-40 МПа).

Целью изобретения является повышение структурной однородности, усталостной прочности и пластичности, Указанная цель достигается тем, что в состав стали, содержащей углерод, кремний, марганец, хром, никель, медь, ванадий, магний, алюминий и железо. дополнительно вводится бор, барий и РЗМ при следующем соотношении компонентов, мас, ;, :

Углерод 0,02-0,08

Кремний . 0,15-0,50

Марганец 0,4-0,8

1756376. Хром . 0,2 — 0,4

Никель 0,03-0,30

Алюмийий 0,02-0,07

Ванадий 0,01-0,06

Медь 0,01-0,20

Магний 0,001 — 0,025

Бор 0,001-0,010

Барий . 0,0003-0,0010

РЗМ 0,001 — 0.040 Железо Остальное

Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что предлагаемый состав стали отличается от известного введением новых компонентов, а именно: бора, бария и РЗМ.

Барий является сильным раскислителем и поэтому способствует получению более чистой стали. Наряду с этим он является сильным модифицирующим элементом, измельчающйм дендритную структуру стали, уменьшающим дендритную неоднородность, в частности, rio углероду, повышая тем самым однородность механических свойств. Кроме того, барий, являясь модифицирующей добавкой, благоприятно влияет на неметаллические включения, измельчая сульфиды и снижая содержание

А!гОз. Введение в состав стали бария н пределах 0;0003-0,0010 мас.70 позволяет снизить загрязненность стали неметаллическими включениями, значительно улучшив качество поверхности слитка; а также повышает пластичность стали.

Введение в состав стали бора н количестве 0,001 — 0,010 мас,% обеспечивает необходимые прочностные характеристики и позволяет снизить содер>кание марганца по верхнему пределу от 1,7 до 0,8 мас.7ь, а ., также исключйть из состава стали цирконий и титан. Концентрируясь по границам зерен, бор упрочнчет их, в результате чего препятствует межэеренному усталостному разрушению, что повышает сопротивление стали циклическим нагрузкам.

Введение редкоземельных металлов (РЗМ) способствует более глубокому раскисленйю стали, измельчению зерна, что в конечном счете ведет также к увеличению пластичности и прочности.

Содержанйе в стали марганца в пределах 0,4 — 0,8 мас."g, является оптимальным, При содержании марганца ниже 0,4 мас. снижаются прочностные характеристики стали, а при содержании выше 0,8 мас, повышается. прочность стали, но ухудшаются ее пластические свойства, Пределы содержания кремния установлены от 0,15 мас,7 для получения мелкого зерна до 0,5 мас. Д для обеспечения достаточной пластичности стали при повышении прочности. Для экспериментальной проверки

5 предлагаемого состава были подготовлены пять смесей (плавок) ингредиентов, четыре из которых показали оптимальные результаты, Плавки получали методом ныплавки в

10 индукционной печи. От каждой плавки на. значался контрольный слиток (средний по ходу разливки) для отбора образцов.

После обработки планок методами горя-. чей и холодной прокаток и термообработки "

15 получали листовую сталь толщиной 1,8 мм, из которой отбирались образцы для механи- ческих испытаний.

В таблйце приводятся результаты испытаний вариантов предлагаемой стали в

20 сравнении с прототипом,, Как следует иэ таблицы, предлагаемая сталь по сравнению с прототипом обладает более высоким пределом усталости и большей однородностью свойств.

25 Использование предлагаемого изобретения позволяет повысить пластичность, усталостную прочность и однородность механических свойств, что позволит снизить, например, металлоемкость кузова ав30 томобиля при сохранении прочностных характеристик за счетуменьшения толщины исходной заготовки.

Формула изобретения

35 Сталь, содержащая углерод, кремний,, марганец, хром, никель, алюминий, -ванадий, медь, магний и железо, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения структуоной Однородности, усталостной

40 прочности и пластичности, она дополнительно содержит бор, редкоземельные металлы при следующих соотношениях компонентов мас О °

Углерод 0,02-0,08

45 Кремний 0,15-0,50

Марганец 0,4-0,8 .

Хром 0,2-0,4

Никель 0,03-0,30

Алюминий 0,02-0,07

50 Ванадий 0,01--0,06

Медь 0,01-0,20

Магний . 0,001-0,025

Бор 0,001-0,010

Барий 0,0003-0,0010

55 Редкоземельные металлы 0,001--0,04

Железо Остальное

1756376

Химический состав и механические свойства стали

Химический состав, мас.ь

Способ углерод мед ь ма гний

Фосфор сера (примеси) а ломи"

v ни кель хром крем- марний ганец

«»

Известный 0,08

0,15 0„40 0,2

0,35 0,60 0,4

0,40 0,65 . 0,40

0,50 0,80 0,4

0,001 0,004

0,008 0,012

0,006 0,018

0,025 0,010

0,008 0,02

0,00@ 0,048

О, 012 О, 052

0,022 0,07

0,03

0,20

0,23

0,30

0,01

О,1

0,12

0„20

Продолжение таблицы

«»» «»»»«»

