Опорно-поворотное устройство
Изобретение относится к опорно-поворотному устройству. Цель - повышение надежности работы и упрощение конструкции . Опорно-поворотное устройство состоит из секций кольцевого сепаратора, имеющих внутренние 1 и наружные 2 кольцевые обоймы, между которыми на осях 3 расположены ролики 4, контактирующие с верхним и нижним опорными кольцевыми элементами. Между роликами 4 и обоймами 1 и 2 расположены шайбы 7, на их торцах закреплены упоры. Ширина с упора 8 должна быть больше двойной величины зазора между ребордой ролика 4 и кольцевыми элементами . Секции сепаратора располагаются с зазором л, величина которого больше величины допуска на действительный размер диаметра ролика в п раз, что исключает наезды секции сепаратора друг на друга при работе. Величина зазора между ребордой ролика А и кольцевыми элементами обеспечивает контакт кольцевых обойм 1 и 2 соседних секций при максимальном радиальном смещении роликов 4 относительно опорных элементов. 3 ил. (Л С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 Е 02 F 9/12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4808310/03 (22) 17.01.90 (46) 15.03.92. Бюл. ¹ 10 (71) Производственное объединение "Азовмаш" (72) В.Л. Гикавый, О.И.Гришаев и Н.В.Козлов (53) 621.879(088.8) (56) Беркман И.Л и др, Универсальные одноковшовые строительные экскаваторы. М.:
Высшая. школа, 1977, с.69.
Авторское свидетельство СССР
¹ 891865, кл. Е 02 F 9/12, 1981. (54) ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к опорно-поворотному устройству. Цель — повышение надежности работы и упрощение конструкции. Опорно-поворотное устройство состоит из секций кольцевого сепаратора, имеющих внутренние 1 и наружные 2 кольИзобретение относится к горной технике, в частности к опорно-поворотным устройствам экскаваторов, отвалообразователей, перегружателей и других машин.
Известно опорно-поворотное устройстso, содержащее. кольцевые обоймы сепараторов с закрепленными на осях роликами и кольцевые опорные элементы, между которыми расположены ролики.
Недостатком указанного устройства является быстрый износ осей и роликов ввиду возникновения в них значительных нагрузок, действующих в плоскости вращения устройства, вследствие неравенства диаметров роликов и неизменности дистанции между ними,,, Ы2,„, 1719691 Al цевые обоймы, между которыми на осях 3 расположены ролики 4, контактирующие с верхним и нижним опорными кольцевыми элементами. Между роликами 4 и обоймами
1 и 2 расположены шайбы 7, на их торцах . закреплены упоры. Ширина t; упора 8 должна быть больше двойной величины зазора между ребордой ролика 4 и кольцевыми элементами. Секции сепаратора располагаются с зазором: а,величина которого больше величины допуска на действительный размер диаметра ролика в л раз, что исключает наезды секции сепаратора друг на друга при работе. Величина зазора между ребордой ролика 4 и кольцевыми элементами обеспечивает контакт кольцевых обойм 1 и 2 сосед- 3 них секций при максимальном радиальном смещении роликов 4 относительно опорных элементов. 3 ил.
«4
Наиболее близким к предлагаемому является опорно-поворотное устройство, со- О держащее кольцевые обоймы сепаратора с ( закрепленными на осях роликами, располо- с© женными по окружности сепаратора груп- д . пами. связанными посредством эластичных элементов, и кольцевые опорные элементы.
Недостатками известного опорно-поворотного устройства являются сложность конструкции и низкая надежность пар трения ось — ролик, так как идет быстрый их износ вследствие возникновения в процессе вращения значительных неучтенных нагрузок ввиду разности диаметров роликов, определяемой величиной допуска.на изготовление. В результате в процессе движе1719691
30
I ния опорно-поворотного устройства происходит опережение или отставание роликов с разными диаметрами друг относительно друга, что и приводит к дополнительным нагрузкам в парах трения ось — ролик и в элементах, связывающих между собой секции кольцевого сепаратора, Так как характер работы опорно-поворотного устройства цикличен, то при вращении роликов в одном направлении происходит перемещениесекций на определенную величину, при вращении в обратную сторону перемещение происходит в обратном направлении. Кроме того, в парах трения торцы ступицы— обойма сепаратора происходит износ обойм вследствие возникновения нагрузок от радиальных перемещений сепаратора и роликов относительно кольцевых опорных элементов.
