Способ предварительной настройки инструмента при накатке галтелей
Изобретение относится к машиностроению , а именно к обработке поверхностным пластическим деформированием галтелей ступенчатых валов и осей. Цель изобретения - повышение точности обработки галтелей железнодорожных осей - достигается тем, что в способе предварительной настройки при накатке галтелей, при котором детали сообщают вращение, а упрочняющим роликам - подачу путем их разворота, осуществляют предварительное базирование , для предварительного базирования роликов по отношению к торцу предподступичной части изделия выбирают торец шейки оси. Контроль базирования осуществляют с помощью бесконтактного датчика, причем расстояние от него до упрочняющих роликов выбираюттак, что обеспечивается их разворот и контакт с поверхностью галтели шейки оси по длине галтели а упрочняющие ролики имеют возможность осевого смещения их торцовых поверхностей одной относительно другой на 1,5-2 мм и радиального регулирования. В результате данных действий устраняются задиры, недокаты и шелушение на обрабатываемой поверхности, снижается ее волнистость , 4 ил. со С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (д) В 24 В 39 /04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 4
Ы
ЬЭ )
1() > (21) 4644203/27 (22) 30.01,89 (46) 15,05,92. Бюл. N 18 (71) Тверской вагоностроительный завод им.
М,И. Калинина (72) П,В. Васильев. Б.Ф, Кожин. В.С. Маркявичюс M В.В. HMKNTMH (53) 621.923.77(088.8) (56) Размерно-чистовая и упрочняющая обработка деталей давлением, — M.: ЦИНТИАМ, 1963, с.260, табл,4, пункт 4. (54) СПОСОБ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ НАСТРОЙКИ ИНСТРУМЕНТА ПРИ НАКАТКЕ
ГАЛТЕЛЕЙ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к обработке поверхностным пластическим деформированием галтелей ступенчатых валов и осей. Цель изобретения — повышение точности обработки галтелей железнодорожных осей — достигается тем, что в способе предварительной наИзобретение касается обработки металлов давлением, в частности накатки галтелей железнодорожных осей.
Известны способы обработки давлением галтелей валов накатными роликами с подачей их вдоль образующей галтели. позволяющие повысить твердость поверхностного слоя галтели с помощью накатного устройства.
Общий их недостаток — низкое качество упрочняемой поверхнссти галтели, За прототип принят способ накатки галтели (радиус галтели бслее 50 мм), при котором детали сообщают эрашение. а ролику— подачу путем разворота вдоль образующей галтели ролика упрочняюсь.его устройства.
„„. Ц„„1733223 А1 стройки при накатке галтелей, при котором детали сообщают вращение, а упрочняющим роликам — подачу путем их разворота, осуществляют предварительное базирование, для предварительного базирования роликов по отношению к торцу предподступичной части изделия выбирают торец шейки оси. Контроль базирования осуществляют с помощью бесконтактного датчика, причем расстояние от него до упрочняющих роликов выбирают так, что обеспечивается их разворот и контакт с поверхностью галтели шейки оси по длине галтели. а упрочняющие ролики имеют возможность осевого. смещения их торцовых поверхностей одной относительно другой на 1,5 — 2 мм и радиального регулирования.
В результате данных действий устраняются задиры, недокаты и шелушение на обрабатываемой поверхности, снижается ее волнистость, 4 ил, Поверхность галтели деформируют аналогично обкатыванию цилиндрической детали, Недостатком способа-прототипа является то, что при обработке галтели малого радиуса (порядка 7 мм) необходимо применять ролики с близким значением радиуса рабочей поверхности. Ролики малого радиуса при больших усилиях накатки(1800-2000 кг) вызывают на поверхности галтели возникновение волнистости и шелушения, а также нарушение плавности перехода от галтели к торцовому участку, что снижает точность обработки малого радиуса галтели, Цель изобретения — повышение точности обработки галтелей железнодорожных
1733223
50
55 осей, накатываемых роликом, с радиусом рабочей поверхности б мм с обеспечением плавного сопряжения поверхности галтели и торца предподступичной части, а также повышение чистоты обработки галтели за счет устранения волнистости и заглушения накаты ваемой поверхности.
