Дробеметная машина
Изобретение относится.к машиностроению и может быть использовано в народном хозяйстве при обработке изделий дробью или абразивом, Цель изобретения - повышение надежности. Дробеметная машина, содержащая автономный привод центробежного метательного колеса, в корпусе которого размещены с возможностью поворота вокруг продольных осей цилиндроконические трубки, соосную с приводным валом метательного колеса и кинематически связанную с ним цилиндрическую тарель с коническим поясом, сопряжённым с коническими участками цилиндроконических трубок , и механизм возврата дроби. Машина снабжена установленной соосно с приводным валом метательного колеса герметизирующей крышкой, размещенной на корпусе, и цилиндрическими втулками, установленными внутри цилиндроконических трубок с возможностью осевого продольного перемещения и связанными друг с другом посредством введенного в машину шлицевого соединения. При этом на цилиндрических участках трубок выполнены винтовые сквозные пазы, а корпус метательного колеса выполнен в виде фигурной обечайки. 3 ил.
СО«ОЗ СОВЕТСКИХ сОциАлистичЕских
РЕспуБлик
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4786658/08 (22) 31 01.90 (46) 07.03,92. Б«ол, М 9 (75) Е. А, Степанов, А, К. Богданов, М. В. Бубырь и А. И. Ярошенко (53) 621.924,94(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1311915, кл. В 24 С 3/00, 1985. (54) ДРОБЕМЕТНАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в народном хозяйстве при обработке изделий дробью или абразивом, Цель изобретения — повышение ««аде>кности. Дробеметная машина, содер>кащая автономный привод центробежного метательного колеса, в корпусе которого размещены с возможностью . поворота вокруг продольных осей цилиндИзобрете««ие от««осится к машиностроению и может быть использовано в народном хозяйстве при обработке, изделий дробью или абразивом.
Известна дробеметное устройство„ включающее центробе>кное колесо, в корпус которого установлены трубки с возможностью ручного периодического поворота их относитель««о продольных осей.
Недостатком этога дробеметного устройства является сложность эксплуатации и недостаточна равномерный износ трубок вследствие периодического, а не непрерывного поворота трубок.
Известен также ротор драбеметного колеса, содержащий корпус с лопатками в виде цилиндрических втулок, установленных с возмож««ость«а вращения и снабженных спиральными ребрами по рабочим. поверхностям этих втулок. Преимуществом этого ротора драбеметного колеса является воз„, Ж„„1717324 А1 роконические трубки, соосну«о с приводным валом метательного колеса и кинематически связанную с ним цилиндрическую тарель с коническим поясом, сопряженным с коническими участками цилиндроконических трубок, и механизм возврата дроби. Машина снабжена установленной соосно с приводным валом метательного колеса герметизирующей крышкой, размещенной на корпусе, и цилиндрическими втулками, установленными внутри цилиндроконических трубок с, возможность«о осевого продольного перемещения и связанными друг с. другом посредством введенного в машину шлицевого соединения. При этом на цилиндрических участках трубок выполнены винтовые сквозные пазы, а корпус метательного колеса выполнен в виде фигурной обечайки,3 ил. можнасть вращения втулок вокруг продольных осей за счет воздействия истекающей из втулок дроби на спиральные внутренние ребра.
Недостатком этого ротора является случайный характер поворота втулок и соответственно неравномерный износ их рабочих поверхностей.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является дробеметная машина, содер>кащая автономный привод центробежного метательного колеса, в корпусе которого размещены с возможностью поворота вокруг продольных осей цилиндроконические трубки, соосную с приводным валам метательного колеса и кинематически связанную с ним цилиндрическую тарель с коническим поясом, сопряженным с коническими участками цилиндрокониче1717324 ских трубок, а также механизм возврата дроби, Недостатком известной дробеметной машины является ненадежность работы вследствие нахождения в пыльно-абразивной среде зоны фрикционного контакта тарелки и трубок, что может приводить к их заклиниванию и поломке машины. Кроме того, использование центробежных сил для обеспечения указанного фрикционного контакта требует наличия осевого зазора в соединении трубок с метательным колесом, что приводит к ударам в этом соединении при запуске метательного колеса, и увеличению массы трубок для создания требуемого фрикционного контакта между тарелью и трубками.
