Газотурбинный двигатель
Авторы патента:
Газотурбинный двигатель содержит корпус с установленным в подшипниках качения ротором, с размещенным на нем осевым компрессором, газовой турбиной, с их направляющими аппаратами, полость сгорания. Профиль направляющих лопаток осевого компрессора и газовой турбины выполнен в сечении, параллельном оси ротора, в форме треугольника, имеющий отношение длины от задней кромки до гребня треугольника к длине основания, равное 0,60,7. Изобретение приводит к повышению КПД двигателя. 6 ил.
Изобретение относится к энергетическому, двигательному машиностроению.
Известен газотурбинный двигатель /1/, в котором имеется корпус с установленным в нем в подшипниках качения роторов, с размещенным на нем осевым компрессором, газовой турбиной и их направляющими аппаратами, а также камерой сгорания. Однако в /1/ не учитывается то, что профиль направляющих лопаток осевого компрессора и газовой турбины крыловой, что не позволяет достичь большего усилия на направляющие лопатки при одинаковой скорости потока газовой смеси на входе в направляющие аппараты осевого компрессора и газовой турбины. Научно-технической задачей этого изобретения является изготовление такого газотурбинного двигателя, в котором при одинаковой скорости вхождения газовой смеси на направляющие лопатки осевого компрессора и газовой турбины усилие на эти лопатки будет максимальным. Указанная научно-техническая задача достигается тем, что в ряде профилей направляющих лопаток - крыловом, трапецеидальном, треугольном - отдельный профиль рассматривается как местное гидравлическое сопротивление с соответствующим распределением давлений: с передней, тыльной стороны профиля, над и под профилем. Это в конечном итоге приводит к выводу уравнений для силы, действующей от давления смеси газов на лопатку направляющих аппаратов осевого компрессора и газовой турбины. Коэффициент местного гидравлического сопротивления для каждого профиля лопаток сравнивается из экспериментов по протеканию воды через цилиндрические каналы с установленными в них моделями профилей лопаток: крыловой, трапецеидальной, треугольной. На фиг. 1 представлен разрез по оси ротора газотурбинного двигателя, на фиг. 2 - ряд крыловых профилей, на фиг.3 - ряд трапецеидальных профилей, на фиг. 4 - ряд треугольных профилей, на фиг.5 и 6 - результаты экспериментальных исследований. Газотурбинный двигатель фиг.1 содержит корпус 1, установленный в подшипниках качения ротор с размещенным на нем осевым компрессором 2, направляющий аппарат осевого компрессора 3, расположенную после осевого компрессора полость сгорания топлива 4, установленный в подшипниках качения тот же ротор с размещенной на нем газовой турбиной 5, а также направляющий аппарат газовой турбины 6. Профиль лопаток направляющих аппаратов осевого компрессора и газовой турбины может иметь следующие сечения: крыловое 7 (фиг.2), трапецеидальное 8 (фиг. 3) и треугольное 9 (фиг.4). На фиг.5 и 6 представлены результаты экспериментальных исследований по протеканию воды в цилиндрических каналах с моделями профилей лопаток. При работе газотурбинного двигателя (фиг.1) в корпусе 1 вращается ротор, установленный в подшипниках качения с размещенным на нем осевым компрессором с подвижными лопатками 2, при этом в направляющем аппарате осевого компрессора 3 на направляющие лопатки давит и обтекает газовая смесь, которая затем поступает в полость сгорания топлива 4, в которой топливо, подающееся шестеренчатым насосом, смешивается со сжатой газовой смесью и сгорает, давление выхлопных газов возрастает и вращает подвижные лопатки газовой турбины 5, при этом выхлопной газ давит и обтекает направляющие лопатки газовой турбины 6, создавая тем самым движущую силу, аналогичную, что и в направляющем аппарате осевого компрессора. На фиг.2 изображен ряд крыловых профилей 7 направляющих лопаток осевого компрессора и газовой турбины. При этом сила, действующая на лопатку направляющую, рассчитывается по следующей формуле:




