Способ монтажа судового валопровода
Использование: в судостроении при монтаже опор гребных валов. Сущность изобретения: при монтаже валопровода окончательную его центровку производят путем перемещения подшипников по высоте с контролем их положения при помощи динамометров. При центровке валопровода кормовой подшипник 2 перемещают и разворачивают с помощью шарнира 3 вокруг оси, проходящей через середину подшипника 2 перпендикулярно диаметральной плоскости судна, фиксируют и контролируют его положение путем контроля нагрузки на подшипнике по деформации стержней 5. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ фь
О
Ь3
Ю вЪ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4844704 /11 (22) 25,06.90 (46) 23.07.92. Бюл. ¹ 27 (71) Центральный научйо-исследовательский институт технологии судостроения (72) М.Б.Рубин и С.Н.Фролов (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 765118, кл. В 63 Н 23/34, 1978, Авторское свидетельство СССР
%.475312, кл, В 63 Н 23/34, 1973, Авторское свидетельство СССР № 308630, кл. В 63 Н 23/34, 1969. (54) СПОСОБ МОНТАЖА СУДОВОГО ВАЛОПРОВОДА
„, Я „„1749122А1 (sl)s В 63 Н 23 /34
2 (57) Использование: в судостроении при мон-. таже опор гребных валов. Сущность изобретения, при монтаже валойровода окончательную
его центровку производят путем йеремещения подшипников по высоте с контролем их положения при помощи динэмометров, При центровке валопровода кормовой подшипник 2 перемещают и разворачивают с помощью шарнира 3 вокруг оси, проходящей через середину подшипника 2 перпендикулярно диаметральной плоскости судна, фиксируют и контролируют его положение путем контроля нагрузки на подшипнике по деформации стержней 5. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1749122
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при монтаже, опор гребных валов.
Известен способ монтажа валопроводов с перемещением подшипников по высоте и контролем центровки валопровода по величине нагрева подшипников работающего валопровода.
Недостатком этого способа является невозможность обеспечения оптимальной загрузки подшипников ввиду отсутствия строгой зависимости между температурой подшипника и величиной нагрузки, а такжс невозможность учета таких эксплуатационных факторов, как деформация корпуса судна, гидродинамический момент на гребном винте, износ подшипников и др, Наиболее близким к изобретению явля- ется способ монтажа судового валопроводэ, при котором валопровод монтируется путем перемещения подшипников по высоте, с контролем положения подшипников по нагрузкам, измеряемым с помощью динамометров.
Известны конструкции вэлопровода, имеющего кормовую опору с упругой связью с корпусом судна, представляющей собой подшипник, заключенный в кожухе, который соединен с корпусом судна с помощью упругих стержневых элементов.
Недостатком известного способа при монтаже таких опор является значительная сло>кность учета упругой деформации стержней крепления и связанная с этим погрешность в определении нагрузки на кормовой опоре, а также неполное прилегание вала к подшипнику вследствие различия углов поворота вала и стержней.
Целью изобретения является nовышение долговечности и надежности валопровода за счет повышения качества выполнения монтажных работ наиболее нагруженном кормовом подшипнике.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу монтажа валопровода с центровкой путем перемещения подшипников по высоте с контролем. положения подшипников по нагрузкам и фиксацией подшипников в заданном положении, оптимальное положение кормового подшипника относительно гребного вала. обеспечивают введением "временного шарнира, располагаемого посередине подшипника и контролируют по величине упругой деформации стержней крепления кормовой опоры, При этом величина нагрузки определяется по тарировочным таблицам, которые строятся по данным предвар.. тельной тарировки кормовой опоры нэ стенде, На фиг,1 и 2 представлен судовой валоп ро вод.
Предлагаемый способ реализован следующим образом, 5 К корпусу судна 1 подводят подшипник
2, соединенный шарниром 3 с кожухом 4, в сборе со стержнями 5 крепления и устанавливают на специальной эстакаде б, обеспечивая предварительное смещение
10 относительно базовой линии на расчетную величину, для компенсации прогиба стержней, возникающего от действия реакции опоры, Устанавливают на внутренней по-. верхности подшипника оптические мишени
15 и с помощью оптического прибора, смонтированного на фланце базового механизма, устанавливают подшипник по базовой оси.
После этого заводят гребной вал 7 с гребным винтом 8, собирают все соединения
20 валов и производят центровку валопровода путем перемещения подшипников по высоте относительно базовой оси с контролем нагрузок на подшипниках при помощи динамометров. При этом контроль нагрузки на
25 кормовом подшипнике осуществляют по величине фактического прогиба стержней крепления под действием нагрузки со стороны валопровода, В процессе монтажа валопровода кормовой подшипник разворачивают на
30 угол, равный углу поворота гребного вала в сечении, соответствующем середине подшипника, При этом равнодействующая реакции подшипника будет приложена к середине
35 его опорной поверхности, Угол наклона гребного вала можно определить по формуле
1 х — а
t = to + C4 +, q, и з (х — Ь > (х — а г
4Б О=оь+ E — ЕР
3 з где Š— модуль упругости материала валоп50 ровода;
1 — момент инерции поперечного сечения валопровода относительно оси;
Р— сосредоточенная поперечная сила; ар — расстояние от начала координат до
55 точки приложения сосредоточенной силы;
aq — расстояние от начала координат до начала действия распределенной нагрузки;
Ья — расстояние от начала координат до конца действия распределенной нагрузки, 1749122
Составитель С.Н. Фролов
Редактор В.Бугренкова Техред М.Моргентал Корректор Л,Бескид
Заказ 2558 . Тираж . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.; 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
По окончании центровки валопровода вводят дополнительные связи и закрепляют подшипник валопровода, Предлагаемый способ позволяет тювысить качество монтажа и тем самым позволяет обеспечить высокую долговечность и надежность валопровода.
Формула изобретения
1. Способ монтажа судового валопровода, включающего в себя кормовую опору с установленным в ней подшипником гребного вала, упругосвязанным через опору с корпусом судна с помощью стержней, расположен ных вдоль оси вала, при котором окончательную центровку производят путем перемещения подшипников по вйсоте с контролем их положения при помощи динамометрических устройств, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения долговечности и надежности валопровода путем обеспечения равномерного распределения нагрузки на кормовом подшипнике, между опорой подшипника и стержнями
5 его крепления к корпусу судна устанавливают технологический шарнир, ось которого перпендикулярна диаметральной плоскости судна, после чего одновременно с перемещением подшипнйка по высоте, 10 производят его разворачивание вокруг оси шарнира и контролируют нагрузку на нем по предварительно оттарированным по на. грузке упомянутым стержням крепления, 15 2, Способ по п1, отл и ча ю щи йс я тем, что разворачивайие подшипника производят на угол, равный углу наклона гребного вала в сечении, совпадающем с серединой подшипника.


