Устройство автоматического контроля массовогорасхода
Л77648--, ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соеетских
Социалистических
Республик
Ьй Ь 1!;> —,г
Зависимое от авт. свидетельства №
Кл. 42е, 23ое
Заявлено 22Х11.1964 (№ 913054/26-10) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано IS.XII.1965. Бюллетень ¹ 1
МПК G Olf
УДК 681.121.3:531. т51.3 (088.8) Комитет по делам изобретеиий и открытий
flpN Саеете Мииистрое
СССР
Дата опубликования описания 22.II.1966
Авторы изобретения
Заявитель
В. П. Суворов, Л. И. Козлов, И. Р. Янбухтин и О. П. Макаревич
Научно-исследовательский институт теплоэнергетического приборостроения
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ МАССОВОГО
РАСХОДА
Известные устройства для измерения массового расхода, содержащие одну крыльчатку в качестве чувствительного элемента, предполагают возможность смещения крыльчатки вдоль оси под действием скоростного напора, массовый расход при этом определяется скоростью крыльчатки и величиной ее осевого смещения.
В предлагаемом устройстве ось крыльчатки кинематически связана с силовым преобразователем, создающим усилие, компенсирующее осевое перемещение крыльчатки. При этом мерой массового расхода является отношение сигналов, пропорциональных компенсирующему усилию и скорости вращения крыльчатки.
Такая конструкция устройства повышает точность измерения, надежность в эксплуатации и обеспечивает возможность измерения реверсивных потоков.
На чертеже показана принципиальная схема предлагаемого устройства.
В трубопроводе 1 располагается свободно вращающаяся крыльчатка 2, установленная в подшипниках 8 скольжения, допускающих ее осевое перемещение. На одном конце оси крыльчатки имеется шар икоподшипник 4, внешняя обойма которого сцепляется с рычажной передачей 5, выведенной через стенку трубопровода с помощью упругой мембраны б, имеющей герметичное уплотнение. Рычажная передача связана с силовым преобразователем, содержащим индикатор 7 перемещения, преобразовательный блок 8 и силовой компенсатор 9, создающий компенсирующее усилие на рычажной передаче, возвращающее крыльчатку в прежнее положение.
При движении жидкости через трубопровод поток воздействует на крыльчатку, вращая ее со скоростью, пропорциональной объемному
10 расходу, и стремится сместить ее в осевом направлении с усилием, пропорциональным скоростному напору потока. Под действием этого усилия крыльчатка смещается и через втулку 10 воздействует на рычажную переда15 чу, в результате чего на выходе индикатора перемещения появляется сигнал, поступающий затем на преобразовательный блок. Выходной сигнал блока уменьшается или увеличивается в зависимости от полярности посту20 пающего на него сигнала а, следовательно, от направления потока. Изменение сигнала на выходе блока приводит к появлению усилия на силовом компенсаторе, компенсирую;цего осевое смещение крыльчаткп. Скорость вр""25 щения крыльчатки определяется с помощью магнитоиндукцнонного узла 11. Сигнал, определяющий величину массового расхода, получается путем измерения отношения сигнала с блока 8 и сигнала с узла 11 с помощью нз30 мерителя отношения 12.
177648
Предмет изобретения
Составитель Т. Ю, Звенигородская
Редактор Н. С. Коган Техред Т, П. Курилко Корректоры: Т. Н. Костикова и О. И. Попова
Заказ 16)10 Тираж 1150 Формат бум, 60;(90 /з Объем 0,16 изд. л. Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прн Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2
Устройство автоматического контроля массового расхода, содержащее чувствительный элемент, выполненный в виде одной крыльчатки, вращающейся со скоростью, пропорциональной объемному расходу, и имеющей возможность перемещаться вдоль оси на величину, пропорциональную скоростному напору потока, и измерительное устройство, отличаюи1ееся тем, что, с целью повышения точности измерения, надежности в эксплуатации и обеспечения возможности измерения реверсивных потоков, ось крыльчатки кинематически связана с силовым преобразователем, создающим усилие, компенсирующее осевое перемещение крыльчатки, причем мерой массового расхода служит отношение сигналов, пропорциональных компенсирующему усилию
10 и скорости вращения крыльчатки.