где Р2 - сила, действующая в осевом направлении на направляющую, трапецеидальную лопатку, от давления и обтекания смеси газов,
J2 - коэффициент местного гидравлического сопротивления модели трапецеидального профиля,

w1 - скорость смеси газов перед рядом профилей направляющих, трапецеидальных лопаток, параллельная основаниям профилей направляющих лопаток,
h - высота лопаток,
l - длина верхнего основания трапеции профиля лопатки направляющей,
l1 - длина нижнего основания трапеции профиля направляющей лопатки,



где Р3 - сила, действующая в осевом направлении на направляющую, треугольного профиля лопатку, от давления и обтекания смеси газов,
J3 - коэффициент местного гидравлического сопротивления модели треугольного профиля,

w1 - скорость смеси газов перед рядом профилей направляющих, треугольных лопаток, параллельная основаниям треугольных профилей направляющих лопаток,
h - высота лопаток направляющих,
l - длина от задней кромки треугольного профиля направляющей лопатки до вершины треугольного профиля,
l1 - длина основания треугольного профиля направляющей лопатки,



dг - характерный гидравлический размер профиля модели направляющей лопатки,
dy - диаметр проходного сечения цилиндрического канала до модели профилей направляющих лопаток,
Re - критерий Рейнольдца по параметрам потока воды до моделей профилей направляющих лопаток,
J - коэффициент местного гидравлического сопротивления моделей профилей направляющих лопаток,
при Re= 10000 коэффициент местного гидравлического сопротивления модели крылового профиля J1=6,3; а коэффициент местного гидравлического сопротивления модели треугольного профиля J3=8,2; это при dг/dу=0,63. Отсюда можно сделать вывод, что треугольный профиль направляющих лопаток создает наибольшее усилие на корпус газотурбинного двигателя 1 и, значит, большую скорость самолету или тепловозу при одинаковых параметрах и скорости газовой смеси на входе на направляющие лопатки осевого компрессора и газовой турбины. Вывод о том, при каком значении отношения длины от задней кромки до вершины треугольного профиля направляющих лопаток к длине основания треугольного профиля направляющих лопаток принимает большее значение коэффициент местного гидравлического сопротивления в зависимости от среднего значения критерия Рейнольдца



1. Шляхтенко С.М. "Теория воздушно-реактивных двигателей", М., Машиностроение, 1975 г.
Формула изобретения

РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Похожие патенты:
Лопаточная решетка турбомашины // 2202043
Изобретение относится к области турбомашин различного вида и назначения - компрессоров, насосов, вентиляторов, винтов, ветроколес, турбин: осевых, диагональных и радиальных
Паровая турбина малой мощности // 2194865
Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к паровым турбинам малой мощности, используемым в небольших энергоустановках
Лопаточная решетка турбомашины // 2187657
Лопатка газовой турбины // 2178086
Лопатка турбомашины // 2152519
Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в газотурбинных установках
Рабочая лопатка турбины // 2053370
Изобретение относится к турбостроению, а именно к осевым микротурбинам с короткими лопатками
Лопаточная решетка турбомашины // 2013570
Изобретение относится к области двигателестроения и может найти применение в конструировании ступеней турбины и компрессора в авиационной и машиностроительной промышленности
Композиционная лопатка компрессора // 2006591
Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в области компрессоро- и насосостроения, в частности в лопатках пластинчато-роторных компрессоров или насосов
Изобретение относится к ротору с интегральной конструкцией набора лопаток (лопастной решетки), расположенных по его периметру и проходящих в основном в радиальном направлении, прежде всего для двигателей, соответственно, силовых установок
Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в паровых и газовых турбинах, имеющих осевые турбинные ступени
Изобретение относится к осевым турбомашинам, используемым в газотурбинных двигателях, стационарных силовых установках, компрессорах и насосах
Изобретение относится к металлическому изделию подверженному растрескиванию во время работы, например лопаточному элементу газотурбинного двигателя, и способу его изготовления
Изобретение относится к способу нанесения покрытия на элемент вращения, способу изготовления элемента вращения и конструкции элемента вращения и может найти использование в машиностроении при изготовлении турбин
Лопасть турбины с изогнутыми задними стенками хвостовика для снижения напряжений (варианты) // 2342539
Изобретение относится к лопастям турбин, а именно к модификации задней стенки хвостовика лопасти турбины для снижения механических напряжений