Поставленная цель достигается тем. что в способе предварительной настройки инструмента (роликов) при накатке галтелей, при котором детали сообщают вращение, а упрочняющим роликам — подачу путем их разворота по образующей галтели и осуществляют предварительное базирование последних, для и редварительного базирования упрочняющих роликов по отношению к торцу предподступичной части железнодорожной оси выбирают торец шейки упомянутой оси, контроль базирования осуществляют с помощью бесконтактного датчика, причем расстояние от бесконтактного датчика до упрочняющих роликов выбирают так. что обеспечивается их разворот и контакт с поверхностью галтели шейки оси по длине гаптели, а упрочня ющие ролики устанавливают с возможностью осевого смещения их торцовых поверхностей одной относительно другой на 1,5 — 2 мм и радиального регулирования.
На фиг.1 изображено взаимное расположение упрочняющих роликов и обрабатываемой детали: на фиг,2 — взаимное расположение обрабатываемой детали, бесконтактного датчика и суппорта станка; на фиг.3 — следы роликов в конце накатки, на фиг.4 — взаимное расположение накатного устройства и железнодорожной оси.
Упрочняющие ролики 1 одинакового профиля предварительно устанавливают со смещением их торцовых поверхностей 2 одной относительно другой на 1.5-2 мм с помощью дистанционных колец 3. Ролики 1 также предварительно устанавливают со смещением в радиальном направлении. как показано на фиг.З по стрелке S2, для чего плиту 4 накатного устройства перемещают относительно продольного суппорта 5. а значит, и относительно центров станка в поперечном направлении посредством винтового элемента 6.
Перед обкаткой упрочняющими роликами галтели 7 шейки 8 >келезнодоро>кной оси (деталь) предварительно базируют упрочняющие ролики относительно торца 9 предподступичной части 10. За поверхность для предварительного базирования упрочняющих роликов по отношению к торцу 9 предподступичной части железнодорожной оси выбирают торец 11 шейки упомянутой оси.
Контроль базирования осуществляют с помощью бесконтактного датчика 12. установленного на плите 4 накатного устройства, перемещаемой продольным суппортом.
Бесконтактный датчик расположен по отношению к упрочняющим роликам 1 так, что при накатке галтели 7 железнодоро>кной оси.он взаимодействует с торцом 11 шейки данной оси и выполняет роль путевого выключателя при предварительном базировании роликов, Расстояние от бесконтактного датчика до упрочняющих роликов накатного устройства выбирают так, что обеспечивается беспрепятственный разворот роликов и их контакт с поверхностью галтели 7 шейки железнодорожной оси по длине галтели.
Каждую деталь предварительно базируют по ее торцу 11. При вращении детали, зажатой в центрах станка, подводят упрочняющие ролики до контакта с обкатываемой поверхностью детали посредством гидроцилиндров 13 подвода, после чего ролики синхронно разворачивают по образующей галтели в направлении к торцу 9 с помощью гидроцилиндров 14 разворота, при этом вследствие предварительно отрегулированного смещения торцовых поверхностей 2 роликов обкатку галтели начинают вести со смещением роликовых следов 15 и 16 на
1,5 — 2 мм, а заканчивают в конце разворота, когда ролики 1 дойдут до торца 9 предподступичной части, без смещения роликовых следов на образующей галтели, благодаря предварительному радиальному регулированию (смещению) роликов 1 относительно суппорта 5, осуществляемому посредством смещения плиты 4 винтовым элементом б.
Предварительная радиальная регулировка роликов позволяет получить в конце обкатки плавный переход поверхности галтели к торцу предподступичной части железнодорожной оси, а базирование по торцу шейки упомянутой оси гарантирует точность обработки галтели независимо от изменений линейных размеров железнодорожной оси в пределах допуска.
Формула изобретения
Способ предварительной настройки инструмента при накатке галтелей, при котором детали сообщают вращение, а упрочняющим роликам — подачу путем разворота роликов и осуществляют предварительное базирование последних. о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения точности обработки галтелей железнодорожных осей, для предварительного базирования упрочняющих роликов по отношению к торцу предподступичной части железнодорожной оси выбирают торец шейки упомянутой оси, контроль базирования осуществляют с помощью бесконтакт1733223
44 ного датчика, причем расстояние от бесконтактного датчика до упрочняющих роликов выбирают так, что обеспечивается их развороти контактс поверхностью галтели шейки оси по длине галтели, а упрочняющие ролики устанавливают с возможностью осевого смещения их торцовых поверхностей одна относительно другой на
5 1,5 — 2 мм, и радиального регулирования.
1733223
Составитель B. Кузнецов
Редактор А.Маковская Техред M.Mîðãeíòàë Корректор М. Пожо
Заказ 1627 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101