Цель изобретения — повышение надежности работы и упрощение конструкции опорно-поворотного устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в опорно-поворотном устройстве, включающем кольцевые опорные элементы, между которыми расположены секции сепаратора с внутренними и наружными обоймами, между которыми расположены на осях ролики.с ребордами, секции сепаратора расположены между собой с зазором, величина которого в л раз превышает величину допуска на диаметр ролика, а торцы внутренних и наружных обойм имеют жестко закрепленные упоры, при этом ширина каждого упора больше двойной величины зазора между ребордами ролика и кольцевыми опорными элементами, На фиг.1 изображено опорно-поворотное устройство, общий вид; на фиг,2 — то же, вид сверху; на фиг.3 — сечение А-А на фиг.1.
Опорно-поворотное устройство состоит из секций кольцевого сепаратора, имеющих внутренние 1 и наружные 2 кольцевые обоймы, между которыми на осях 3 установлены ролики 4, контактирующие с верхним 5 и нижним 6 опорными кольцевыми элементами. Между роликами 4 и внутренними 1 и наружными 2 кольцевыми обоймами расположены шайбы 7, Секции кольцевого сепаратора между собой установлены с зазором О,, величина которого должна быть больше величины допуска на действительный размер диаметра ролика в л раз. Это предотвратит наезды секций кольцевого сепаратора друг на друга, так как неточность изготовления роликов даже в пределах допуска на действительный размер диаметров поверхности катания создает неравенство путей, проходимых каждым роликом или группой роликов.
Кроме того, для исключения заклинивания и наезда секций кольцевого сепаратора одна на другую на торцах внутренних 1 и наружных 2 кольцевых обойм жестко закреплены упоры 8, при этом ширина с упора
8 должна быть больше двойной величины зазора Ь между ребордами ролика 4 и кольцевыми опорными элементами-5 и 6. Это обеспечит контакт кольцевых обойм соседних секций при максимальном радиальном смещении роликов 4 относительно опорных элементов.
Устройство работает следующим образом.
Нагрузка от верхнего строения машины через верхний опорный кольцевой элемент
5 и ролики 4 передается на нижний опорный кольцевой элемент 6. При повороте верхнего опорного кольцевого элемента 5 совместно с верхним строением машины ролики 4 перекатываются по нижнему опорному кольцевому элементу 6, выполняя функции подшипников качения.
Так как характер работы опорно-поворотного устройства цикличен, то при вращении роликов 4 в одном направлении происходит перемещение секций кольцевого сепаратора в одну сторону на определенную величину, зависящую от разности диаметров роликов 4, которая определяется величиной допуска на наружный диаметр ролика 4. При вращении s обратную сторону перемещение происходит в обратном йаправлении, т.е. зазор циклично увеличивается или уменьшается. Но .связи с соседними секциями кольцевого сепаратора нет, поэтому в случае естественного износа роликов (разность наружных диаметров больше допуска на изготовление) происходит перемещение секции на величину, превышающую величину зазора, при этом секции соприкасаются закрепленными на их торцах упорами 8 и через них передают нагрузку на соседние секции. Соприкосновение секций позволяет определить изношенные ролики 4 и вовремя их заменить. При этом заданная ширина с упора 8 обеспечивает контакт соседних секций при максимальном радиальном смещении роликов 4 относительно опорных элементов
5и б.
Таким образом, размещение секций сепаратора с зазором между собой, величина которого должна быть больше не менее чем в к раз величины допуска на диаметр ролика, а также установка на торцах внутренних и наружных обойм каждой секции упоров
1719691 шириной больше двойной величины зазора между ребордами ролика и кольцевыми опорными элементами упрощают конструкцию опорно-поворотного устройства и повышают надежность его работы.
Формула изобретения
Опорно-поворотное устройство, включающее кольцевые опорные элементы, установленные между ними секции сепаратора с внутренними и наружными обоймами, между которыми расположены на осях ролики с ребордами, о тл и ч а ю щ е е с я тем. что, с целью повышения надежности в работе и упрощения конструкции, секции сепаратора расположены между собой с
5 зазором, величина которого в краз превышает величину допуска на диаметр ролика, а торцы внутренних и наружных обойм имеют жестко закрепленные упоры, при этом ширина каждого упора больше двойной ве10 личины зазора между ребордами ролика и кольцевыми опорными элементами.
1719691
Составитель В. Прокофьев
Редактор Л.Веселовская Техред M.Moðãåíòàë Корректор M.Màêñèìèøèíeö
Заказ 754 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101