Судовой движительный комплекс
Использование: судостроение - для создания тяги судна и устранения неравноА-А мерности набегающего на гребной винт судна потока. Сущность изобретения: движительный комплекс содержит гребной винт 1, неповоротную насадку 2 и направляющий аппарат, выполненный в виде профилированного кольца 3 с радиально установленными лопастями 4. Кольцо 3 диаметром , равным 0,8-0,85 диаметра винта 1, установлено эксцентрично относительно насадки 2 с зазором между ними в верхней части, равным 0,04-0,07 диаметра винта 1. При работе движительного комплекса за счет направляющего аппарата такой конструкции происходит выравнивание поля скоростей перед винтом 1, в результате чего увеличиваются его тяга и скорость судна. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. сл
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s В 63 Н 5/14
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4700161/11 (22) 30.03.89 (46) 07.04.92. Бюл. ¹ 13 (71) Калининградское опытное производст-. венное объединение по машиностроению, ремонту и наладке судовой автоматики "Судореммашавтоматика" (72) В.В.Быстров (53) 629.12:532.5.037 (088.8) (56) Сахновский Б. и др. Устройство для защиты движителей;Речной транспорт, 1984, № 10.
Авторское свидетельство СССР
¹ 1565749, кл, В 63 Н 5/14, 30.10.87. (54) СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (57) Использование: судостроение — для создания тяги судна и устранения неравноА-А мерности набегающего на гребной винт судна потока. Сущность изобретения: движительный комплекс содержит гребной винт 1, неповоротную насадку 2 и направляющий аппарат, выполненный в виде профилированного кольца 3 с радиально установленными лопастями 4. Кольцо 3 диаметром, равным 0,8-0,85 диаметра винта
1, установлено эксцентрично относительно насадки 2 с зазором между ними в верхней части, равным- 0,04 — 0,07 диаметра винта 1. При работе движительного комплекса за счет направляющего аппарата такой конструкции происходит выравнивание поля скоростей перед винтом 1, в результате чего увеличиваются его тяга и скорость судна. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
1724511
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования судовых движительных комплексов.
Известен судовой движительный комплекс, содержащий гребной винт, размещен- 5 ный в неповоротной насадке, и направляющий аппарат.
Наиболее близким к предлагаемому является судовой движительный комплекс, содержащий гребной винт, размещенный 10 внутри неповоротной насадки, и направляющий аппарат, выполненный в виде профилированного кольца с радиально установленными профилированными лопастями, при этом диаметр профилированно- 15 го кольца составляет 0,8-0,85 диаметра гребного винта, а профилированное кольцо выполнено с выпукло-вогнутым профилем и установлено эксцентрично относительно насадки с зазором между ними в верхней 20 части неповоротной насадки.
У такого судового движительного комплекса набегающий на гребной винт поток является неравномерным, что приводит к снижению коэффициента полезного дейст- 25 вия этого комплекса в целом.
Целью изобретения является повышение КПД судового движительного комплекса путем устранения неравномерности 30 набегающего потока.
Указанная цель достигается тем, что в судовом движительном комплексе, содержащем гребной винт, размещенный внутри неповоротной насадки, и направляющий 35 аппарат, выполненный в виде профилированного кольца с радиально установленными профилированными лопастями, при этом диаметр профилированного кольца составляет 0,8-0,85 диаметра гребного винта, а 40 профилированное кольцо выполнено с выпукло-вогнутым профилем и установлено эксцентрично относительно насадки с зазором между ними в верхней части неповоротной насадки, ширина профилированного 45 кольца выполнена равной ширине комлевой части профилированной лопасти.
Целесообразно, чтобы зазор между стенками профилированного кольца и профилированной насадки в ее верхней части 50 составлял 0,04-0,07диаметра гребного винта.
На фиг.1 схематически изображен комплекс, поперечный вертикальный разрез; на фиг.2 — разрез А — А на фиг,1; на фиг.3 — 55 расположение профилированных кольца и насадки, разрез по диску гребного винта; на фиг.4 — принципиальная схема построения средней линии профиля кольца.
Судовой движительный комплекс со- б0 держит гребной винт 1, размещенный внутри неповоротной насадки 2, и направляющий аппарат, выполненный в виде профилированного кольца 3 с радиально установленными профилированными лопастями 4, жестко прикрепленными к ступице
5 и насадке 2.
Профилированные лопасти 4 могут иметь аэродинамический профиль типа Купфера.
Профильное кольцо 3 выполнено с внутренним диаметром D =(0,8-0,85} D, где D— диаметр гребного винта 1, и расположено эксцентрично в насадке 2 с наименьшим зазором S в верхней части этой насадки 2, равным (0.04 — 0,07)0, Кольцо 3 может иметь аэродинамический выпукло-вогнутый профиль со средней линией, построенной по касательной к любой точке профиля насадки 2, Ширина кольца 3 равна ширине комлевой части лопасти
4 у кольца 3, При работе движительного комплекса лопасти 4 закручивают набегающий поток в сторону, противоположную вращению винта 1, в такой мере, чтобы он был за винтом 1 полностью раскручен. Величина закрутки потока создается геометрической формой лопастей 4, которая определяется расчетом, У судов с обыкновенной кормой и подзорам скорость протекания потока в верхней части насадки 2 меньше, чем в нижней, ввиду влияния попутного потока.
Профилированное кольцо 3 за счет эксцентричной установки с зазором S=(0,040,07)D в верхней части насадки 2 увеличивает скорость набегающего потока в этой части насадки 2, вследствие чего происходит перераспределение поля скоростей и устранение неравномерности потока, Кроме того, расположенное под углом атаки кольцо 3 работает как крыло в зоне наибольших скоростей, равной (0,08-0,85)D, на котором возникает дополнительный упор.
Все это обеспечивает повышение КПД данного комплекса в целом и приводит к увеличению его тяги и скорости судна.
Формула изобретения
1. Судовой движительный комплекс, содержащий гребной винт, размещенный внутри неповоротной насадки, и направляющий аппарат, выполненный в виде профилирован ного кольца с радиально установленными профилированными лопастями, при этом диаметр профилированного кольца составляет 0,8 — 0,85 диаметра гребного винта, а профилированное кольцо выполнено с выпукло-вогнутым профилем и установлено эксцентрично относительно насадки с зазором между ними в верхней части неповоротной насадки, отличающийся
1724511
55 тем, что, с целью повышения КПД комплекса путем устранения неравномерности набегающего потока, ширина профилированного кольца выполнена равной ширине комлевой части профилированной лопасти.
2. Комплекс поп.1, отл ич а ю щи йся тем, что зазор между стенками профилированного кольца и профилированной насадки в ее верхней части составляет 0,04-0,07
5 диаметра гребного винта.
1724511
Д0
Эиг. 3
Составитель В. Бернадский
Редактор В, Петраш Техред М.Моргентал Корректор С. Шевкун
Заказ 920 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101



