Зубчатый ремень
Использование: машиностроение, в динамических приводах, требующих высокой долговечности и кинематического постоянства. Сущность изобретения: зубчатый ремень содержит гибкую основу 2 с зубьями 1, несущий слой 3 и демпфирующие элементы 4, изготовленные из эластичного материала. Во впадинах между зубьями выполнены поперечные канавки 5. Торцы демпфирующих элементов 4 выполнены с буртами, контактирующими с боковыми поверхностями ремня. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 6 1/2, 5/14
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4666159/27 (22) 24.03,89 (46) 07.05.92. Бюл. М 17 (71) Центральный научно-исследовательский институт "Буревестник" (72) В. А. Лаптев и А. Д. Вавилов (53) 621.825,652(088.8) (56) Патент CLLIA М 3083583, кл. F 16 G 1/00, 1963. (54) ЗУБЧАТЫЙ РЕМЕНЬ (57) Использование: машиностроение, в Ж,„1732079 А1 динамических приводах, требующих высокой долговечности и кинематического постоянства. Сущность изобретения: зубчатый ремень содержит гибкую основу 2 с зубьями 1, несущий слой 3 и демпфирующие элементы 4, изготовленные иэ эластичного материала. Во впадинах между зубьями выполнены поперечные канавки 5. Торцы демпфирующих элементов 4 выполнены с буртами, контактирующими с боковыми поверхностями ремня. 2 MR.
1732079
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в динамических приводах, требующих высокой долговечности и кинематичвского постоянства.
Известен зубчатый ремень, содержащий гибкую ленту, выполненную из высокомодульного материала, и зубья в виде отогнутых фестонов по краям ленты.
Недостатками ремня являются его низкие несущая способность и долговечность.
Несущую способность ремня ограничивают зубья ввиду их малого сопротивления поперечному изгибу. Низкая долговечность ремня объясняется высокой напряженностью в местах сопряжения жестких в продольном направлении оснований зубьев с гибкой лентой, Известен зубчатый ремень, содержащий гибкую ленту (несущий слой), выполненную из высокомодульного материала, зубья, образованные износостойкой гофрированной лентой, и эластомерный наполнитель.
Основным недостатком ремня является рграничейная долговечность, так как зубья в ремне представляют собой достаточно жесткие элементы и у их оснований концентрируются изгибные напряжения, поэтому при длительной работе в данной конструкции ремня возможно отслоение разнородных материалов.
Наиболее близким к изобретению является зубчатый ремень, содержащий эласто-. мерную основу с зубьями, во впадинах . между которыми выполнены поперечные канавки и несущий слой, В известном ремне не исключены вредные механические колебания отдельных зубьев, их групп и ветвей, приводящие к накоплению в нем повреждений и, как следствие, к снижению его долговечности.
Цель изобретения .— повышение долговечности путем равномерного распределения нагрузки между зубьями, Указанная цель достигается тем, что зубчатый ремень, содержащий гибкую основу с зубьями из высокомодульного материала, so впадинах между которыми выполнены поперечные канавки, и несущий слой, снабжен демпфирующими элементами, выполненными в виде цилиндрических стержней с буртами на торцах, при этом цилиндрические стержни размещены над поперечными канавками поперек ремня в основе, а бурты
55 расположены в контакте с боковой поверхностью ремня.
На фиг. 1 показан ремень, вид сбоку; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.
Ремень содержит зубья 1, гибкую основу 2, несущий слой 3 и цилиндрические демпфирующие элементы 4, изготовленные,.из эластичного материала, например резины, Во впадинах между зубьями 1 выполнены поперечные канавки 5, а торцы демпфирующих элементов 4 снабжены буртами 6, контактирующими с боковыми поверхностями ремня. Силовая часть ремня изготовлена из высокомодульного материала, например углеродистой или легированной стали.
При работе ремня в составе привода (не показан) несущий слой 3 легко деформируется, а гибкая основа 2 за счет поперечных канавок 5 придает зубьям изгибную податливость, чем достигается мягкость нагружения деталей привода при динамической работе, а за счет демпфирующих элементов
4 обеспечивается более равномерное распределение нагрузки между зубьями 1.
Использование изобретения по сравнению с прототипом позволяет повысить долговечность ремня, так как введение демпфирующих элементов 4 между зубьями
1 способствует снижению механических колебаний и, следовательно, повреждений ремня. Кроме того, силовая часть ремня однородна и ей не свойственно расслоение при длительной работе.
Изобретение может быть эффективно использовано в приводах сельскохозяйственных машин, газораспределительных механизмах двигателей дискретной (шаговой) подачи деталей (заготовок) и приводах ресурсных испытательных машин.
Формула изобретения
Зубчатый ремень, содержащий гибкую основу с зубьями из высокомолекулярного материала, во впадинах между которыми выполнены поперечные канавки, и несущий слой, отлича ющийся тем,что,c целью повышения долговечности путем равномерного распределения нагрузки между зубьями, он снабжен демпфирующими элементами, выполненными в виде. цилиндрических стержней с буртами на торцах, при этом цилиндрические стержни размещены над поперечными канавками поперек ремня в основе, а бурты расположены в контакте с боковой поверхностью ремня.
1732079
Составитель В.Лаптев
Редактор О.Юрковецкая Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Н.Ревская
Заказ 1570 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат ".Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101


