Водопропускное сооружение под насыпью
Изобретение относится к дорожному строительству а точнее к конструкции тру-. бы для пропуска воды через дорожную насыпь в случае неледного водотока, и является усовершенствованием известного водопропускного Сооружения под насыпью, описанного в авт. св. СССР Мг 1548311. Цель изобретения - повышение надежности работы путем увеличения водопропускной способности в зимнее время после образования наледи в верхнем канале. Для увеличения пропускной способности водопропускного сооружения по меньшей мере один электрод выполнен в виде металлической трубы с перфорацией. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
rtO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1548311 (21) 4803580/11 (22) 16.03,90 (46) 30.12.91, Ьюл. № 48 (71) Восточно-Сибирское отделение Всесоюзного проектно-изыскательского и научноисследовательского объединения
"Гидропроект" им, С.Я.Жука (72) В.П.Ягин (53) 624.125 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1548311, кл. Е 01 F 5/00, 1988. (54) ВОДОПРОПУСКНОЕ СООРУЖЕНИЕ
ПОД НАСЫПЬЮ
Изобретение относится к дорожному строительству, в частности к конструкции труб для пропуска воды через дорожную насыпь в случае наледного водотока, и является усовершенствованием изобретения по авт, св. ¹ 1548311.
Известно водопропускное сооружение под насыпью, содержащее трубу с двумя расположенными один над другим каналами, причем нижний канал заполнен водопроницаемым материалом, по крайней мере верхняя часть которого выполнена электропроводной, и в ней размещены электроды.
Недостатком известного сооружения является малая водопропускная способность нижнего канала, заполненного материалом и обеспечивающего пропуск подруслового потока, что снижает надежность работы водопропускного сооружения ((9).Я2 (!(! 1 70 . 780 А2 (s>ys Е 01 F 5/00 (57) Изобретение относится к дорожному строительству а точнее к конструкции тру; бы для пропуска воды через дорожную насыпь в случае неледного водотока, и является усовершенствованием известного водопропускного Сооружения под насыпью, описанного в авт. св, СССР ¹ 1548311. Цель изобретения — повышение надежности работы путем увеличения водопропускной способности в зимнее время после образования наледи в верхнем канале. Для увеличения пропускной способности водопропускного сооружения по меньшей мере один электрод выполнен в виде метал- . лической трубы с перфорацией. 2 ил. в зимнее время после образования наледи в верхнем канале.
Цель изобретения — повышение надежности работы путем увеличения водопропускной способности в зимнее время после образования наледи в верхнем канале.
Поставленная цель достигается тем, что в водопропускном сооружении под насыпью, содержащем трубу с двумя расположенными один над другим каналами, причем нижний канал заполнен водопроницаемым материалом, по крайней мере верхняя часть которого выполнена электропроводной, и в ней размещены электроды, по крайней мере один электрод выполнен в виде металлической трубы с перфорацией.
Сущность изобретения заключается в следующем.
170 1780
Верховой и низовой всдосборники грунтовых вод гидравлически соединены между собою металлическими трубами — водоводами, которые помещеньг в электропроводную постель сооружения и обогреваются вместе с постелью при подключении их к источнику электрического тоК8.
На фиг. 1 схематически представлено, водопропускное сооружение, продольный, разрез: на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1 (а—
1 при выполнении трубы цельной, б — при . выполнении трубы сборной), Водопропускное сооружение содержит бетонную трубу 1, входной 2 и.выходной 3 порталы, верховые 4 и низовые 5 откосные крылья, крепления б и 7 дна на входе и на выходе. В основании трубы 1 и креплений 6 и 7 дна расположены насыпные водопроницаемые слои 8 и 9, образующие дополнительный нижний водопроводящий канал (дренаж), гидравлически соединяющий верховой водосборник 10 из галечника и низовой водосборник 11 из каменной наброски.
При этом слой 8 примыкает непосредственно к днищу трубы 1 и креплениям 6 и 7 дна, выполнен из электропроводного материала и содержит горизонтальные электроды, выполненные в виде металлических труб 12 с перфорацией, которые уложены вдоль трубы 1 и наружными тоководами 13 выведень. на верх порталов 2 и 3 к нась.пи 14, Труба 1 выполнена из железобетона прямоу олLíой формы или отличной от прямоугольной, а перфорацию металлических труб 12 выполняют на всей длине труб или только на их входных и выходных участках.
В случае слабого основания и тяжелых наледных условий труба для железных и автомобильных дорог может содержать бетонные монолитные стены 15, днище 16 и сборные бетонные блоки 17 и 18 перекрытия и основания соответственно. При этом полость о основании между днищем 16 и блоками 18 заполнена насыпным электропроводным материалом слоя 8, в когором расположены две металлические трубы 12 с перфорацией.
В качестве насыпного водопроницаемого электропроводного материала слоя 8 применяют, например, металлургический шлак, уголь, некондиционный графит, керамэит с металлизированной напылением поверхностью и др.
Водопропускное сооружение работает следующим образом.
В летнее время года беспрепятственно пропускаются через насыпь 14 поверхностный сток 19 по трубе 1 и подрусловый сток по металлическим трубам 12 и частично по водопроницаемым слоям 8 и 9. В осеннезимний период после снижения величины поверхностного стока в трубе 1 перед тру5оА 1 и на выходе иэ нее идет образование наледи при одновременном промерзании в основании часыпных слоев 8 и 9 и замерзания воды в металлических трубах 12. После частичного заполнения трубы 1 наледью к
ТоКоВор8М 13 подключают источник электрического тока и осуществляют электронагрев электропроводного слоя 8. От слоя 8 прогреваются металлические трубы 12, слой
9 и днище трубы 1, а также крепления 6 и 7.
В результате прогрева восстанавливается водопроницаемость труб 12 и слоев 8 и 9, а в трубе 1., непосредственно у ее дниша, образуется сплошная пр. дольная полость, которую прорубями на входе в трубу и на выходе из трубы гидравлически соединяют с атмосферой. После этого зимний сток, по- верхностный — по полости, а подрусловый— по трубам 12 и водопроницаемым слоям 8 и
9, беспрепятственно проходит через насыпь
14;
Использование изобретения позволяет повысить надежность работы водопропускного сооружения под насыпью в случае наледного водотока за счет увеличения водопропускной способности нижнего канала.
Формула изобретения
Водопропускное сооружение под насыпью по авт, св. N 1548311. о т л.и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения надежности в работе путем увеличения пропускной способности в зимнее время после образования наледи в верхнем канале, по меньшей мере один электрод выполнен в виде перфорированной металлической трубы.
1701780
9 Q 8 (2
Фиг. 2
Составитель В. Ягин
Техред M.Ìîðãåíòàë
Корректор M.Êó÷åðÿâàÿ
Редактор А. Огар
Заказ 4514 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101


