Устройство для предотвращения деформаций гибкой водопропускной трубы
Изобретение относится к строительству водопропускных труб под насыпями железных и автомобильных дорог. Цель изобретения - повышение надежности работы и уменьшение материалоемкости. Верхний конец по меньшей мере одного вертикального стержня 3 каждого хомута установлен с возможностью перемещения вдоль горизонтального тяжа 4. На конце тяжа со стороны перемещаемого вертикального стержня установлен упор 5, а между последним и вертикальным стержнем - упругая вставка 6. 1 ил.-слсю слгоN5 >&ю
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧ ЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 Е 01 F 5/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 592913 (21) 4815279/11 (22) 16.04.90 (46) 15.02.92. Бюл. М 6 (71) Новосибирский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного строительства (72) А.С.Потапов, Ю.П.Куркина и М.Г.Раткевич (53) 69.059.324:621.643.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 592913, кл. Е 01 F 5/00, 1976. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ ГИБКОЙ ВОДОПРОПУСКНОЙ ТРУБЫ
° ЫН„1712522 А2 (57) Изобретение относится к строительству водопропускных труб под насыпями железных и автомобильных дорог. Цель изобретения — повышение надежности работы и уменьшение материалоемкости. Верхний конец по меньшей мере одного вертикального стержня 3 каждого хомута установлен с возможностью перемещения вдоль горизонтального тяжа 4. На конце тяжа со стороны перемещаемого вертикального стержня установлен упор 5, а между последним и вертикальным стержнем — упругая вставка
6. 1 ил.
1712522
Изобретение относится к строительству водопропускных труб под насыпями железных и автомобильных дорог и является усовершенствованием известного устройства, описанного в авт. св. М 592913, По основному авт. св. N 592913 известно устройство для предотвращения деформаций гибкой водопропускной трубы, включающее систему усиливающих элементов, размещенную вне контура трубы и выполненную из продольных брусьев, укрепленных на внешней стороне трубы в уровне ее горизонтального диаметра объемлющих трубу и брусья хомутов, каждый из которых состоит из вертикальных стержней и горизонтальных тяжей, Недостатком известного устройства яв ляется то, что система усиливающих элементов практически исключает возможность горизонтальных перемещений боковых стенок трубы под нагрузкой от насыпи и временной нагрузки, в результате чего исключается и возможность возникновения бокового пассивного отпора грунта по ним — на стенку трубы будет действовать только активное боковое давление грунта, которое существенно меньше пассйвного, . Таким образом, поддерживающее влияние грунта насыпи сбоку трубы в значитель-, ной мере исключается и соответственно нагрузка от стенок трубы — распор — передается в основном только на систему усиливающих элементов, что снижает надежность работы устройства и соответственно гибкой водопропускной трубы под насыпью, приводит к необходимости делать, систему усиливающих элементов-и трубу более мощными и. следовательно, более материалоемкими.
Кроме того. у гибкой трубы, охваченной жесткими хомутами, наряду с уменьшением горизонтал ьн ых, существен но умен ьшаются и вертикальные деформации и она по характеру работы прибли)кается к жестким трубам, что обуславливает большее вертикальное давление на нее грунта насыпи, Это также отрицательно сказывается на надежность работы устройства и водопропускной трубы, требует делать их более мощными.
Цель изобретения — повышение надежности работы и уменьшение материалоемкости.
Указанная цель достигается тем, что известное устройство для предотвращения деформаций гибкой водопропускной трубы по авт.св. N 592913 снабжено упорами, каждый из которых смонтирован по меньшей мере на одном конце верхнего горизонтального тяжа каждого хомута, и упругими встав10
15 ками, размещенными на горизонтальных тяжах между соответствующим указанным упором и верхним концом вертикального стержня, при этом последний установлен с возможностью перемещения вдоль горизонтального тяжа.
При таком выполнении устройства при нагрузке от насыпи продольные брусья и вертикальные стержни имеют возможность под воздействием оаспора от трубы перемещаться в грунте на.заданную величину за счет сжатия упругой вставки. Соответственно могут происходить в заданных пределах и перемещения боковых стенок гибкой трубы, вызывая возникновение пассивного отпора грунта насыпи. Распор от гибкой трубы воспринимается не только продольными брусьями и другими элементами усиливающей системы, но и за счет пассивного отпора грунта насыпи по стенкам гибкой трубы.
Одновременно с горизонтальными перемещениями боковых стенок трубы происходит также в заданных пределах уменьшение ее вертикального размера, что приводит к
25 уменьшению вертикального давления грунта на трубу. Эффективное использование пассивного бокового давления грунта насьгпи и уменьшение вертикального давления грунта на трубу обуславливает повышение
3р надежности работы устройства и в конечном итоге водопропускной трубы, позволяет делать их менее материалоемкими.
Выполнять указанное соединение нужно в верхней части, так как это более техно35 логично и, кроме того, при подвижках нижних концов вертикальных стержней между ними и трубой будут образовываться пустоты, отрицательно влияющие на условия опирания трубы, подобное разуплотнение грунта в верхней части способствует уменьшению вертикального давления на трубу.
На чертеже изображено устройство, по( перечный разрез.
45 С внешней стороны гибкой трубы 1 укреплены продольные брусья 2, объемлющие трубу 1, и брусья 2 - хомуты, каждый из которых состоит из вертикальных стержней
3 и горизонтальных тяжей 4. В каждом хому50 .те по меньшей мере на одном конце верхнего горизонтального тяжа 4 смонтированы упор 5 и упругая вставка 6, размещенная между упором 5 и верхним концом примыкающего к нему вертикального стержня 3.
При этом последний установлен с возможностью перемещения вдоль горизонтального тяжа 4. Гибкая труба 1 с устройством, включающим систему указанных усиливающих элементов, установлена на основании 7 под насыпью 8.
1712522 вызывает уменьшение вертикального давления.грунта насыпи 8 на трубу 1.
° Формула изобретения
30
40
Составитель Т.Кашликова
Техред М.Моргентал Корректор М.Демчик
Редактор М.Товтин
Заказ 515 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Гибкая труба 1 с предлагаемым устрой ством работает следующим образом.
Под действием внешней нагрузки от насыпи 8 и подвижного состава гибкая труба
1 стремится сплющиться в вертикальном направлении. Под действием горизонтального распора от нее происходит сжатие упругих вставок 6. Боковые стенки трубы 1 перемещаются в стороны, вызывая возникновение пассивного бокового. давления грунта насыпи 8. Таким образом, распор от трубы 1 воспринимается частично за счет хомутов и частично за счет пассивного oTllopa грунта насыпи 8. Величина перемещения стенок трубы 1 ограничивается упорами 5 и величиной сжатия упругих вставок 6, Одновременно с горизонтальными перемещениями боковых стенок трубы 1 происХодит уменьшение ее вертикального размера, что
Устройство для предотвращения деформаций гибкой водопропускной трубы по авт. св. % 592913, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы и
10 уменьшения,материалоемкасти, оно снабжено упорами; каждый из которых смонтирован по меньшей мере на одном конце верхнего горизонтального тяжа каждого хомута, и упругими вставками. размещенными
15 на горизонтальных тяжах между соответствующим указанным упором и верхним концом вертикального стержня, при этом последний установлен с возможностью перемещения вдоль горизонтального тяжа.


