Способ восстановления полых цилиндрических деталей

 

Изобретение относится к восстановлению полых цилиндрических деталей, изношенных по внутреннему диаметру с рельефной поверхностью, например со шлицами, и предназначено для восстановления шлицевых карданных вилок локомотивов и шлицевых втулок автотехники. Цель изобретения - расширение технологических возможностей способа при восстановлении изношенного профиля деталей с внутренними шлицами как по диаметру выступов и впадин, так и по ширине шлицев. Деталь (Д) 1 устанавливают в матрицу 2 с зазором по высоте. Внутрь Д 1 вводят охлаждаемый металлический цилиндр 3, диаметр которого равен диаметру Д 1 по выступам шлицев. Затем Д 1 нагревают изнутри до температуры на шлицах 800 -950°С и 300-400°С на ее внешней поверхности Нагрев Д1 в стесненных условиях приводит к перераспределению металла. Таким образом, восстанавливается ширина шлицев . 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4737014/27 (22) 11.09.89 (46) 15,09.91, Бюл. N 34 (71) Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта им, акад.

B.Н,Образцова (72) В.С.Попов и С.Б.Зейналов (53) 621.794(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 683882, кл. В 23 Р 7/00, 1979. (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОЛЫХ

ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ (57) Изобретение относится к восстановлению полых цилиндрических деталей, изношенных по внутреннему диаметру с рельефной поверхностью, например со шлицами, и предназначено для восстановИзобретение относится к восстановлению полых цилиндрических деталей, изношенных по внутреннему диаметру с рельефной поверхностью, например, со шлицами, и предназначено для восстановления шлицевых карданных вилок локомотивов и шлицевых втулок автотехники.

Целью изобретения является расширение технологических возможностей способа при восстановлении изношенного профиля деталей с внутренними шлицами как по диаметру выступов и впадин, так и по ширине шлицев.

На фиг. 1 изображено устройство, реализующее предлагаемый способ; на фиг, 2— сечение А — А на фиг. 1, Устройство состоит из восстанавливаемой детали 1, вставленной в матрицу 2 (без зазора как частный случай — равномерно„„ЯЦ „„1676785 А1 ления шлицевых карданных вилок r:oêoìîтивов и шлицевых втулок автотехники. Цель изобретения — расширение технологических воэможностей способа при восстановлении изношенного профиля деталей с внутренними шлицами как по диаметру выступов и впадин, так и по ширине шлицев.

Деталь (Д) 1 устанавливают в матрицу 2 с зазором по высоте. Внутрь Д 1 вводят охлаждаемый металлический цилиндр 3, диаметр которого равен диаметру Д 1 по выступам шлицев, Затем Д 1 нагревают изнутри до температуры на шлицах 800-950 С и 300 — 400 С на ее внешней поверхности.

Нагрев Д1 в стесненных условиях приводит к перераспределению металла. Такиги образом, восстанавливается ширина шлицев, 2 ил. го износа шлицев), внутрь шлицевой втулки введен металлический цилиндр 3, во впадины шлицев между втулкой и цилиндром установлены трубки индуктора 4, охлаждаемые водой, в теле цилиндра также имеются каналы 5 с циркулирующей по ним охлаждающей водой, для размещения трубок индуктора повышенного сечения в цилиндре вдоль впадин шлицев выполнены пазы 6.

Предложенный способ осуществлен следующим образом.

Изношенную по внутренней поверхности шлицевую втулку устанавливают в матрицу, охлаждаемую водой. Если шлицы изношены неравномерно по высоте втулки, то между ее внешней стороной и корпусом матрицы оставляют зазор, рассчитываемый по известным формулам, Для простоты при1676785 мем, как частный случай, равномерный износ шлицев по высоте втулки, тогда втулку можно установить в матрицу без зазора, как это отражено на фиг. 1 и 2.

