Учебный прибор по механике

 

Изобретение относится к учебным средствам обучения и может быть использовано для демонстрации траектории сближения с постоянным углом самоходного подводного аппарата с кораблем-целью, Цель изобретения - расширение диапазона решаемых задач путем построения траектории сближения с постоянным углом самоходного подводного аппарата с кораблем-целью. Прибор содержит вертикальное основание с двумя вертикальными направляющими с ползунами. К ползунам присоединена горизонтальная направляющая с мишенью, выполненной в виде модели корабляцели Средство для имитации движения тела, выстреленного в мишень, состоит из переставляемого на основании градуированного сектора, двух установленных в центре сектора шарнирно соединенных одними концами планок с прорезями и установленных в них фиксаторов. При этом фиксатор одной из планок соединен с моделью телескопической штангой, а фиксатор другой планки имеет выдвижную градуированную линейку . Линейка имеет на своем свободном конце указатель положения тела, выстреленного в мишень, для разметки точек траектории на основание. 3 ил. w Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з С 09 В 23/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1703

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4762608/12 (22) 24.11,89 (46) 15.07,92, Бюл, М 26 (72) С.Н.Ирютин, Г.Г.Пиянзов и 3,М.Давидов (53) 535,08(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

t+ 1517057, кл. G 09 В 23/06, 1988. (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО МЕХАНИКЕ (57) Изобретение относится к учебным средствам обучения и может быть использовано для демонстрации траектории сближений с постоянным углом самоходного подводного аппарата с кораблем-целью, Цель йзобретения — расширение диапазона решаемйх зае дач путем йостроения траектории сближения с постоянным углом самоходно. го подводного аппарата с кораблем-целью.

Изобретение относится к учебным средствам обучения и может быть использовано для демонстрации траектории с постоянным углом сближения самоходного подводного аппарата с кораблем-целью.

Цель изобретения — расширение дианазона решаемых задач путем построения траектории сближения с постоянным углом самоходного подводного аппарата с кораблем-целью.

На фиг. 1 схематически изображен учебный прибор по механике;"на фиг. 2 — схема работы устройства; на фиг, 3 — схема графического построения траектории сближения с постоянным углом самоходного подводного аппарата с кораблем-целью.

Д2 1748170 А1

Прибор содержит вертикальное основание с двумя вертикальйыми направляющими с ползунами. К ползунам присоединена горизойтальная направляющая с мишеньк1, выйолненной в виде модели корабля- цели.

Средство для имитации движения тела, выстреленного в мишень, состоит из переставляемого на основании" градуированного сектора, двух установленных в центре сектора шарнирйо соединенных одними концами планок " прорезями и установленных в них фиксаторов. При этом фиксатор одной йз планок соединен с моделью телескопической штангой, а фиксатор другой планки имеет выдвижную градуированную линейку . Линейка имеет йа своем свободном конце указатель положения тела, выстреленного в мишень, для разметки точек траектории на основание. 3 ил.

Учебный прибор содержит вертикальное основание 1 (например, деревянный щит), вертикальные направляющие 2 и 3 с ползунами 4 и 5, к которым присоединена горизонтальная направляющая 6 с моделью

7 корабля-цели„й средство для имитации движения тела в мишень, состоящее иэ градуированного сектора 8, планок 9 и 10 с прорезями и установленных в них фиксаторов 11 и 12. Одни концы планок 9 и 10 соединены при помощи шарнира 13. установленного в центре сектора 8, имеющего .прорезь. с которой взаимодействует винт .14. Фиксатор 11 соединен с моделью 7 телескопической штангой 15 при помощи кольца

16, надетого на крючок 17 модели 7. Фикса1748170 тор 12 имеет выдвижную градуированную линейку 18, несущую на своем свободном конце указатель 19, имеющий отверстие для разметки на основании 1 точек траектории движения самоходного подводного аппарата к кораблю-цели, Для построения траектории используют штыри 20, которые вставляют в отверстия шарнира 13 и указателя 18, Работа с учебным прибором осуществляется следующим образом.

Монтируют элементы и узлы прибора (фиг, 1), приняв расстояние D = md(KoTo =

mk

d — длина планки 10 с телескопической штангой 15, равное расстояние от точки to (соответствующей точке To) до модели 7 (соответствующей точке Ко), Так как самоходный подводный ànïàрат при сближении с кораблем-целью под управлением системы самонаведения сохраняет постоянный угол (образованный продольной осью аппарата и направлением на корабль-цель), то планки 9 и 10 длиной d устанавливают при помощи градусной шкалы сектора 8 на угол а и фиксируют на все время работы их зэжимным вийтом 14.

Затем одевают кольцо 16 на крючок 17 модели 7, а в отверстие шарнира 13 вставляют штырь 19 и закрепляют его на основании 1, обозначая точку to.

По известным скоростям vi хода корабля-цели и аппарата определяют отрезки пути L>. и L2, которые они проходят за время

ЛТ1- ЛТг.т,е. L1 =т АТ1иLг=v2 ЛТг.

