Способ отстройки нерабочего борта карьера ю.г.желябовского
Изобретение, относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке месторождений полезных ископаемых. Цель изобретения - снижение объема вскрышных работ за счет исключения выполаживания борта на отдельных его участках. Формируют нерабочие уступы борта, на которых отстраивают транспортную наклонную берму. Проводят между смежными витками транспортной бермы предохранительную берму участками. Предохранительную берму формируют ломаной . Причем предохранительную берму с уклоном , совпадающим с уклоном транспортной бермы, проходят на участке до уровня, совпадающего с сечением на борту, в котором выполняется условие Н|/ЬМакс т, где Hi - вертикальное расстояние между смежными витками транспортной бермы, м; Ьмакс максимально возможная для данного карьера высота нерабочего уступа, м; m - целое положительное число уступов. После этого проходят следующий участок с направлением уклона, противоположным направлению уклона транспортной бермы. Количество предохранительных берм, размещаемых между смежными витками транспортной бермы, определяют из выражения Hi/hMai c :m Hi/hMaKc-1. 1 ил. СП с
союз советских
СОЦИАЛИСТИчЕСкИХ
РЕСПУБЛИК (saris Е 21 С 41/26
ГОСУДАРСТВ Е ННЫ Й КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4725038/03 (22) 27,07.89 (46) 30.11.91.Бюл. М 44 (75) Ю.Г.Желябовский (53) 622.271(088.8) (56) Хохряков В.С. и др, Проектирование карьеров.М.: Недра, 1969, с.178-182.
Авторское свидетельство СССР М 497407, кл, Е 21 С 41/02, 1970. (54) СПОСОБ ОТСТРОЙКИ НЕРАБОЧЕГО
БОРТА КАРЪЕРА Ю.Г.ЖЕЛЯБОВСКОГО (57) Изобретение. относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке месторождений полезных ископаемых. Цель изобретения — снижение объема вскрышных работ за счет исключения выполаживания борта на отдельных его участках. Формируют нерабочие уступы борта, на которых отстраивают транспортную наклонную берму. Проводят между
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом.
Цель изобретения — снижение объема вскрышных работ за счет исключения выполаживания борта на отдельных его участках.
Способ осуществляют следующим образом, . Нерабочий борт карьера отстраивают путем формирования транспортной бермы нерабочих уступов и предохранительных берм.
С начала отстройки борта определяют количество предохранительных берм, кото„„5U ÄÄ 1694900 А1 смежными витками транспортной бермы предохранительную берму участками, Предохранительную берму формируют ломаной. Причем предохранительную берму с уклоном, совпадающим с уклоном транспортной бермы, проходят на участке до уровня, совпадающего с сечением на борту, в котором выполняется условие Hi/hìàêñ= m, где Hi — вертикальное расстояние между смежными витками транспортной бермы, м;
Ьмакс — максимально возможная для данного карьера высота нерабочего уступа, м; m— целое положительное число уступов. После этого проходят следующий участок с направлением уклона, противоположным направлению уклона транспортной бермы, Количество предохранительных берм, размещаемых между смежными витками транспортной бермы, определяют из выражения
Hi/hìàêñ m — Hi/hìàêñ 1. 1 ил. рые должны быть размещены между смежными витками транспортной бермы, причем количество предохранительных берм и меньше на единицу нерабочих уступов, располагаемых между смежными витками транспортной бермы. По мере углубки карьера и сближения по вертикали витков транспортной бермы нерабочие уступы выклиниваются, т.е. формируются уступы малой высоты и большей протяженности, что ведет к выполаживанию борта. Предохранительные бермы проходят с направлением и уклоном, совпадающим с транспортной бермой, до места на борту, где количество нерабочих уступов между смежными вит1694900 ками транспортной бермы определяется целым числом нерабочих уступов максимально возможной высоты, которое определяется зависимостью где m — целое положительное число;
Hi — вертикальное расстояние между смежными витками транспортной бермы, м;
hMакс — МаКСИМаЛЬНО ВОЗМОжНая дЛя 10 данного карьера высота нерабочего уступа,м, а затем в указанном месте производят изменение направления уклона на участке предохранительной бермы на противопо- 15 ложное, причем указанные участки предохранительных берм с противоположным направлением уклона проходят до пересечения с участками этих берм, отстроенными первоначально согласующимися с транс- 20 портной бермой.