Перед нагреванием детали внутрь ее вводят металлический водоохлаждаемый цилиндр. Его диаметр выбран с таким расчетом, чтобы после остывания детали диаметр по выступам шлицев соответствовал бы номинальному. Затем во впадины шлицев вводят трубки индуктора 4, также охлаждаемые водой, и подводят к ним ток высокой частоты (ТВЧ). По мере нагревания шлицевой втулк; в условиях отсутствующего зазора между деталью и матрицей последняя препятствует свободному расширению детали в плоскости стенки втулки, что приводит ее к пластической деформации — перераспределению металла по толщине стенки внутрь втулки. В последующий момент, когда выступы шлицев войдут в соприкосновение с поверхностью цилиндра, в процессе дальнейшего нагрева будет происходить стесненное деформирование шлицев. Так как шлицы лишены возможности свободно расширяться вверх (от основания), то будет происходить перераспределение металла шлицев по их ширине.

В этот момент очень важно обеспечить перепад температур от 800-950 С на шлицах до 300 — 400 С на внешней поверхности детали, Это связано с известными особенностями пластического деформирования металла — чем выше температура, тем он более податлив, Чтобы обеспечить максимальное пластическое деформирование в зоне шлицев с одной стороны и, по возможности, сохранить общую геометрию детали, с другой, необходимо выдерживать перепад температур в названных пределах. Превышение верхнего предела может привести к укреплению зерен аустенита и снижению прочностных характеристик металла, Увеличение температуры наружных слоев и связанные с этим геометрические изменения могут вызвать затруднения при сопряжении восстанавливаемых деталей со смежными рабочими узлами..

Пример. Из штатной изношенной детали коробки передач дизель-поезда Д вЂ” 1 (карданной вилки) изготовили образцы шлицевых втулок наружным диаметром 160 мм.

Внутренняя геометрия новой детали в соответствии с рабочим чертежом (ДП

47.62.12.01) составляет, мм: диаметр по впадинам шлицев 102 + 0 26 диаметр по вы+ 0,80.

1 ступам шлицев 92 +0,35, ширина впадины шлица 14 + p p7 (всего шлицев 10).

+ 0,1 1

Согласно нормативной документации на эксплуатацию и ремонт дизель-поезда

Д вЂ” 1 восстановлению подлежат втулки с износом более 0,1 мм на сторону (боковой

5 поверхности шлица).

Контрольные замеры показали, что величина износа может достигать и больших значений (0,25 — 0,35 мм). Поэтому выполнен расчет по on ределению возможностей мето10 да по упрощенной (в сторону запаса) методике. Представим себе балку-полоску длиной, равной отстоянию выступа шлица от наружной поверхности детали, и шириной, соответствующей ширине шлица; По

15 концам балка-полоска защемлена: с одной стороны матрицей, с другой — внутренним цилиндром. Для наших условий длина балки-полоски составит (160 — 92):2 =-34 мм. Условно разобъем балку по длине на три части:

20 l1+ i>+ !э =1+1+ 1,4см, тогда относительные тепловые удлинения каждого элемента могут быть вычислены по формуле

Л1=! d Т, 25 где Л! — относительные тепловые удлинения, см;

d — коэффициент линейного расширения (для стали 12 10 б 1/ С);

30 Т вЂ” температура нагрева, С, Тогда

Л l1=1,0 12 10 400 =48 10 см — у стенки матрицы;

Л lz=1,0 12 10 600 =72 10 см

35 — в средней части балки;

Л!з=1,4 12 10 800=134 10 см — у поверхности внутреннего цилиндра;

Л 14 = Л !1 + Л 12+Л !3 = 0,254 мм — на столько может удлиниться балка полоска

40 при свободном деформировании, Так как балка-полоска лишена такой возможности, то по достижении высокой температуры произойдет перераспределение металла на боковые поверхности балки-полоски, имитирующей деформации шлица. Поскольку ширина шлица почти втрое больше его высоты, то можно утверждать, что шлиц станет шире не менее, чем на 0,25 — 35 мм, Таким образом, возможно восстановление дета50 лей типа шлицевых втулок данным способом.

Из штатной карданной вилки изготовлен опытиый1 образец, представляющий собой полый цилиндр высотой 40 мм и наружным диаметром 160 мм. Внутренняя геометрия цилиндра соответствует чертежным, приведенным выше, с естественным износом. Образец вставляли в матрицу на

1676785 плотной посадке, Внутрь образца вводится сплошной цилиндр высотой 42 мм (также на плотной посадке). Затем к противоположным выступам шлицев, к их торцам, подводили ток От стыковой контактной машины при небольшом давлении, исключающем искрение и подгорание контактов, но не подвергающее деформациям зону нагрева.