Длину планки 9 с линейкой 17 берут равной

L2 отрезку пути )г = — tot> в отверстия указаm теля 18 вставляют штырь 20 и закрепляют его на основании 1, обозначая точку t1.

Таким образом, получают соответствующий отрезок пути самоходного подводного аппарата за время 5Тг,,Так как за время ЛТ = Л Тг корабльцель переместится в точку, пройдя расстояние L>, то модель 7 перемещают по

1л направляющей 6 на расстояние t< -—

Шарнир l3 с сектором 8 и планками 9 и 10 снимают со штыря 19 крючка 17, одевают его своим отверстием на штырь 20.

При этом перемещением фиксатора 11 и сокращением телескопической штанги 15 устанавливают колоьцо 16 на крючок 17, т.е. длина планки 10 со штангой 15 в этом случае будет равна dl - — . Если скорость чг само01

m ходнога подводного аппарата осталась неизменной, то аппарат за время Л Тг = Л Т4

5 пройдет L4= чг Л Т и окажется в точке Тг, Так как этот отрезок соответствует И = — = 1г, 1д

m то в отверстие указателя 19 вставляют штырь

22 и получают точку, соответствующую точ10 ке Тг, а значит, и отрезок траектории движения аппарата(И = Lz,t4 = Ь = tits), Так поступают до тех пор, пока линейка

18 не ляжет на направляющую 6 (т.е, курс корабля-цели). При этом указатель 19 будет

15 указывать положение самоходного аппарата относительно корабля-цели, а штыри 20, 21, 22, ... — отрезки его траектории при сближении с постоянным углом, Если корабль-цель идет зигзагом, то

20 при помощи передвижения горизонтальной направляющей по вертикальным направляющим 2 и 3 располагают модель 7 в соответствующих точках, а планки 9 и 10 ориентируют соответствующим образом, 25 Если корабль-цель меняет скорость во время движения, то на направляющей 6 откладывают соответствующие участки пути.

Использование предлагаемого учебного прибора позволяет построить траекто30 рию сближения с постоянным углом; демонстрировать взаимное положение корабля-цели и самоходного подводного аппарата в процессе сближения; демонстрировать влияние изменения ско35 рости и положения корабля-цели на форму траектории сближения с постоянным углом; сократить время курсового и дипломного проектирования; повысить усвояемость материала курсантами при чтении лекций.

40 Таким образом, предлагаемый учебный прибор по механике обеспечивает расширение диапазона решаемых задач, а также повышение эффекта наглядности при построении траектории сближения с посто45 янным углом самоходного подводного аппарата с кораблем-целью, Формула изобретения

Учебный прибор по механике, содержащий вертикальное основание с горизон50 тальной направляющей, мишень и средство для имитации движения тела, выСтреленного в мишень, отл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью расширения диапазона решаемых задач путем построения траектории сбли55 жения с постоянным углом самоходного подводного аппарата с кораблем-целью, он имеет две вертикальные направляющие с ползунами, мишень выполнена в виде модели цели, установленной на горизонтальной

1748170 направляющей, связанной с ползунами. а средство для имитации движения тела, выстреленного в мишень, состоит.:из переставляемого по основании градуированното сектора ; двух установ- 5 ленных в центре сектора аарнирйо соединенных одними концами планок с прорезями и установленных в них фиксаторов, при этом фиксатор одной из планок соединен с моделью посредством телескопической штанги, а фиксатор другой планки имеет выдвижную градуированную линейку, несущую йа своам свободном конце указатель положения тела, выстреленного в мишень, имеющий отверстйе для разметки точек траектории на основании.

1748170 иг.

Составитель С.Ирютин

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор А.Осауленко

Редактор Е.Копча

Производс1венно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 2506 Тираж . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Рауаскэя наб., 4/5

Учебный прибор по механике Учебный прибор по механике Учебный прибор по механике Учебный прибор по механике 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным пособиям по навигации и предназначено для демонстрации принципа действия гироорбитанта

Изобретение относится к лабораторному оборудованию и может быть использовано при постановке лабораторных работ по теплотехническим дисциплинам

Изобретение относится к учебным приборам и наглядным пособиям по физике, в частности по механике

Изобретение относится к учебным и наглядным пособиям и может быть использовано в учебном процессе вузов

Изобретение относится к учебным пособиям по теоретической механике и может быть использовано для демонстрации вынужденной прецессии и гироскопического эффекта

Изобретение относится к наглядным пособиям и может быть использовано для демонстрации гироскопических явлений, в частности, на занятиях по физике, теоретической механики и т.д

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, для получения новых научных данных о Вселенной, решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении в соответствии с открытым автором Всемирным законом тяготения - Фундаментальным законом мироздания, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по физике

Имитационный способ определения вращения планеты, свободно движущейся по петлеобразной орбите, вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты вокруг последней в зависимости от величины дробной части соответствующего отношения угловых скоростей вращения планеты, обеспечивающих движение ее по петлеобразной орбите // 2176412
Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение планеты для определения ее вращения вокруг собственной оси неравномерной угловой скоростью и поворота ее вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по курсу сопротивление материалов и может быть использовано в высших и средних учебных заведениях
Наверх