Тормоз наката
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 В 60 Т 13/08
ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОбРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4793574/11 (22) 22.12.89 (46) 23.12.91. Бюл. М 47 (71) Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт (72) B.Б.Радченко (53) 629.113-59(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1258737, кл, 8 60 Т 13/08, 1984. (54) ТОРМОЗ НАКАТА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для использования в конструкциях одноосных
„,. Ы,, 1699836 А1 автомобильных и тракторных прицепов.
Целью изобретения является повышение эффективности торможения. При накатывании прицепа на тягач в сцепном устройстве появляется горизонтальная сила. Если она превышает порог срабатывания, установленный затяжкой муфты 7, то шток 1 перемещается назад, приводя в действие через рычаг 5 тормозной привод 4, и происходит торможение, Сила инерции вызывает дополнительную вертикальную реакцию в сцепном устройстве, которая вместе с реакцией от силы тяжести увеличивает нажатие на тормозной привод 4. 1 з,п, ф-лы, 4 ил.
1699836
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для использования в конструкциях одноосных автомобильных и тракторных прицепов.
Цель изобретения — повышение эффективности торможения.
На фиг.1 схематически изображен тормоз наката; на фиг,2 — сечение А-А на фиг,1; на фиг.3 — сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.4схема действия сил при торможении прицепа.
Тормоз наката содержит шток 1, несущий на переднем конце сцепную петлю, который установлен в направляющей опоре 2, соединенной посредством горизонтального поперечного шарнира с дышлом 3 прицепа, Задний конец штока 1 соединен со связанным с тормозным приводом 4 поворотным рычагом 5, закрепленным на валу 6. Пороговое устройство выполнено в виде фрикционной муфты 7, установленной на дышле 3, ее ротор 3 соединен с валом 6 и прижат к статору тарельчатой пружиной 9. Фрикционная муфта защищена колпаком 10,,Для увеличения порога срабатывания тормоза фрикционная муфта может иметь зубчатые секторы.
При накатывании прицепа на тягач в сцепном устройстве появляется сила F (фиг.4), Если она превышает порог срабатывания, установленн:. и затяжкой муфты 7, то шток 1 перемещается назад, приводя в действие через рычаг 5 тормозной привод 4, и происходит торможение. Сила инерции вызывает дополнительную вертикальную реакцию Rj в сцепном устройстве:
R)— m П F где в — масса прицепа; j — замедление прицепа; h — высота центра тяжести прицепа; f — высота сцепного устройства; L — плечо, на котором действует реакция Rj, которая вместе с реакцией от силы тяжести Р увеличивает нажатие на тормозной привод 4. Дополнительная сила Рдоп нажатия на тормозной привод составляет
Рдоп с где а — расстояние между сцепной петлей и шарниром в опоре 2; b — расстояние между шарниром в опоре 2 и шарниром на пово10 ротном рычаге 5; с — расстояние между валом 6 и шарниром штока привода 4; !— величина перемещения конца штока 1.
Сила Рдоп,нарастает по мере увеличения замедления j и плеча 1, компенсируя
15 повышение сопротивления тормозного привода. Поэтому процесс торможения происходит без значительного превышения пороговой величины силы F, т.е.достигается эффективное торможение при небольшой
20 толкающей силе в сцепном узле.
Формула изобретения
1. Тормоз наката, содержащий установленный с возможностью осевого перемещения в направляющей опоре, связанной с
25 дышлом прицепа, шток, один конец которого соединен со сцепным устройством, а другой кинематически связан с управляющим тормозным приводом, поворотным в вертикальной плоскости рычагом, шарнирно свя30 занным с дышлом, и пороговое устройство, один из элементов которого связан с дышлом, отл ич а ю щий с я тем, что,с целью повышения эффективности торможения, направляющая опора связана с дышлом по35 средством горизонтального поперечного шарнира, поворотный рычаг шарнирно связан с дышлом посредством жестко связанного с указанным рычагом вала, соединенного с другим элементом порогового
40 устройства.
2. Тормоз по и. 1, отличающийся тем, что пороговое устройство представляет собой фрикционную муфту, статор которой связан с дышлом, а ротор — с валом.
1699836 иг.
Составитель С.Макаров
Техред М,Моргентал Корректор Т.Палий
Редактор Е.Папп
Заказ 4433 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101


