Главный полюс электрической машины постоянного тока
Сущность изобретения: главный полюс электрической машины постоянного тока содержит шихтованный сердечник (1) с полюсным наконечником (2) и катушку возбуждения (12). Узлы крепления полюса к остову выполнены в виде двух стальных пластин (4, 5). Каждая пластина имеет продольный выступ (6, 7), а в сердечнике выполнены соответствующие углубления. Для крепления к остову в пластинах выполнены резьбовые отверстия. 1 з.п, ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)ю Н 02 К 1/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4829054/07 (22) 28.05,90 (46) 23.07,92, Бюл. N. 27 (71) Московский институт инженеров железнодорожного транспорта и Рижский политехнический институт (72) А,С. Кур.басов (SU), Д. Санява (Р ), С,В.
Сорокин, В.Я, Узарс и B.Ï. Феоктистов (SU) (56) Иоффе А.Б. Тяговые электрические машины; — M.— Ë.; Энергия, 1965, с, 116, рис. 3-55, Алексеев А.Е. Конструкция электрических машин. — М.-Л.: ГЭИ, 1958, с. 345, рис. 10-14, Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в машинах постоянного тока мощностью 7001500 кВт, например в тяговых двигателях электровозов,.
Известен главный полюс, содержащий сердечник из шихтованной стали с полюсным наконечником и обмоткой, причем в продольное сквозное отверстие в сердечнике заложен стальной стержень, в который завинчены винты, головки которых находятся на наружной поверхности остова.
Недостатки этого полюса связаны со сложностью выполнения отверстий в шихтованном сердечнике для пропуска бинтов крепления и с тем, что динамические усилия от полюса к остову приложены на одной линии, что создает большую концентрацию напряжений в полюсе и остове.
В качестве прототипа целесообразно принять главный полюс, содержащий шихтованный сердечник с полюсным наконечником и катушкой возбуждения, а также
„, Ы,„1749979 А1 (54) ГЛАВНЫЙ ПОЛЮС ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Сущность изобретения: главный полюс электрической машины постоянного тока содержит шихтованный сердечник (1) с Ilo люсным наконечником (2) и катушку возбуждения (12). Узлы крепления полюса к остову выполнены в виде двух стальных пластин (4, 5). Каждая пластина имеет продольный выступ (6, 7), а в сердечнике выполнены соответствующие углубления. Для крепления к остову в пластинах выполнены резьбовые отверстия. 1 з.п, ф-лы, 3 ил. узлы крепления полюса к остову с винтами, головки которых находятся снаружи остова, Недостатки прототипа — плохая технологичность, значительный расход материалов и неравномерное распределение магнитного потока по сечению сердечника полюса, Цель изобретения — упрощение конструкции полюса и улучшение его магнитных характеристик.
Эта цель достигается за счет того, что узлы крепления полюса к остову выполнены в виде стальных пластин, каждая из которых находится между боковой стороной сердечника полюса и внутренней поверхностью катушки :возбуждения, причем длина каждой пластины соответствует длине полюса, каждая пластина со стороны сердечника имеет продольный выступ. а сердечник полюса — с каждой боковой стороны углубление такой же формы, расположенное в зоне. примыкающей к полюсному наконечнику.
Кроме того, цель изобретения состоит в повышении надежности катушки возбуждения.
1749979.
Эта цель достигается за счет того, что торцы пластин закруглены в плане, причем радиус закругления равен толщине пластины, Существенными признаками являются выполнение узлов крепления в виде стальных пластин, наложенных на боковые грани сердечника полюса; пластины с сердечником скреплены при помощи выступа и паза;. торцы пластин закруглены радиусом, равным толщине пластины, На фиг, 1 и 2 представлен главный полюс — соответственно виды спереди (вдоль оси машины) и сверху; на фиг. 3 — схема крепленйя полюса к остову.
Полюс содер>кит сердечник 1; набранный из листов стали и имеющий наконечник
2, обращенный к якорю 3, На боковые грани полюса наложены пластины 4 и 5, ймеющие выступы 6 и 7, которые заглублены в пазы соответствующей формы, предусмотренные в сердечнике 1, По концам пластин 4 и
5.предусмотрены закругления 8-11 (фиг. 2), выполненные радиусом. равным толщине пл ;стины, Нэ сердечник 1 вместе с пластинами 4 и 5 одета катушка 12 возбуждения.
Полюс в сборе крепят к остову 13 при помощи вйнтов; завинчейййх в-отверстия в пластинах 4 и 5, причем па фиг. 1 и 2 йоказаны оси этих винтов 14 и 15, а сами винты 16 показаны на фиг, 3.
Полюс собирают следующим образом.
Сначала набирают из листов стали сердеч.ник 1 с наконечником 2, скрепляя листы обычным образом, т.е. заклепками. Затем устанавливают пластины 4 и 5; вводя выступы 6 и 7 в пазы сердечника 1; надевают катушку 12 и устанавливают полюс на внутренней поверхности остова 13, закрепляя
его винтами 16.
Полюс работает следующим образом, При протекании тока по проводникам катушки 12 в сердечнике 1 и пластинах 4 и
5 возникает магнитный поток Ф, который через воздушный зазор переходит в якорь
3 создавая вращающий момент при вэаимодействии с проводниками обмотки якоря, Поскольку в шихтованной части сердечника
1 нет крепежных отверстий, то поток Ф равномерно распределен по сечению сердеч5 ника. В проведении потока Ф участвуют также пластины 4 и 5; они же выполняют функции крепления полюса к остову. При этом усилия крепления полюса к остову распределяются по большой площади послед10 него.
Технико-экономическая эффективность полюса определяется улучшением магнитных характеристик полюса за счет более равномерного распределения магнитного
15 потока по eto сечению, повышением надежности крепления полюса к остову, повышением надежности обмотки за счет того, что в углах катушки обеспечено закругление радиусом, равным толщине пластины, 20 Формула изобретения
1. Главнь и полюс электрической машины постоянного тока, содержащий шихтованный сердечник с полюсным нако- нечником и катушкой возбуждения, узлы
25 крепления полюса к остову с винтами, головки которых находятся снаружи остова, о тл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью упрощения конструкции и улучшения магнитных характеристик, узлы крепления полюса к
30 остову выполнены в виде двух стальных пластин, каждая из которых расположена между боковой стороной сердечника и внутренней поверхностью катушки возбуждения, причем длина каждой пластины саот35 ветствует длине полюса, каждая пластина на стороне, обращенйой к сердечнику. имеет продольный выступ, а в сердечнике с каждой боковой стороны выполнено углубление такой же формы, расположенное в
40 зоне, примыкающей к полюсному наконечн.и ку, 2. Главный полюс по и. 1, о т л и ч а ю-. шийся тем, что, с целью повышения надежности, торцы пластин со стороны, обра45 щенной к катушке, закруглены, причем радиус закругления равен толщине пластины, 1749979
1749979
Составитель В,Феоктистов
Редактор Н.Стенина . Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор Н.Ревская
Заказ 2601 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101



