Устройство для определения угла развала колеса автомобиля
Изобретение относится к измерительным устройствам, предназначенным для оп ределения угла развала колеса. Цель изобретения - повышение удобства эксплуатации . Устройство содержит штангу 1, на концах-которой закреплены кронштейны 2 и 3. На одном кронштейне установлен измеритель 4, содержащий подвижный наконечник 5. На другом кронштейне установлен упор 7, контактирующий с базирующим элементом 8, закрепленным в центре колеса, противоположного контролируемому. Определение развала производится по разности расстояний между периферийными точками обода контролируемого колеса и базирующим элементом. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 M 17/06
ГОСУДАРСТВЕИНЫИ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4690149/11 (22) 05.05..89 (46) 15.11.91.Бюл.¹ 42 (75) Ф.Л. Мещанский (53) 629.113.014.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР №
890060, кл. G 01 В 5/24, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГ. ЛА РАЗВАЛА КОЛЕСА АВТОМОБИЛЯ (57) Изобретение относится к измерительным устройствам, предназначенным для определения угла развала колеса. Цель
SU„„1691707A1 изобретения — повышение удобства эксплуатации. Устройство содержит штангу 1, на концах которой закреплены кронштейны 2 и 3. На одном кронштейне установлен измеритель 4, содержащий подвижный наконечник 5. На другом кронштейне установлен упор 7, контактирующий с базирующим элементом 8, закрепленным в центре колеса, противоположного контролируемому. Определение развала производится по разности расстояний между периферийными точками обода контролируемого колеса и базирующим элементом. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
1691707
Изобретение относится к измерительным устройствам, предназначенным для определения угла развала колеса.
Цель изобретения — повышение удобства эксплуатации.
На фиг,1 схематично показано устройство; на фиг.2 — схема измерения.
Устройство содержит штангу 1, на конх которой закреплены кронштейны 2 и 3. а одном кронштейне установлен измерит ль 4, содержащий подвижный наконечник, линейное перемещение которого вдоль его оси фиксируется с помощью шкалы, На д ругом кронштейне установлен опорный
yçåë 6 с упором 7, который в рабочем поло <ении контактирует с базирующим элемен„ том 8. Конфигурация упора 7 (например, онус, игла или шар) может быть выбрана в з ависимости от формы базирующего элемента.
Перед измерениями размеры и конфи- ° гурация всего устройства должны быть от1 егулированы в соответствии с конкретными геометрическими параметрами автомобиля. Таким образом, достигается озможность контактирования наконечника измерителя с верхней или нижней точкой диска контролируемого колеса одновременНо с контактированием упора с базирую цим элементом,. установлечным в центре диска другого колеса, Регулировочные операции заключаются в изменении длины штанги, расстояний от нее до измерителя и упора, взаимного разворота в случае необходимости кронштейнов вокруг оси штанги.
Заключительная регулировочная операция ,— ориентация оси перемещения наконечника 5 таким образом, чтобы ее продолжение проходило через центр упора 7, что достигается путем разворота измерителя вокруг оси кронштейна и вокруг собственной оси при визуальном контроле ориентации наконечника.
В устройстве обеспечивается определение развала как вертикального угла) между направлением фактической оси, вращения
1 контролируемого колеса и линией ОО, соединяющей центры пар конических подшипников двух колес (фиг.2). Это обеспечивает правильность результатов в условиях реального отличия геометрических и физических параметров двух колес.
Величина развала, как следует из фиг.2 может быть определена через разность расстояний М7) и М,О, где Мв и MH — крайние верхнее и нижнее положения периферийной точки проверяемого колеса, получающиеся при его вращении на половину оборота. а точка Π— центр пары подшипни1 ков другого колеса. Искомый угол развала в минутах определяется по формуле
3438
Ямин) = (мм) 2.R
5 где p — среднее значение углов Аи р . Малость углов у позволяет вместо истинного центра подшипников О испольэовать близI кую к нему точку на продолжении фактической оси вращения того же колеса.
"0 Поскольку величины сов р и R являются геометрическими параметрами, связанными с радиусом колеса и величиной колеи, т.е, постоянны для конкретной марки и даже целого класса автомобилей, подсчет угла у в минутах сводится к умножениюизмеренной разности A(M ) на постоянный для данной модели или класса автомобилей коэффициент.
Определение угла развала колеса с помощью предлагаемого устройства выполняют следующим образом, Автомобиль располагают на ровной и приблизительно горизонтальной площадке.
Выбирают точку М> на верхней внешней периферийной части обода контролируемого колеса, По возможности близко к центру диска другого колеса или к центру его защитного или декоративного колпака устанавливают базирующий элемент (с помощью магнита, присоски или болтового соединения), Устройство устанавливают так, чтобы одновременно происходило кон-,эктиоование упора с базирующим элементом и наконечника с точкой М>. При этом берут отсчет измерителя. Далее устройство за исключением базирующего элемента снимают, а автомобиль перекатывают так, чтобы оба колеса повернулись на половину оборота. Вновь повторяют операцию контактирования с базирующим элементом и наконечника с ранее выбранной точкой„занявшей нижнее положение М, после чего берут второй отсчет измерителя.
Измеренная величина — разность отсчетов измерителя, умноженная на переводной коэффициент, дает значение развала в минутах.
Формула изобретения
1, Устройство для определения угла развала колеса автомобиля, содержащее штангу и кронштейны, установленнгые поворотно на концах штанги перпендикулярно ее оси, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации, оно снабжено упором, установленным на одном из кронштейнов, измерителем с подвижным наконечником, установленным поворотно на другом кронштейне с возможностью фиксации и контактирующим с периферийной
1691707
Составитель В.Ионова
Техред М. Моргентал
Редактор Ю.Середа
Корректор О. Кравцова
Заказ 3922 Тираж ° Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 точкой обода контролируемого колеса, причем на противоположном колесе в центре
его диска установлен базирующий элемент для контактирования с упором.
2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что штанга и кронштейны выполнены раздвижными.


