Колесо транспортного средства
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОсудАРственчый кОмитет
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (21) 4646415/27 (22) 06.02.89 (46) 07.12.91. Бюл. N. 45 (75) Н.Л. Егин (53) 62-592.112(088.8) (56) Заявка ФРГ hh 3512214, кл. В 60 В T/06, 1986.
1О
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для охлаждения рабочих элементов фрикционных тормозов колес автомобиля.
Цель изобретения — повышение надежности путем улучшения условий эксплуатации колеса за счет повышения чувствительности охлаждающих элементов к перегреву тормозов и быстродействия указанных элементов. Для этого колесо содержит
„,5LI,, 1696322 А1 (з1)5 В 60 В 7/06, F 16 0 65/813 закрепленный на тормозном барабане 1 термочувствительный привод перемещения (ТЧП) 6 со штоками (Ш) 7, сферические головки которых установлены в сферических упорах 8 на воздухозаборных лопастях (ВЛ)
9. Последние выполнены в виде упругих лепестков в крышке 10, которая изготовлена из упругого материала. Корпус ТЧП 6 заполнен веществом с большим коэффициентом температурного обьемного расширения, которое через мембрану из эластичного материала связано. с Ш 7. При повышении температуры тормозного барабана указанное вещество быстро увеличивается в объеме и, выталкивая мембрану, перемещает ВЛ
9 посредством Ш 7. Этим обеспечивается принудительная подача охлаждающего воз- ф духа через окна 3 диска 2 к тормозному барабану 1. 4 ил, 11
° ю
ЪФ
1696322
30
50
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для охлаждения рабочих элементов фрикционных тормозов колес автомобиля.
Цель изобретения — повышение надежности путем улучшения условий эксплуатации колеса за счет повышения чувствительности охлаждак>щих элементов к перегреву тормозов и быстродействиям указанных элементов.
На фиг.1 изображено колесо транспортнога средства, общий вид; на фиг.2 — крышка диска колеса с воздухозаборными лопастями; на фиг.3 — привод перемещения воздухозаборных лопастей в исходном положении; на фиг,4 — то же, в рабочем положении.
Колесо содержит тормозной барабан 1 (фиг.1), закрепленный на диске 2 с вентиляционными окнами 3. Внутри тормозного барабана расположены тормозные колодки 4 с фрикционными накладками 5. На тормозном барабане 1 закреплен термочувствительный привод 6 перемещения со штоками
7, которые установлены в упорах 8 на воздухоэаборных лопастях 9. Воздухоэаборные лопасти 9 выполнены в виде лепестков в крышке 10, которая изготовлена из упругого материала, например из армированного пластика, закреплена на диске 2 фиксаторами 11 (например, в виде упругих скобок), установленными в выемках 12.
Термочувствительный привод 6 содержит корпус 13, заполненный веществом 14 с большим коэффициентом температурного объемного расширения (например, церезином или кристаллическим нефтяным воском), которое связано через мембрану 15 из эластичного материала (например, из резины) со штоком 7 привода перемещения воэдухозаборных лопастей 9. Шток 7 еодержит на конце сферическую головку 16, которая установлена в упоре 8 со смещением к оси поворота воздухозаборной лопасти 9. Штоки 7 снабжены герметизирующими чехлами
17 (например в виде резиновых сильфонов).
Колесо работает следующим образом.
Крышку 10 устанавливают на диск 2 в положение, когда выемки 12 входят в упругие скобки фиксаторов 11. Затем крышку 10 поворачивают по часовой стрелке до положения, когда сферические головки 16 штохов 7 войдут в упоры 8 воздухозаборных лопастей 9. Крышка 10 надежно удерживается фиксаторами 11 на диске 2. При низких температурах тормозного барабана 1 вещество 14 занимает небольшой объем, поэтому мембрана 15 втянута внутрь корпуса 13 и шток 7 находится в исходном положении в корпусе 13 под действием упругих сил воздухозаборных лопастей 9. На этом режиме эксплуатации тормозов -транспортного средства воздухозаборные лопасти 9 (фиг.1) находятся в одной плоскости с крышкой 10, поэтому полностью перекрывают доступ охлаждающего воздуха к тормозному барабану 1, что повышает аэродинамические свойства диска 2, устраняет попадание загрязнений на тормозной барабан 1 и накладки 5. При повышении температуры тормозного барабана выше допустимой нормы объем вещества 14 в корпусе 13 быстро увеличивается за счет его нагревания, и вещество 14 создает давление на мембрану
15, которая выдвигается иэ корпуса 13 и перемещает шток 7, преодолевая усилие воздухозаборных лопастей 9. Так как упоры
8 расположены со смещением к оси поворота лопастей 9, то плоскость воздухозаборных лопастей 9 изменяет положение относительно плоскости крышки 10.
Раскрытие воздухозаборных лопастей 9 относительно вращения диска колеса 2 обеспечивает принудительную подачу охлаждающего воздуха внутрь диска 2. Охлаждающий воздух проходит через полное рабочее сечение штатных вентиляционных окон 3 в диске 2 на тормозной барабан 1, охлаждая его.
На этом режиме эксплуатации колеса транспортного средства воздухозаборные лопасти 9 создают высокую производительность подачи холодного воздуха к тормоэному барабану 1, так как имеют максимально возможное рабочее сечение беэ изменения конструкции штатного колеса и фрикционного тормоза.
Температура тормозного барабана 1 быстро достигает нормального значения, обьем вещества 14 в корпусе 13 уменьшается и мембрана 15 со штоком 7 корпуса l3 занимает исходное положение. Воздухозаборные лопасти 9 устанавливаются в одной плоскости с крышкой 10, предохраняя фрик ционный тормоз от переохлаждения, попадания загрязнений и аэродинамических потерь.
Формула изобретения
Колесо транспортного средства, содержащее диск с вентиляционными окнами и крышку с расположенными на ней воздухозаборными лопастями, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности путем улучшения условий эксплуатации, оно снабжено расположенным со стороны внутренней поверхности диска термочувствительным приводом со штоком, 1696322 установленным с возможностью возвратнопоступательного перемещения, и с упором
1 в лопасти. при этом крышка и лопасти выполнены упругими.
Составитель В, Макаров
Техред M,Ìoðråíòàë Корректор M. Демчик
Редактор О, Головач
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород. ул.Гагарина, 101
Заказ 4269 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5