Способ

Химический состав, мас.ь

Механические своиства желеванадий s, 8,,4

МПА -1 Ъв

ИПА бор барий РЗИ зо

«1»

Извест" ный 0,08

Предла-, гаемый I . 0,01 . 0,001 0,0003 2 0,045 0,0055 0,0008

3 0,05 0,001 0,001

4 0,06 0,01 0,001

28 . 240

30-45

0,6 : Осталь- 400 ное

0, 001 -"- 400

0,025 "- . 412

0,04 -."- 420

0,04: ""- 425

28 248

32 350

30 336

30 335

0 62

0,85

0,8

0,788

25«30

25«30

25-32

25-30,)

» »»»

Редактор Н. Рогулич Заказ 3063 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Предла" гаемый

Оэ02

2 0,06

3 0,07

4. 0,08

0,5 0,8 0,3 0,-25 0,25 0,007 0,025 0,02 0,07

«»»«»»»»»««»»««» е»»»

Составитель М. Кузнецова

Техред М.Моргентал Корректор М. Андрушенко

Сталь Сталь Сталь 

 

Похожие патенты:

Сталь // 1749309

Сталь // 1749308

Сталь // 1731858
Изобретение относится к черной металлургии , в частности к стали, предназначенной для изготовления деталей клапанной аппаратуры гидравлических прессов, к которым предъявляются требования высокой твердости, износои коррозионной стойкости в условиях ударных нагрузок

Изобретение относится к металлургии, а именно к штамповой стали для тяжелонагруженных штампов горячего деформирования и пресс-форм литья под давлением

Сталь // 1712457
Изобретение относится к металлургии, в частности к легированной стали, применяемой для изготовления крупных рабочих валков станов холодной прокатки

Изобретение относится к области металлургии , в частности к составу литейной свариваемой стали, используемой для изготовления тяжелонагруженных деталей машин и механизмов, а также конструкций морских сооружений, эксплуатируемых при низких температурах (до -40°С)

Изобретение относится к металлургии, а именно к теплостойким литейным сплавам, и может быть использовано для изготовления деталей, работающих при повышенной температуре, например, для седел клапанов дизельных двигателей

Изобретение относится к металлургии, в частности к литейной износостойкой стали для изготовления литых деталей гидроэлеваторов и рудораэмольного оборудования, башмаков гусеничных тракторов и шестерен экскаваторов

Изобретение относится к металлургии, в частности к свариваемой высоколегированной коррозионно-стойкой аустенитноферритной стали, предназначенной для изготовления оборудования химической, пищевой и других отраслей промышленности с применением дуговых методов сварки, Цель изобретения - повышение предела текучести , пластичности, ударной вязкости, коррозионных свойств основного металла при сохранении механических и коррозионных свойств сварного соединения на уровне основного металла

Сталь // 1659521
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для производства проката черных металлов, в частности сортового и листового проката, применяемого в машиностроении для изготовления деталей горячей штамповкой с последующей их термообработкой, работающих в условиях значительных динамических нагрузок и абразивно-коррозионного износа

Сталь // 2109079
Изобретение относится к области металлургии, а именно к экономнолегированной стали, которая может быть использована для отливок крупногабаритных валов высокоскоростных бумагоделательных машин

Изобретение относится к металлургии, а именно к сталям, используемым в машиностроении для изготовления конструкций, подвергающихся ударно-абразивному износу и работающих при температуре ниже 40oС

Изобретение относится к металлургии, к составам коррозионностойких сталей и к изделиям из них и может быть использовано при производстве арматуры, труб, сварных конструкций, например кузовов железнодорожных вагонов

Изобретение относится к металлургии, а именно к свариваемой высокопрочной коррозионно-стойкой стали для криогенных температур, которая может быть использована в авиационной, космической и других областях техники

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к производству тонколистового проката методом холодной прокатки для изготовления деталей сложной формы методом штамповки

Изобретение относится к металлургии, в частности к разработке составов сталей, используемых в строительстве и машиностроении

Изобретение относится к металлургии, а именно к составам жаропрочных низкоуглеродистых хромоникелевых сплавов аустенитного класса, и может быть использовано при изготовлении реакционных труб нефтегазоперерабатывающих установок, работающих при температуре 700-1060oС при давлении до 46 атм
Сталь // 2208062
Изобретение относится к металлургии, в частности к разработке состава стали для изготовления тяжелонагруженных изделий, работающих в условиях атмосферной коррозии

Сталь // 2217520
Изобретение относится к металлургии, а именно к разработке стали для изготовления сваркой металлоконструкций из листа, например для изготовления стрел монтажных кранов грузоподъемностью до 50 т, установленных на автомобильных шасси, эксплуатируемых в сложных погодных условиях на значительных расстояниях от ремонтных баз

Изобретение относится к металлургии сталей, используемых в ядерной энергетике, в частности, для изготовления деталей активных зон атомных реакторов на быстрых нейтронах
Наверх