Целью изобретения является повышение надежности работы, Поставленная цель достигается тем, что машина снабжена установленной соосно с приводным валам метательного колеса герметизирующей крышкой, размещенной на корпусе, и цилиндрическими втулками, установленными внутри цилиндроконических трубок с воэможностью осевого продольного перемещения и связанными друг с другом посредством введенного в.машину шлицевого соединения, а на цилиндрических участках трубок выполнены винтовые сквозные пазы, при этом корпус метательного колеса выполнен в виде фигурной обечайки.
Предлагаемое выполнение дробеметной машины, при.котором цилиндрические участки (хвостовики) трубок посредством винтовых пазов превращены в пружины. позволяет уменьшить массу трубок при сохранении и даже усилении фрикционного контакта, а также заключать трубки с тарелью в герметическую оболочку, образованную корпусом в виде фигурной обечайки, и герметизирующей крышкой, чем и достигается повышение надежности работы дробеметной машины.
На фиг, 1 изображена общая принципиальная схема машины; на фиг. 2 — колесо загрузочного механизма, поперечный разрез; на фиг, 3 — метательное колесо, поперечный разрез с видом на торец.
Дробеметнал машина состоит из центробежного метательного колеса 1 с автономным приводом 2 вращения этого колеса и механизма 3 возврата дроби. Метательное колесо состоит из корпуса 4.с радиальными каналами, в которых размещены цилиндроконические втулки 5, установленные с воэ-. можностью поворота вокруг продольных осей. Каждая трубка 5 состоит из конического 6 и цилиндрического 7 участков (частей) и
10 ки 5 выполнен сквозной винтовой паз 13, . превращающий этот участок в пружину рас15
40 цилиндрической втулки 8, размещенной внутри трубки 5 опорными цапфами 9 и 10 в соответствующих гнездах корпуса 4, представляющего фигурную обечайку и снабженного герметизирующей крышкой 11.
Конические участки 6 трубок 5 обхваты ваются коническим поясом цилиндрической тарели 12, которая имеет с ними линейный контакт, На цилиндрическом участке 7 трубтяжения — сжатия. Конические участки 6 опираются на цилиндрические втулки 8 и сопряжены с ними посредством шлицевого (или шпоночного) соединенил 14. Трубки 5 оказываются распертыми собственными пружинами между тарелью 12 и шайбами
15, установленными на втулках 8. Цапфа 9 втулки О установлена во вкладыше 16, а цапфа 1, во вкладыше 17 гнезд корпуса 4.
Цилиндрическая тарель 12 закреплена на полом валу 18, установленном в подшипниках 19, Внутри вала 18 установлен на подшипниках 20 приводной вал 21 метательного колеса. На валу 21 закреплен корпус 4 метательного колеса. Этот вал муфтой 22 связан с быстроходным двигателем
23, образуя привод 2 вращения метательного колеса, Тарель 12 соединена с этим валом кинематической связью, образованной соосной зубчатой передачей, состоящей из пары 24 (передаточное число равно единице) и пары
25 (передаточное число несколько больше единицы). Ведущее колесо 26 пары 24 закреплено на валу 21 метательного колеса.
Ведомое колесо 27 этой пары и ведущее колесо 28 пары 25 закреплены на промежуточном валу 29, Ведомое колесо пары 25 закреплено на полом валу 18.
Угловая частота вращения трубки вокруг ее продольной оси находится из выражения
R гетр — о отн — г (1) где й)отн — частота вращения метательного колеса по отношению к тарели;
R, r — средний радиус контакта тарели с коническим участком трубки 5 соответственно для тареги и конического участка трубки, Относительнал частота вращения находится из выражения
Й>отн = Ир (1 — —, ), 1 (2)
Ip где cup — угловая частота вращения ротора (метательного колеса);
ip — передаточное число пары 25.