Количество предохранительных берм между смежными витками транспортной бермы определяют из соотношения
Н! ) ) Hl 1 n
"макс пмэкс
Происходит ускоренное выклинивание уступа при одновременном увеличении высоты уступов до максимально возможной, Выполнение условия (1) означает, что пере- 30 мещение линии излома на вышележащую отметку ведет к превышению уступами максимально встречной высоты, на нижележащий — к дополнительному объему вскрышных работ. При дальнейшем углубке 35 карьера и выполнении условия (1) вновь необходимо изменить направление уклона участка предохранительной бермы на противоположное, На чертеже приведена схема осуществ- 40 ления предлагаемого способа.
Транспортную берму 1 заглубляют с уклоном (. По формуле в сечении А-А определяют количество предохранительных берм между смежными витками транспортной 45 бермы и высоту нерабочих уступов, где
Н =170-60 м, а высота Импекс принята равной
40 м, тогда
50 — >и> — 1, 170 170
40 4С
2,75 > n > 1,75, п=2 .
Высота уступа h при этом составит
h — =-36,7 м, Hi 170 55
0+1 3
При достижении нерабочим уступом 2 высоты h=36,7 м, нарезают и проходят наклонную предохранительную берму 3 с уклоном i совпадающим по направлению с уклоном транспортной бермы условия (1).
Аналогично по достижении нерабочим уступом 4 высоты 36,7 м проходят предохранительную берму 5.
В сечении Б-Б (горизонта 110-30) достигается выполнение условия (1), т.е.
Hi 110 — 30
hMaac 40
Таким образом, в сечении Б-Б должны находиться изломы предохранительных берм 3 и 5, На отметках 110 и 70 изменяют направление уклона предохранительных берм 3 и 5 на противоположное направление уклона транспортной бермы 1. Участки берм 3 и 5 с противоположно направленным уклоном проходят до пересечения с участками этих берм, отстроенными первоначально согласующимися с уклоном транспортной бермы 1.
Происходит одновременное увеличение высоты уступов 2 и 4 и ускоренное выклинивание уступа 6. Далее оставшуюся берму 3 проводят с уклоном, совпадающим по направлению с уклоном транспортной бермы
1, до горизонта 40 (сечение В-В), где вновь выполняют условие (1), Формула изобретения
Способ отстройки нерабочего борта карьера, включающий формирование нерабочих уступав, наклонной транспортной бермы, проведение предохранительных берм между смежными витками транспортной с уклоном, совпадающим с уклоном транспортной бермы, отличающийся. тем, что, с целью снижения обьема вскрышных работ за счет исключения выполаживания борта на отдельных участках, предохранительную берму формируют ломаной, причем предохранительную берму с уклоном, совпадающим с уклоном транспортной бермы, проходят на участке до уровня, совпадающего с сечением на борту, в котором выполняется условие
Hi
= m, пмакс где Hl — вертикальное расстояние между смежными витками транспортной бермы, м;
hMamc — МаКСИМаЛЬНО ВОЭМажНа ДЛЯ ДаНного карьера высота нерабочего уступа, м;
m — целое положительное число уступов.
1694900
Составитель М. Ал имов
Редактор М. Бандура Техред М.Моргентал Корректор Т. Малец
Заказ 4143 Тираж Подписное.
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 после чего проходят следующий участок с направлением уклона. противоположным направлению уклона транспортной бермы, э количество и предохранительных берм, размещенных между смежными витками транспортной бермы, определяют из выражения
HI Hi п пмакс "макс


