Устройство для передачи соосного реверсивного вращательного движения

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передари соосного реверсивного вращательного движения. Цель изобретения - повышение е ел надежности, снижение массогабаритных характеристик, трудоемкости изготовления и исключение люфтов при передачи вращения на ограниченный угол. Устройство содержит полый вал 1, опоры 6 и муфту 4. Вал 1 выполнен полым со сквозной продольной прорезью. Опоры 6 установлены с обеспечением возможности вращения вала. Муфта размещена на валу между опор с обеспечением фиксации последнего от прямого арапрения. Возможно использование жесткой шлицевой муфты, установленной на шлицевой участок вала, или фрикционной элемгромагнитной муфты, обеспечивающей получение прерывистого реверсивного вращения вала. 2 з.п.ф-лы, 4 ил. гл I СО о 4 00 ю Фиг.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 С 3/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4777324/27 (22) 02.01.90 (46) 30.04.92. Бюл. N 16 (71) Центральный научно-исследовательский институт "Буревестник" (72) Д.С.Мухин (53) 621.824.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 429193, кл. F 16 С 3/02, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ СООСНОГО РЕВЕРСИВНОГО ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для переда и соосного реверсивного вращательного движения. Цель изобретения — повышение. Ы 1730482 А1 надежности, снижение массогабаритных характеристик, трудоемкости изготовления и исключение люфтов при передачи вращения на ограниченный угол. Устройство содержит полый вал 1, опоры 6 и муфту 4. Вал

1 выполнен полым со сквозной продольной прорезью. Опоры 6 установлены собеспечением возможности вращения вала. Муфта размещена на валу между опор с обеспечением фиксации последнего от прямого врашения. Возможно использование жесткой шлицевой муфты, установленной на шлицевой участок вала, или фрикциойной электромагнитной муфты, обеспечивающей получение прерывистого реверсивного вращения вала. 2 з.п.ф-лы, 4 ил.

1730482

25

45

55

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства при передаче на ограниченный угол соосного реверсивно го вращательного движения или для преобразования равномерного вращательного движения в прерывистое с реверсом враща- тельное движение.

Известно устройство для передачи соосного реверсивного вращательного движения, содержащее три конических шестерни, два вала и три опоры.

Это устройство сложно, имеет значительные массогабаритные характеристики и трудоемко в изготовлении.

Известно устройство для передачи соосного вращательного движения с реверсом, содержащее вал и опоры, установленные на валу с обеспечением возможности вращения последнего.

В этом устройстве реверс вращательноro движения осуществляется с помощью зубчатого зацепления сателлитов с зубчатыми опорами на валу. Устройство также имеет значительные массогабаритные характеристики и трудоемко в изготовлении.

Зубчатое зацепление сателлитов имеет невысокую надежность и КПД, а также люфты в зацеплениях, что бывает вредно в точных передачах.

Цель изобретения — устранение указанных недостатков.

Укаэанная цель достигается тем, что устройство, содержащее вал и опоры, установленные на валу с обеспечением возможности вращения последнего, снабжено муфтой, установленной на валу между опор, с обеспечением фиксации последнего от прямого вращения, а вал выполнен полым со сквозной прорезью вдоль образующей, муфта выполнена жесткой шлицевой, а BBIl выполнен со шлицевым участком на наружной поверхности, Для получения прерывистого реверсионного вращения вала по определенному закону во времени муфта выполнена фрикционной электромагнитной.

На фиг. 1 приведено устройство, продальный разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг, 1; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4- сечение вала по муфте" электромагнитом, вариант муфты.

Устройство состоит из полого тонкостенного разомкнутого по образующей вала

1, опор 2 и 3, обеспечивающих свободное вращение вала,1, муфты 4, которая может управляться электромагнитом, и приемопередающего звена б. Муфта 4 может быть выполнена жесткой шлицевой (фиг. 1, 3) или включающейся, например, фрикционной электромагнитной (см. фиг. 4). Вал 1 может быть выполнен в форме незамкнутого цилиндра, спирали, в виде полого стержня, имеющего в сечении форму любого незамкнутого многоугольника, начиная с треугольника." Такое разомкнутое сечение полого вала 1 и свободное перемещение его торцов в осевом направлении резко снижает жесткость вала 1, превращая его в механизм, способный передавать реверсивное вращательное движение на ограниченный угол, определяемый упругостью вала 1, через приемопередающее звено 6 с любой стороны.

Устройство работает следующим образом.