1717324 центробежных сил
Под действием центробежных сил и ци- 35
50
Подставляя значение ш, „в формулу (1) и разрешая эту формулу относительно 1,: находим а р р r R
C3)
Механизм возврата дроби представляет собой колесо 31 с радиальными лопастями 32. Колесо 31 закреплено на распределительном патрубке ЗЗ с радиальными отверстиями 34 и коническим каналом
35. Патрубок 33 выполнен заодно с приводным валом 36, получающим вращение от самостоятельного привода 37.
Машина работает следующим образом.
При включении быстроходного двигателя 23 через муфту 22 вращение передается приводному валу 21 и соответственно метательному колесу 1: При одновременной работе загрузочного механизма дробь из бункера лопастями 32 колеса 31 подается через отверстия 34 в канал 35 и иэ этого канала в цилиндрические втулки 8 трубок 5, которыми выбрасывается в направленииупрочняемой детали (фиг, 1) под действием
Одновременно с метательным колесом
1 вращается цилиндрическая тарель 12 по кинематической цепи: вал 21 — колесо 26— колесо 27 — вал 29 — колесо 28 — колеса 30— вал 18. Тарель 12 вращается в ту же сторону, что и метательное колесо 21, но с замедлен.ной скоростью, так как передаточное число зубчатой пары 25 несколько больше единицы. линдрических частей 7 трубок 5 их конические участки 6 оказываются поджатыми к коническому поясу.тарели 12. За счет,относительного вращения метательнога колеса
1 с частотой йътя и фрикционного контакта трубок 5 и тарели 12 происходит вращение трубок 5 относительно продольных осей с частотой е». Причем, одновременно с коническими участками 6 через шлицевые саединения 14 вращаются с той же частотой со<р. цилиндрические втулки 8, размещенные внутри трубок 5 и служащиедля направления дроби в радиальном направлении.
Это позволяет избежать локального износа
20 рабочих поверхностей трубок (втулок 8) и значительно повысить срок их службы. Возможные сочетания материалов деталей метательного колеса: корпус колеса — сталь; тарель — чугун; конусы и цилиндрические части трубок — сталь; внутренняя втулка трубок — чугун.
Благодаря выполнени о корпуса метательного колеса 4 в виде фигурной обечай-, ки, несущей гнезда — опоры трубок, снабженной герметизирующей крышкой 11, охватывающей полый вал 18 flo герметизирующему уплотнению, обеспечивается в работе герметизация рабочего механизма метательного колеса, т. е. зон фрикционного контакта тарели 12 и конических участков 6 трубок 5, и обеспечивается надежность кругового вращения этих трубок относительно продольных осей под действием центробежных сил и пружинящей части цилиндрических участков 7 трубок 5. при исключении заклинивания вращающихся частей под действием абразива.
Формула изобретения
Дробеметная машина, содержащая автономный привод центробежного метательного колеса, в корпусе которого размещены с возможностью поворота вокруг продольных осей цилиндроконические трубки, соосную с приводным валом метательного колеса и кинематически связанную с ним цилиндрическую тарель с коническим поясом, сопряженным с коническими участками цилиндроконических трубок, а также механизм возврата дроби, о т л и ч а ю щ ая с я тем, чта, с целью повышения надежно-сти, машина снабжена установленной соосно с приводным валом метательного колеса герметизирующей крышкой, размещенной на корпусе, и цилиндрическими втулками, установленными внутри цилиндроконических трубок с вазможностью осевого продольного перемещения и связанными одна с другой посредством введенного в машину шлицевого соединения, при этом на цилиндрических участках трубок выполнены винтовые сквозные пазы, а корпус метательного колеса выполнен в виде фигурной обечайки, 1717324
1717324
Составитель Е. Степанов
Техред М.Моргентал Корректор О. Кравцова
Редактор И. Дербак
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 838 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва,.Ж-35, Раушская наб., 4/5




