Электропривод арматуры
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: электропривод арматуры содержит электродвигатель, корпус с встроенным планетарным редуктором, устройство передачи вращения от редуктора к валу и ручной дублирующий червячный привод . Планетарный редуктор состоит из водила , сателлита, центрального колеса, Устройство передачи вращения от редуктора к валу выполнено в виде диска и сепаратора . Сателлит, сепаратор и диск имеют радиальные пазы, в которые установлены тела качения, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ,j
1 — !÷ 1пл (21) 4812826/28 (22) 10.04.90 (46) 15,07.92. Бюл, N 26 (71) Украинский филиал Центрального конструкторского бюро арматуростроения (72) Д.В. Хлебопрос, Б.В. Кармугин и В.В.
Копаница (53) 621.833.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
% 363832, кл. F 16 К 31/05, 1972.
Патент США М 4754949, кл. F 16 К 31/05„1988, Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве привода клапанов, задвижек, затворов и других испол нител ьн ых устройств.
Известны электрол риводы для управления:арматурой, содержащие двигатель, кор пус, планетарный редуктор и другой привод.
Недостатком известных конструкций является их сложность, трудоемкость изготовления и недостаточная надежность.
Известен приводной механизм для клапана, взятый в качестве прототипа, содержащий корпус, электродвигатель, планетарную передачу и удерживающее устройство (червяк), являющееся ручным приводом.
Прототип включает в себя большое количество зубчатых передач и подшипниковых узлов, что усложняет конструкцию, увеличивает трудоемкость изготовления, ухудшает технологию и снижает надежность работы привода.
Кроме того, известный привод имеет orpa iwewve кинематические возможности, „, Я.1 „„1747790 А (s1)s Р 16 К 31/05, I= 16 Н 1/28 . "и, "1i 092 (54) ЭЛ ЕКТРОПРИВОД АРМАТУРЫ (57) Использование: машиностроение, Сущность изобретения: электропривод арматуры содержит электродвигатель, корпус с встроенным планетарным редуктором, устройство передачи вращения от редуктора к валу и ручной дублирующий червячный привод. Планетарный редуктор состоит из водила, сателлита, центрального колеса, Устройство передачи вращения от редуктора к валу выполнено в виде диска и сепаратора. Сателлит, сепаратор и диск имеют радиальные пазы, в -которые установлены тела качения, 2 ил. так как предназначен для клапанов с поворотом затвора на 90О. Применение era в клапанах с большим углом поворота затвора приводит к продолжительному вращению рукоятки ручного привода из-за большого передаточного числа редуктора где 1ч и 1пл — передаточные числа червячной и планетарной передач.
Продолжительное время срабатывания клапанов при управлении ручным приводом (например, при отсутствии электроэнергии) недопустимо, так как может привести к аварийной ситуа ции.
Цель изобретения ° расширение кинематических возможностей привода.
Указанная цель достигается тем, что в электроприводе арматуры, содержащем электродвигатель, корпус с встроенным планетарным редуктором, устройство передачи вращения от редуктора к ведомому ва1747790
Z1
1пп
71 Z2. Z1 ручн,lч —22 лу привода и ручной дублирующий червячный привод, планетарный редуктор выполнен в виде эксцентрикового водила, установленного на последнем сателлите с глухими радиальными пазами на торце и центрального колеса с внутренними зубьями, а устройство передачи вращения от редуктора к ведомому валу привода выполнено в виде жестко связанного с ведомым валом диска с радиальными пазами, расположенного между диском и сателлитом и установленных в пазах сепаратора тел качения для взаимодействия с пазами сателлита и диска.
Передаточное число от ручного привода к ведомому валу где Z< — число зубьев центрального колеса;
Z2 — число зубьев сателлита, Так как Zi/Z2>1, то!<1а.
На фиг. 1 изображен привод, общий вид; на фиг. 2 — устройство, передающее вращение от п.панетарного редуктора к ведомому валу привода.
Электропривод содержит корпус 1, электродвигатель 2, зубчатую пару 3 и 4, причем заодно с колесом 4 выполнено эксцентриковое водило 5, сателлит 6 с глухими радиальными пазами .7, установленный с возможностью вращения на эксцентриковом водиле 5, центральное колесо 8 с внутренними зубьями 9, червяк 10; диск )2 с радиальными пазами 13.,сепаратор 14 с радиальными пазами 15, расположенный ме>кду диском 12 и сателлитом 6, установленные в пазах 15 сепаратора 14 ролики 16 и шайбы
17 для осевой фиксации роликов 16.
Привод работает следующим образом.
От двигателя 2 через зубчатую пару 3 и .4 вращение передается на водило 5, которое приводит к планетарное движение сателлит 6, обкатывающийся по внутренним зубьям 9 центрального колеса 8. Червяк 10 удерживает колесо 8 от проворота при работе двигателя 2, Сателлит 6 через устройство, содержащее детали 12, 14 и 16, передает вра. щение от редуктора к выходному валу 11.
Передаточное -соотношение планетарного редуктора
5 Z> — число зубьев сателлита 6;
Z2 — число внутренних зубьев 9 центрального колеса 8.
В случае отсутствия электроэнергии выходной вал приводится во вращение вруч10 ную через кинематическую цепь, состоящую из червяка 10, колеса 8, сателлита 6 и устройства передачи вращения с передаточным отношением где! ч — передаточное отношение червячной пары.
Водило планетарной передачи в это время тормозится, так как предлагаемая передача с малым эксцентриситетом является необращаемой.
Привод может использоваться на трубопроводной арматуре разных типов с большим ходом запорного органа, так как ручной привод при отсутствии электроэнергии способен быстро открыть или закрыть затвор. Это расширяет его кинематические возможности.
Формула изобретения
Электро и ри вод арматуры, содержа щий электродвигатель, корпус с встроенным планетарным редуктором, содержащим устройство передачи вращения от редуктора к ведомому валу привода и ручной дублирующий червячный привод, о т л и ч а ю щ и й. с я тем, что, с целью расширения кинематических возможностей, редуктор выполнен в
40 виде эксцентрикового водила, установленного на последнем сателлита с глухими радиальными пазами на торце и центрального колеса с внутренними зубьями, а устройство передачи вращения от редуктора к ведомо"5 му валу привода выполнено в виде жестко связанного с ведомым валом диска с радиальными пазами, сепаратора с радиальными пазами, расположенного между диском и сателлитом, и установленных в пазах се50 паратора тел качения для взаимодействия с пазами сателлита и диска.
1747790
Составитель Д.Хлебоп рос
Редактор M.Êîáûëÿíñêàÿ Техред М.Моргентал Корректор О.Кундрик
Заказ 2488 Тирак Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва,Ж 35, Раушская наб„ 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101



