Электрическая машина постоянного тока
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электрических машинах с интенсивным жидкостным и воздушным охлаждением. Целью изобретения является повышение надежности. Два коллектора 5 и 6 якоря размещены внутри магнитопровода 3 и снабжены герметизируюш,ими перегородками 7 и 8, отделяющими полости коллекторов 5 и 6 от внутреннего объема электрической машины Полости коллекторов соединены с воздушной магистралью 9 высокого давления и снабжены клапанами 10 и 11 с фильтрами При работе электрической машины обеспечивается интенсивное жидсостное и воздушное охлаждение электрической машины постоянного тока 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
<я)з Н 02 К 9/28----.—
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ.И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР— 3
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4448480/07 (22) 21.06.88 (46) 07.12.91, Бюл. М 45 (71) Московский энергетический институт (72) А.Д. Ильинский, В.И. Трофименко, С.П, Тихонков, B.В. Бандурин и Д.И. Хоцянов (53) 621.313.713 {088.8), (56) Авторское свидетельство СССР
f4 1156178, кл. Н 01 P 39/04, 1985.
Авторское свидетельство СССР
N. 995210, кл. H 02 К 9/28, 1980. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в злектриче„„,, Ц„„169?199 А1 ских машинах с интенсивным жидкостным и воздушным охлаждением. Целью изобретения является повышение надежности, Два коллектора 5 и 6 якоря размещены внутри магнитопровода 3 и снабжены герметизирующими перегородками 7 и 8, отделяющими полости коллекторов 5 и 6 от внутреннего объема электрической машины. Полости коллекторов соединены с воздушной магистралью 9 высокого давления и снабжены клапанами 10 и 11 с фильтрами, При работе электрической машины обеспечивается интенсивное жидкостное и воздушное охлаждение электрической машины постоянного тока. 1 ил.
1697199
Формула изс бретения
Злектрическая машина постоянного тока, содержащая индуктор с обмоткой возбуждения, магнито провод якоря, коллекторы с внутренним расположением токосъемной поверхности и щеточного ariпарэта, размещенные по обеим сторонам якоря, снабженного системой каналов для обдува коллекторов воздухам повышенного давления, О т л и ч а;о щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, коллекторы размещены во внутренней полости ярма магнитопрсвода, отделены от внутреннего объема электрической машичы герметизирующей перегородкой с установленным в ней клапаном. снабже 4ным фильтром.
Coo i a вител ь FD.ÂÎMHoå4
1 ехред M,МО()гентял
Корректор З.ЛОН )Якова
Рера1Тор С.Пекарь
3aKad 4312 Тираж Подписное
В НКИЛ .л Государственного комитета по изобретениям и от;-; 4тиям пр, Г K, :-Т <„ С(:P
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Лроизводс Изобретение oTHOI .I)òoë к зл ектротехнике и может быть использовано В злектри 48" ских машинах с и).1т8нсиВным жидкостl)ым И ВОЗДУШНЬ1М ОХЛЯ)КДЕ)> 4ием, Цель)О изобретения является г)овыше- 5 ние надежнбсти. На чертеже изображена электрическая мэш)лна, общий вид, продольный разрез, Злектрическая машина постоянного тока содержит индуктор 1 с размещенной НВ 10 HeI обмоткой 2 BO35))кдения, маrHMTorlpoВОД 3 яко )я, обмОтку 4 яl coKoI давления, герметизирующие перегородки и 8 снабжены воздуш)4ыми 20 клапанами 10 и 11. Токосъемные узлы 12 и 13, el Высокого давления к форсункам t7 M 18, установленным на боковой поверхности яр- 30 ма мэгни10Г)роводз 3 якооя таким ОЬрэзом, чтобь. Обеспечить г4опэдание струй и капель хладагента нэ лобовые части обмотки 4 якоря и обмотку 2 возбу)кдения, Для повышения эффективности охлаждения на 35 магнитопроводе 3 якоря размещены козырьки 19 M 20, обеспечивающие дополнительное разбрызгивание и создан4 е веерных струй жидкого хладэгента. Злектричес:<ая машина постоянного т:.- 40 ка работает следуюшим образом. )(лэдагент под давлением поступает Ма магистрали зь4сокого давления через переходной блок, необхсдимый для соединения ВраЩзющихся и непОДвижкых частей, в i<3- 45 нал по валу 15 электриче<,кой мэшинь1. подается в каналы переходной сгупицы, а затем в каналы ярма магнитопровода 3 якоPSI, Я ПОСЛ8 ПОСЛЕДОВЯТЕЛЬНО Ч8РЕЗ фОРСУНки 17 и 18 разбрь4згивается в пространстве, ограниченном вылетом лобовых частей обмотки 4 якоря. Частицы хлздагента через решетку лобовых частей, а также, огибая лобовь18 части, под действием центробежных усилий попадают на индуктор 1 и обмотку 2 возбуждения, обеспечивая их эффективное охлаждение, Перегородки 7 и 8 отделяют полости коллекторов 5 и 6 от среды, содержащей частицы хладагента. Воздух под давлением подается по магистрали воздушного давления в полости коллекторов 5 и 6, обеспечивая Охлзждени8 токопроводящих пластин и щеток, Кроме того, избыточное давление препятствует проникiloaeHMО хладэгента и полости коллекторов 5 и 6, Выходя через клапаны, воздух увлекает зэ собой частицы износа щеточно-коллекторного узла, наличие которых в полости коллектора ухудшает условия работы электрической машины и способствует развитию кругового огня. Для исключения попадания продуктов износа щеточно-коллекторного узла в систему охлаждения клапаны снабжены фильтра" ми, например графитоулавливающими, что повышает надежность рабаты устройства.