При приложении крутящего момента к приемопередающему звену 6 с любой стороны муфта 4 фиксирует вал 1 от прямого вращения, но не препятствует упругой его деформации, которая за счет разомкнутой образующей перемещает волокна вала 1 так, что другой его конец закручивается в противоположном направлении. При снятии крутящего момента вал 1 за счет сил упругости возвращается в исходное положение, Толщиной стенки, диаметром и длиной вала 1 можно изменять углы закручивания и величину передаваемого момента вращательного движения. Поскольку разомкнутое сечение вала 1 является не жестким, то этот угол может достигать значительной величины. Изменением расположения муфты 4 по длине вала 1 можно изменять величину угла закручивания выходного конца вала 1 по сравнению с углом входного конца, увеличивая или уменьшая его в зависимости от потребности. При сравнительно коротком вале I роль опор 2, 3 может выполнить муфта 4. Опоры в этом случае аннулируются, концы вала 1 становятся консольными, устройство упрощается. Если муфту 4 сделать выключающейся, например, в виде колодочного фрикционного тормоза с приводом от электромагнита 5, как изображено на фиг. 4, то устройство может быть использовано для преобразования равномерного вращательного движения, приложенного на одном конце вала 1, в прерывистое вращение с реверсом на другом конце вала 1.

Закон прерывистого вращения с реверсом может быть получен в зависимости от цикличности включения — выключения муфты 4 электромагнитом 5, При выключенной муфте 4 вал 1 освобождается, вращение от одного конца вала 1 к другому передается напрямую, как у обычного вала, При включении муфты 4 средняя часть вала затормаживается. Ведущий конец вала продолжает с прямое вращение, а ведомый — реверсивное

1730482 вращение. При достижении определенного угла муфта 4 выключается, вращение вала 1 вновь становится прямым, В народном хозяйстве устройство может быть использовано в различных обла- 5 стях техники, например в дверных ручках с запором, в уравнительных механизмах артиллерийских лафетов, в различных механических стопорных устройствах, в приборах.

Устройство для преобразования рав- 10 номерного вращательного движения в прерывистое в ряде случаев может конкурировать с довольно сложными механизмами с остановками ведомого конца вала типа мальтийских крестов и зубчато-цевочных 15 механизмов, например, с реверсным двухскоростным мальтийским механизмом в устройствах для нарезания резьбы, где требуется возвратный ход метчика или плашки; в механизмах для получения вибра- 20 ции и т,п.

Наличие полого со сквозной прорезью вала и муфты в устройстве передачи соосного реверсного вращательного движения повысит его надежность, снизит массогаба- 25 ритные характеристики, снизит трудоемкость его изготовления, исключит из механизма люфты, повысит КПД, т.е. сделает механизм в ряде случаев его использования более эффективным, чем известные.

Испытания на макетах показали работоспособность устройства.

©ормула изобретения

1. Устройство для передачи соосного реверсивного вращательного движения, содержащее вал и опоры, установленные на валу с обеспечением возможности вращения последнего, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, снижения массогабаритных характеристик, трудоемкости изготовления и исключения люфтов при передаче вращения на ограниченный угол, устройство снабжено муфтой. установленной на валу между опор с обеспечением фиксации последнего от прямого вращения, а вал выполнен полым со сквозной прорезью вдоль образующей.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что муфта выполнена жесткой шлицевой, а вал выполнен со шлицевым; участком на нагружной поверхности.

3. Устройство по и. 1,отл и ч а ю ще ес я тем, что, с целью получения прерывистого реверсивного вращения вала по определенному закону во времени, муфта выполнена фрикционной электромагнитной.

1730482

Составитель Д.Мухин

Редактор,М.Недолуженко Техред М.Моргентал

Корректор Э.Лончакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1505 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для передачи соосного реверсивного вращательного движения Устройство для передачи соосного реверсивного вращательного движения Устройство для передачи соосного реверсивного вращательного движения Устройство для передачи соосного реверсивного вращательного движения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вакуумной технике и может быть использовано для повышения работоспособности вакуумных узлов и уменьшения выделения частиц износа

Изобретение относится к машиностроению , в частности к изготовлению подшипников скольжения, эксплуатируемых в высоконагруженных узлах

Изобретение относится к машиностроению , может быть использовано в опорах роторных машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению , а именно к двигателестроению, и может быть использовано в подшипниковых узлах с принудительной смазкой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в гидростатических опорах валов для приводов, в частности металлорежущих станков, турбомашин и т.д

Изобретение относится к машиностроению , более конкретно к двигателестроению, и может быть использовано в конструкциях механизмов, содержащих коленчатые валы

Изобретение относится к транспортному и энергетическому машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в испытательном или технологическом оборудовании

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам бесконтактного подвеса вращающихся тел

Изобретение относится к двухтактным двигателям с кривошипно-камерной продувкой и совместной с топливом системой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при нанесении покрытий на сопряженные детали, работающие в узлах трения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, работающим с твердой смазкой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения сухого трения, предназначенным для работы на твердой смазке

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению и может быть использовано в конструкциях коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания и других машин и механизмов, содержащих коренные и шатунные шейки, соединенные щетками с помощью галтельных переходов

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях промышленности в качестве радиальной опоры роторной машины, работающей в экстремальных условиях: при больших расцентровках, в агрессивных средах, при высоких или низких давлениях и температурах
Наверх