Переносная моторная пила
Изобретение относится к переносным моторным пилам и может быть использовано в лесной промышленности. Цель изобретения - дополнительное снижение вибрации двигателя и рукояток на всех эксплуатационных режимах и повышение надежности пилы. Переносная моторная пила содержит опорную раму с рукоятками управления и бензобаком, пильный аппарат, двигатель, коленчатый вал, маховик, конические шестерни с паразитным колесом и 26 (Риг. 2 ут ным ьзоель ение экс напила упарат , ониом и А-А виброизоляторы, связывающие опорную раму с двигателем. Соосно валу паразитного колеса установлены попарно секторы, каждый из которых связан с валом упругими рессорами 17,18,19,20. Первая пара секторов расположена перпендикулярно второй паре секторов 15, 16 и снабжена сменными грузами 21, 22 с шипами 23, 24, 25, 26 на концах. При этом шипы 23-26 размещены в пазах секторов 15, 16. При работе пилы неуравновешенные силы и моменты приводят к колебаниям корпуса двигателя, которые передаются на рукоятки опорной рамы.становка двух пар секторов с грузами 21, 22 позволяет увеличить приведенный момент инерции трансмиссии, уменьшить неравномерность вращения коленчатого вала. Это приводит к дополнительному снижению вибрации на корпусе двигателя и на рукоятках управления. 5 ил. Ё VI СО Јь 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧ ЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 В 27 В 17/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1 4 (гд
1б
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4699089/15 (22) 31.05.89 (46) 07.03.92, Бюл. N. 9 (71) Пермский политехнический институт (72) Э.А. Келлер (53) 634.0.36:621.936.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1650436, кл. B 27 B 17/00, 1989. (54) ПЕРЕНОСНАЯ МОТОРНАЯ ПИЛА (57) Изобретение относится к переносным моторным пилам и может быть использовано в лесной промышленности. Цель изобретения — дополнительное снижение вибрации двигателя и рукояток на всех эксплуатационных режимах и повышение надежности пилы. Переносная моторная пила содержит опорную раму с рукоятками управления и бензобаком, пильный аппарат, двигатель, коленчатый вал, маховик, конические шестерни с паразитным колесом и Ж 1717348 А1 виброизоляторы, связывающие опорную раму с двигателем. Соосно валу паразитного колеса установлены попарно секторы, каждый из которых связан с валом упругими рессорами 17, 18, 19, 20. Первая пара секторов расположена перпендикулярно второй паре секторов 15, 16 и снабжена сменными грузами 21, 22 с шипами 23, 24, 25, 26 на концах. При этом шипы 23-26 размещены в пазах секторов 15, 16. При работе пилы неуравновешенные силы и моменты приводят к колебаниям корпуса двигателя, которые передаются на рукоятки опорной рамы. gcтановка двух пар секторов с грузами 21, 22 позволяет увеличить приведенный момент инерции трансмиссии, уменьшить неравномерность вращения коленчатого вала.
Это приводит к дополнительному снижению вибрации на корпусе двигателя и на рукоятках управления. 5 ил.
1717348
Изобретение относится к переносным моторным пилам и может быть использовано в лесной промышленности.
Цель изобретения — дополнительное снижение вибрации двигателя и рукояток на всех эксплуатационных режимах и повышение надежности пилы, На фиг. 1 изображена переносная моторная пила, общий вид; на фиг. 2 — разрез
А-А на фиг. 1; на фиг, 3 — разрез Б-Б на фиг.
2; на фиг. 4 — разрез  — В на фиг. 2; на фиг.
5 — разрез à — Г на фиг. 2.
Переносная моторная пила содержит опорную раму 1 с рукоятками 2 управления и бензобаком 3, пильный аппарат 4, двигатель 5, коленчатый вал 6, маховик 7, установленный соосно коленчатому валу, коническую передачу 8 — 10 с паразитным колесом 9, виброизоляторы 11, связывающие опорную раму 1 с двигателем 5. Вал 12 паразитного колеса 9 расположен перпендикулярно коленчатому валу 6 и установлен параллельно оси цилиндра двигателя 5.
Соосно валу 12 паразитного конического колеса 9 установлены секторы 13 — 16, которые закреплены на валу при помощи упругих рессор 17 — 20 так, что первая пара секторов 13, 14 расположена перпендикулярно по отношению к второй паре секторов 15, 16. Секторы 13, 14 снабжены сменными грузами 21, 22 с шипами
23 — 26 на концах, входящими с зазорами
Л, Ël в соответствующие пазы 27 второй пары секторов 15, 16. Оси шипов 23 — 26 расположены параллельно оси вала 12 паразитного конического колеса 9. Секторы
13 — 16 и сменные грузы 21, 22 прикреплены к рессорам 17 — 20 при помощи болтов 27.
Длины! рабочих частей рессор 17 — 20 могут быть одинаковыми.
Работа пилы осуществляется следующим образом.
