Рабочее колесо турбомашины
Использование: в ступенях паровых и газовых турбин. Сущность изобретения: на диске 1 установлены рабочие лопатки с бандажами 2 и хвостовиками 4. Плавные переходы между корневыми и периферийными участками сопряжений профилей 3 рабочих лопаток выполнены с радиусами скругления в зависимости от относительного шага t/b рабочей решетки в сечении по среднему диаметру рабочего колеса 4 ил. 8-6
СОЕО3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 5 F 01 Э 5/14
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРРЕТЕКИЯМ И ОТКРЦТИЙМ
ПРИ ГКНТ СССР
IM356hgP - fill pl f ..1A TEA PA
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬС ГВУ
Ф
l Ю.1 (21) 4474537/06 (22) 16.08.88 (46) 07.08.92. Бюл. Р 29 (71) Производственн6е объединение атомного турбостроения "Харьковский турбинный завод" им.С,И,Кирова (72) В.EI,Ãàëàöàí, Д.Н.Пясик, М;С.Коломиец и В.А.Нестеренко (56) Рабочая лопатка, черт.
Б.511-20-.31/32, 1979, турбины
К-1000-60/ 1500, ) 2 (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ (57) Использование: в ступенях па- вовых и газовых турбин. Сущн6сть ь.зобретенйя! на диске 1 устайовлены рабочие лопатки с байдажами 2 и хвостовиками 4. Плавные переходы между корневыми и периферийными участками сопряжений профилей 3 рабочих лопаток выполнены c радиусами скругления в
1 зависимости от относительного шага
t/Ü рабочей решетки в сечении по среднему диаметру рабочего колеоа, 4 ил.
Ю-д
3
2993
175
Изобретение относится к турбостродиаметру рабочего колеса имеют одинаению, в частности к рабочим колесам ковую хорду Ь (Фиг,3). турбомашины, и может бйть использо- Корневой и периферийный участки вано при проектировайии и модерниза- сопряжений имеют плавные переходы, ции ступеней паровых и газовых турбин„ выполненные по радиусу R, определяИзвестно рабочее колесо турбомаши-" емому из соотношений R = (0,04ны, содержащее лопатки с бандажом, 0,13) Ъ при относительном шаге между . хвостовикаии и профильной частью :-. профильными частями (фиг ° 4) t/Ь = между HHMH.. Радиусы закруглений в :10 = 0,78-1,00:или радиусу R = (0,01 местах перехода профильной чаСти ло-- 0,04) ° Ъ при t/b = 0,55-0,78. латок к бандажу или хвостовику выбра-. Колесо турбомашины работает следуны лишь по условиям йрочносФй ." " ; - : " "ющим образом, Известно также .Рабочее колесо . турбомашины, содержащее лопатки с 15 цельнофрезерованными бандажами, про« фильной частью и хвостовиками, при этом профйльйые части установлены с
Рабочее тело поступает на профиль- ную часть 3 лопатбк и привоДит диск
1 во вращение. В межлопаточном канале, образованном профильными частями
3 двух соседних лопаток диска 1, бандажом 2 и хвостовиком 4, возникают вторичные перетекания рабочего тела с вогнутой частй профиля на выпуклую часть. При этом в угловых зонах межлопаточного канала, т.е . на участках: относительным шагом t/Ь в корневом сечении в диапазоне tjb = 0,54 -0,69, (где t - шаг, а Ь - хорда профильной части лопатки, а радиусы закругления перехода от хвостовика к пройильной части R = (0,075-0,221) b. В йерифеплавных переходов профиля лопатки на риином сечении рабочих лопаток отно- 25 торцевые ограничивающие поверхности, сительный шаг .изменяется в диапазоне " обйчно образуются завихрения, интенt/b = 0,62-0,77, а радиусы закр гле- . сивностъ каторых зависит от величины относительного шага t/b и радиуса R ний перехода от бандажа к профильной части - в диапазоне R = (0,042 - сопряжений переходов. Благодаря пред0,187) b . ..: . :: 30 -ложенным ойтимальным радиусам закругЦелью изобретенИя является повыше» лений и соответствующим HM относительние экономичности турбомашины. IIocTSEE HIEM шагам t/Ü завихренйя вторичных ленная цель достигаетая тем, что в .-:- . - потоков рабочего тела в данном колесе
Рабочем колесе турбомашины, включающем: турбомашины практически исключены. вйполненные с бандажами и хвостовика- В результате этого снижаются общие. ми лопатки, профили которых в сечении, потери энергии в ступени турбамашины по среднему диаметру рабочего колеса и соответственно повышается ее эконоимеют. одинаковые хорды Ь и расположе- .мичность. Надежность рабочего колеса ны с одйнаковйм шагом t, à их" корйе- при этом- не снижается. вой и периферийный участки сопряженйй,щ . O . o Р м у л...,а и 3 о б р е т е н и я выполнены с плавнымй переходами по: . Рабочее колесо турбомашины, вклю " радиусу R, опрщеляемо иу согласйо ..... чающее выпОлненные с бандажами и хвосизобретению Hs соотношений " ;:,: †:, ==-.-:: - товикаМи лопатки, пРоФили котор х в
Я - (О 04-0 13) ° b при Б 0" 78» сечении по среднему диаме1РУ Рабочего колеса йиеют одинаковые хорды и
Б. = (0,01-0,04),b при t/b = 0,55, Расположены с одинаковым шагом à их 0 78, . : корневой и периферийный участки сопряНа фиг, 1 представлено рабочее . женин выполнены с плавнйми переходаколесо турбомашины (фрагмент); EEB ми, о т .л и ч а ю щ е е с я тем, "фд ° 2 разрез рабочей лопатки, -А что, с целью повышениЯ экономичности, на фиг. 1 на фиг. 3 - сечение г.-Б переходы вййолнены по РадиУсУ опРе50 по среднему диаметру .Рабочего коле- JEeJEaeMQMy из соотношений .са на @юг, .1 на диг. 4 - сечение . : К = (Ое04-0113) b пРи t/b = 017 -1ý00 å д-Р на фиг. 2, . . ; :R = (0,01-0,04) Ь пРи /Ь = 0,55-0,7 где R - радиус перехода;
Рабочее колесо турбомашины содер- >>, Ь - хорда профиля лопатки в сежит диск 1, по йериферйи которого -,. .. чении по среднему диаметру установлены рабочие Лопаткй с банда- рабочего колеса; жами 2, профильной частью 3 и хвоста- t - шаг в сечении по среднему виками 4. Профили лопаток по среднему . диаметру рабочего колеса, 1752993
1752993
Составитель И. Гриценко
Редактор Л.Волкова Техред М.Моргенгал " Корректор С.Пат)3ушева о ю«ю В «ю
Заказ 2745 Тираж < c Подписное
8N9ULé
НЮПШ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, -35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент",. г.ужгород, ул. Гагарина 101
Р 1