Температура шлица контролировалась визуально по цвету каления. После остывания образец вынимали из матрицы и измеряли ширину шлицев в срединной зоне нагрева. Замеры показали уширение шлицев, в среднем на 0,3 — 0,35 мм, тем самым подтвердили реальность расчетов, Предлагаемый способ восстановления полых цилиндрических деталей, имеющих рельефную поверхность, например шлицевую, имеет ряд преимуществ перед другими: во-первых, задауа восстановления геометрии шлицев во втулках решается в полной степени и достаточно простыми средствами; во-вторых, отпадает необходимость в трудоемких наплавочных работах, сопряженных со сложностью проникновения внутрь шлицевых втулок; в-третьих, способ позволяет восстанавливать втулки со шлицами, имеющими цементируемые поверхности, что для наплавочных работ со5 вершено неприемлемо.

Формула изобретения

Способ восстановления полых цилиндрических деталей, при котором восстанавливаемую деталь устанавливают в матрицу

10 с заданным по высоте детали зазором, нагревают ее изнутри с регламентированной скоростью, а затем охлаждают, о т л и ч.а юшийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей способа

15 при восстановлении измененного профиля деталей с внутренними шлицами как по диаметру выступов, так и по ширине шлицев, перед нагреванием детали внутри нее устанавливают охлаждаемый металлический ци20 линдр, диаметр которого соответствует номинальному диаметру детали по выступам шлицев, а нагрев осуществляют до перепада температур на шлицах от 800-950 С до 300-400 С на внешней поверхности де25 тали.

1676785

Составитель Н.Грудев

Техред M,Ìîðãåíòàë

Корректор О,Ципле

Редактор M.Áoêàðåâà

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Заказ 3070 Тираж 446 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ восстановления полых цилиндрических деталей Способ восстановления полых цилиндрических деталей Способ восстановления полых цилиндрических деталей Способ восстановления полых цилиндрических деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к восстановлению линейного измерительного инструмента - штангенциркуля с пределом измерений свыше 125 мм и не имеющего твердосплавных напаек

Изобретение относится к ремонтному производству и может быть использовано для восстановления профиля зубьев колес в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к восстановлению изношенных поверхностей прецизионных деталей преимущественно цилиндрической формы, а именно к восстановлению плунжерных пар топливных насосов ДВС

Изобретение относится к восстановлению деталей машин с трещинами посредством запрессовки в них дополнительных элементов - фигурных вставок

Изобретение относится к способам ремонта изделий с трещинами и может найти применение при ремонте деталей машин в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к наплавке и может быть использовано для восстановления внутренних конических поверхностей, чаш засыпных аппаратов доменной печи диаметром 3000-6000 мм, в частности для восстановления контактного пояса.Цель изобретения - повышение эксплуатационной долговечности наплавленного слоя за счет сохранения его максимально равномерной толщины

Изобретение относится к обработке металлов давлением и предназначено для снятия остроконечного наката колесных пар подвижного состава Цель изобретения снижение затрат и повышение производительности процесса снятия остроконечного наката с гребней колесных пар

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к вопросам проектирования поршней двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к ремонтному производству и может быть использовано при восстановлении изношенных деталей с шипами методом пластического деформирования

Изобретение относится к способам и устройствам для ремонта корпусов шестеренных насосов и может быть использовано в различных отраслях промышленного производства

Изобретение относится к ремонтному производству, а именно к восстановлению изношенных деталей машин, в частности к устройствам для восстановления крестовых ножей промышленных мясорубок пластическим деформированием

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для восстановления и упрочнения методом индукционной наплавки крупногабаритных деталей и узлов, например, деталей и узлов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к технике обновления ремонтопригодных деталей путевых машин методом плазменно-порошковой наплавки с последующей шлифовочной доводкой реконструированных образующих поверхностей
Изобретение относится к ремонту сваркой и может быть использовано при ремонте роликов машин непрерывного литья заготовок, рабочих валков станов горячей прокатки и других деталей, работающих в условиях циклического термического нагружения
Изобретение относится к обработке метала и может быть использовано при восстановлении и ремонте техники в сельскохозяйственном производстве, производимом централизовано
Наверх