Неуравновешенные силы и моменты приводят к колебаниям корпуса двигателя
5, которые передаются через виброизоляторы 11 на рукоятки 2 опорной рамы 1. Наибольшие амплитуды виброперемещений корпус двигателя 5 имеет в направлении оси его цилиндра, Секторы 13, 14 и 15, 16, связанные с валом 12 паразитного колеса 9 упругими рессорами 17 — 20 при вибрации корпуса двигателя 5 вдоль оси цилиндра, при определенной настройке колеблются в противофазе и, тем самым, существенно снижают амплитуды вибрации корпуса двигателя 5 в указанном направлении. Пара секторов 13, 14 и пара секторов 15, 16 образуют два динамических гасителя, Установка двух динамических гасителей на валу 12 па10
20 разитного колеса 9 обеспечивает постоянство отношения частоты вращения вала колеса 9 к частоте вращения коленчатого вала 6в(частоте первой гармоники вы-. нуждающей силы), т. е. вв/в= у,а также к удвоенной частоте 2 в (частоте второй гармоники вынуждающей силы), т. е. шв/2а = p. При вращении инерционных элементов секторов 13 — 16 изгибная жесткость k и k1 упругих рессор 17-20 становится переменной, зависящей от центробежной силы, определяемой частотой вращения сов
k = а иРвг/I; k> = m1QPari/I,. где m, mq — массы секторов 13, 14 и 15, 16;
r, г1 — расстояние от оси вращения до центров масс секторов 15, 16 и 13, 14;
I — длина рессоры, Антирезонансная частота гасителей вдоль оси паразитного колеса 9 определится следующим образом ж1Г = ((k+ k )/m)1/2;
e er = ((k1+ k )m>)" /
25 где k = 3 Е(/I — изгибная жесткость рессоры, определяемая упругими свойствами материала (без учета инерции поворота сектора в плоскости фиг. 1);
I — экваториальный момент инерции сечения рессоры;
Š— модуль упругости материала рессоры.
Поскольку k» k, то собственная часто35 та гасителя с секторами 15, 16 может быть определена по упрощенной зависимости
N1 f = cd(r/I) или враг = уело (г/I)", условие динамического виброгашения первой гармоники вынуждающей силы
40 а)1г = а будет выполнено при любой угловой скорости вращения, если (г/1) = 1. (1)
Собственная частота второго гасителя с секторами 12, 13 определяется по анало45 гии юг = вв(г1/1) или саг = 2 в у (г1/1), Условие динамического виброгашения второй гармоники вынуждающей силы а г = 2и секторами 13, 14 будет в ыполнятся при любой угловой скорости вращения коленчатого вала 6, если у1 (г1/1) = 1. (2)
При выполнении равенств (1) и (2) предлагаемая пила динамических гасителей будет автоматически поддерживать их резонансное состояние и эффективно гасить колебания корпуса двигателя 5 на всех эксплуатационных режимах работы пилы.
При нормальной работе гасителей их инер1717348
Puz. 1 ционные элементы — секторы 13, 14 и 15, 16 вследствие наличия зазоров Л и Л > не взаимодействуют друг с другом. Однако при значительных внешних толчках, которые могут возникать при выполнении технологических операций, шипы 23 — 26 сменных грузов 21, 22 начинают взаимодействовать с внутренними поверхностями соответствующих отверстий в секторах 15, 16, и этим автоматически ограничивается нарастание амплитуд колебаний секторов вдоль оси паразитного колеса 9, что увеличивает надежность. При поломке рессоры соответствующий сектор под действием центробежной силы не выбрасывается в корпус редуктора 28, а зависает на шипах, что устраняет возможность поломки корпуса редуктора и также способствует повышению надежности устройства. Изменяя массу сменных грузов 21, 22, можно гасить и другие гармоники вынуждающей силы двигателя 5.
Расположение дополнительной массы на валу паразитного колеса 9 позволяетувеличить приведенный момент инерции трансмиссии и, тем самым, уменьшить неравномерность вращения коленчатого вала
6. Это приводит к уменьшению реактивного момента, действующего на корпус двигателя 5 вокруг оси коленчатого вала 6, и дополнительному снижению вибрации на корпусе двигателя 5. Кроме того, увеличение равномерности вращения маховика 7 улучшает работу системы зажигания, особенно на режимах холостого хода. Предлагаемое устройство обеспечивает снижение интег5 рального показателя уровня виброскорости на корпусе двигателя на 3 — 4 дБ, а на рукоятках — не менее 2 дБ на всех эксплуатационных режимах.
10 Ф ормул а изоб рете н и я
Переносная моторная. пила, включающая опорную раму с рукоятками управления, бензобак, пильный аппарат, двигатель, коленчатый вал, связанный посредством
15 двух конических шестерен и паразитного колеса с маховиком, и установленное соосно с валом паразитного колеса кольцо, состоящее из отдельных секторов, соединенных при помощи упругих рессор с валом, 20 отличающаяся тем, что, с целью дополнительного снижения вибрации двигателя и рукояток на всех эксплуатационных режимах и повышения надежности пилы, секторы закреплены на упругих рессорах
25 попарно, причем первая пара секторов расположена перпендикулярно по отношению к второй и снабжена сменными грузами с шипами на концах, размещенными с зазором в пазах, которые выполнены соответст30 венно в секторах второй пары, при этом оси шипов расположены параллельно оси паразитного колеса.
1717348
27
Рог.5
25
35
45
Составитель Т. Миронова
Техред М.Моргентал . Корректор В, Гирняк
Редактор В. Данко
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 839 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5



