Зубчатая передача
Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - повышение долговечности зубчатых передач. Зубчатая передача содержит корпус 1 с зубчатыми колесами 2 и 3, масляную ванну 4, насос 7, соединенный маслопроводом 6 с емкостью 5, днище 8 которой представляет собой перфорированную стенку с отверстиями 9. Емкость 5 установлена над верхним зубчатым колесом 2 и имеет отражатель 10. К торцовым поверхностям зубчатого венца верхнего зубчатого колеса 2 прикреплены кольцевые накладки, в которых выполнены кольцевые полости, во внутренних стенках которых, примыкающих к торцам зубчатого венца, выполнены кольцевые щели. 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ сОциАлистических
РЕСПУБЛИК
>s F 16 Н 57/04
ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4731423/28 (22) 18.08.89 (46) 15.08.91, Бюл. М 30 (71) Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (72) П.Ф.Григорьев (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 979767, кл. F 16 Н 57/04, 1981. (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению, Цель изобретения — повышение долговечности зубчатых передач. Зубчатая
Ы2, „1670270 А1 передача содержит корпус 1 с зубчатыми колесами 2 и 3. масляную ванну 4, насос 7, соединенный маслопроводом 6 с емкостью
5, днище 8 которой представляет собой перфорированную стенку с отверстиями 9, Емкость 5 установлена над верхним зубчатым колесом 2 и имеет отражатель 10. К торцовым поверхностям зубчатого венца верхнего зубчатого колеса 2 прикреплены кольцевые накладки, в которых выполнены кольцевые полости, во внутренних стенках которых, примыкающих к торцам зубчатого венца, выполнены кольцевые щели. 5 ил.
0 ч
iO
М
Н
1670270
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах, содержащих зубчатые передачи, которые работают в условиях повышенных нагрузок, 5
Целью изобретения является повышение долговечности зубчатой передачи путем обеспечения постоянного наличия масляной пленки между взаимодействующими зубьями зубчатых колес передачи. 10
На фиг.1 изображена зубчатая передача с системой смазки, общий вид; на фиг.2— фрагмент зубчатого зацепления; на фиг.3— сечение А — А на фиг.1; на фиг.4 — сечение
Б-Б на фиг,2; на фиг.5 — сечение В-В на 15 фиг.2.
Зубчатая передача содержит корпус 1, в котором установлены зубчатые колеса— верхнее 2 и нижнее 3, а также масляную ванну 4, расположенную в нижней части 20 корпуса 1, и емкость 5, расположенную в верхней части корпуса 1 над верхним зубчатым колесом 2 и соединенную с масляной ванной 4 маслопроводом 6 с насосом 7. Емкость 5 выполнена с перфорированным дни- 25 щем 8, в котором выполнены отверстия 9, и отражателем 10, расположенным с зазором Л! концентрично верхнему зубчатому колесу 2. На торцах зубчатого венца 11 верхнего зубчатого колеса 2 закреплены коль- 30 цевые накладки 12 с кольцевыми полостями
13, которые образуют с торцами кольцевые канавки 14 шириной Л li. Кольцевые канавки 14 соединены с кольцевыми полостями
13, щелями 15 и отверстиями 16, которые 35 выполнены в стенках накладок 12 напротив впадин 17 зубьев верхнего зубчатого колеса
2. Оси отверстий 16 наклонены к торцам зубчатого венца 11 и сориентированы в сторону вращения верхнего зубчатого колеса 2. 40
Зубчатая передача работает следующим образом.
При вращении зубчатых колес 2 и 3 масло из ванны 4 подается насосом 7 под избыточным давлением по маслопроводу 6 в 45 емкость 5. Благодаря обилию отверстий 9, выполненных в днище 8, охватывающем верхнее зубчатое колесо 2, масло быстро заполняет впадины 17 зубчатого венца 11, а через кольцевые канавки 14 и щели 15— кольцевые полости 13 в кольцевых накладках 12. Отражатель 10 препятствует выбросу масла из впадин 17. Таким образом, при подходе зубьев к зацеплению впадины 17, кольцевые полости 13 в кольцевых накладках 12 и кольцевые канавки 14 заполнены маслом, что обеспечивает наличие масляной пленки в зацеплении.
Кроме того, вследствие быстрого вращения зубчатого колеса 2 масло, находящееся в кольцевой полости 13 и в кольцевой канавке 14, также приобретает вращательное движение, скорость которого увеличивается по мере возрастания скорости вращения зубчатого венца 11. Под действием этой скорости масло. находящееся в канавке 14. после достижения кромки отражателя 10 продолжает вращательное движение в кольцевой канавке 14 относительно оси верхнего зубчатого колеса 2, омывая торец зубчатого венца 11. Этому также содействует и истечение масла иэ полости 13 через отверстия 16, расположенные напротив впадин 17 зубьев и направленные к их основаниям.
Формула изобретения
Зубчатая передача, содержащая корпус с установленными в нем зубчатыми колесами — верхним и нижним, масляную ванну, расположенную в нижней части корпуса, и емкость, расположенную в верхней части корпуса над верхним зубчатым колесом и соединенную с масляной ванной маслопроводом с насосом, от л и ча ю щ а я с я тем, что, с целью повышения долговечности передачи, она снабжена закрепленными на торцах зубчатого венца верхнего зубчатого колеса и образующими с торцами кольцевые канавки кольцевыми накладками, имеющими кольцевые полости, соединенные с ними щели и отверстия, которые расположены напротив впадин зубьев, оси отверстий наклонены к торцам зубчатого венца и сориентированы в сторону вращения верхнего зубчатого колеса, а емкость выполнена с перфорированным днищем и отражателем, расположенным с зазором концентрично верхнему зубчатому колесу.
1670270
1б 70270
17
Составитель Н,Хлюпин
Редактор А.Лежнина Техред М,Моргентал Корректор С.Черни
Заказ 2731 тираж 37Е Подписное
ВНИИГ1И Государственного комитета по изобретениям и открытиям при I KI41 СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород ул I агл1мна 101



