Шпиндель фрезерного деревообрабатывающего станка
Изобретение относится к области деревообрабатывающего машиностроения. Цель изобретения - повышение долговечности путем обеспечения гарантированного натяга в подшипниках передней опоры в процессе износа, а также упрощение сборки и обслуживания. Шпиндель содержит вал 1 с передней и задней плавающей опорами в гильзе 2. Передняя опора выполнена в виде дуплекса с радиально-упорными подшипниками 3, 4, дополнительного подшипника 5 и проставочного кольца 6, крышки 7, втулки 8, стопорного кольца 9 и упорного элемента 10. Задняя опора выполнена в виде дуплекса с радиальными подшипниками 11, 12. При фрезеровании древесины радиальная и осевая составляющие нагрузки воспринимаются всеми подшипниками 3, 4, 5 передней опоры. Износ дорожек качения подшипников 3, 4, 5 постоянно компенсируется пружинами 13, обеспечивающими в них гарантированный натяг. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si)s В 27 С 5/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.ИИ, 5 7
1/ П
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4717723/15 (22) 12.07,89 (46) 30,07.91. Бюл. М 28 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторский институт деревообрабатывающего машиностроения (72) С. В. Мартынов и А. Ю. Карпачев (53) 621.941.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 448128, кл. В 27 С 5/08, 1974.
Шпиндель унифицированный Ш 25.000С6, Комплект рабочих чертежей деревообрабатывающего продольно-фрезерного четырехстороннего станка модели С25-4, Боровичи, БЗДС, 1984. (54) ШПИНДЕЛЬ ФРЕЗЕРНОГО ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО СТАНКА (57) Изобретение относится к области деревообрабатывающего машиностроения.
„„ Д „„1666297 А1
Цель изобретения — повышение долговечности путем обеспечения гарантированного натяга в подшипниках передней опоры в процессе износа, а также упрощение сборки и обслуживания. Шпиндель содержит вал 1 с передней и задней плавающей опорами в гильзе 2, Передняя опора выполнена в виде дуплекса с радиально-упорными подшипниками 3, 4, дополнительного подшипника 5 и проставочного кольца 6, крышки 7, втулки 8, стопорного кольца 9 и упорного элемента
10, Задняя опора выполнена в виде дуплекса с радиальными подшипниками 11, 12, При фрезеровании древесины радиальная и осевая составляющие нагрузки воспринимаются всеми подшипниками 3, 4 и 5 передней опоры. Износ дорожек качения подшипников 3, 4 и 5 постоянно компенсируется пружинами 13, обеспечивающими в них гарантированный натяг. 2 ил.
1666297
Изобретение относится к станкостроению, а именно к деревообрабатывающему маш ностроению.
Цель изобретения — повышение долговечности путем обеспечения гарантированного натяга в подшипниках передней опоры в процессе износа, а также упрощение сбор, ки и обслуживания.
На фиг. 1 изображен шпиндель фрезерного деревообрабатывающего станка, разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1, Шпиндель содержит вал 1 с передней и задней опорами, размещенными в гильзе 2. Передняя опора выполнена в виде дуплекса с радиально-упорными подшипниками 3 и 4, дополнительного радиально-упорного подшипника 5 и проставочного кольца 6, уста новленного между наружными кольцами подшипников 5 и 4, крышки 7 с лабораторными уплотнениями и компенсатора в виде втулки 8 с буртиком и стопорным кольцом 9 и установленного в втулке 8 упорного эле мента 10. взаимодействующего с внутрен,ним кольцом подшипника 5, которое
, установлено по валу 1 по посадке скольжения, Задняя опора выполнена в виде дуплекса с радиальными подшипниками 11, 12.
Упорный элемент 10 снабжен равномерно расположенными по окружности аксиальными отверстиями с размещенными в них цилиндрическими пружинами 13 и на, правляющими элементами в виде винтов
, 14, способствующих прямолинейности пе, ремещения пружин 13 за счет исключения взаимного проворачивания втулки 8 и упорного элемента 10. Упорный элемент 10установлен на втулке 8 по скользящей посадке.
Дополнительный радиально-упорный подшипник 5 установлен узкой частью наружного кольца навстречу упорному элементу 10.
Винты 14 используются также для упрощения сборки и удобства монтажа вала 1 в гильзе 2, так как позволяют, предварительно собрав компенсатор, установив пружины 13 в отверстия упорного элемента 10, а затем вставив его во втулку 8 с буртиком, стянуть их винтами 14, сжав пружины 13, свободно надеть его на вал 1 и установить стопорное кольцо 9. После винты 14 выворачиваются из отверстий упорного элемента 10, освобождая пружины 13, которые упираясь в торец буртика втулки 8 с одной стороны, отжимают упорный элемент 10, способствуя перемещению внутреннего кольца подшипника 5 влево по валу 1 до полного выбора радиального зазора в подшипнике. После этого под действием пружин 13 происходит перемещение вала 1 относительно непод5
10 вижного подшипника 5 вправо, Внутренние кольца подшипников 3 и 4 дуплекса перемещаются вместе с ним относительно неподвижных наружных колец, стянутых вместе с проставочным кольцом 6 и наружным кольцом подшипника 5 в гильзе 2 посредством крышки 7, способствуя выбору радиального зазора в укаэанных подшипниках и формированию одинакового гарантированного натяга в подшипниках 3, 4 и 5.
Радиальные подшипники 11, 12 дуплекса задней опоры при этом перемещаются как одно целое с валом 1 относительно гильзы 2, Величина гарантированного натяга в подшипниках зависит от зазора между торцовыми поверхностями буртика втулки 8 и упорного элемента 10, который обеспечивается конструктивно за счет выбора размеров составляющих размерную цепь элементов.
Установка подшипника 5 навстречу упорному элементу 10 способствует восприятию им осевой нагрузки как от пружин 13, так и со стороны дереворежущего инструмента, устанавливаемого на консоль вала 1 и закрепляемого гайкой 15.
Шпиндель фрезерного деревообрабатывающего станка работает следующим образом.
При фрезеровании древесины радиальная и осевая составляющие нагрузки воспринимаются всеми подшипниками 3, 4 и 5 передней опоры. При этом осевая составляющая через втулку 8 пружины 13 и упорный элемент 10 передается на внутреннее кольцо подшипника 5 и далее через тела качения (шарики) — на наружное кольцо этого подшипника, жестко закрепленное вместе с одноименными кольцами подшипников 3 и 4 в гильзе 2, а также через жестко закрепленные на валу 1 внутренние кольца подшипников 3 и 4 дуплекса и шарики — на наружние кольца этих подшипников, Восприятие радиальной нагрузки подшипников 5 происходит вследствие того, что при прогреве узла зазор между внутренним кольцом этого подшипника и валом 1 выбирается и подшипник работает как одно целое с валом 1.
Износ дорожек качения подшипников 3, 4 и 5 постоянно компенсируется пружинами
13, обеспечивающими в них гарантированный натяг, как это описано выше, что препятствует динамическому смещению вала 1 относительно оси вращения и, как следствие этого, возрастанию нагрузок на подшипники передней опоры, приводящему к интенсификации расходования их ресурса, 1666297
Формула изобретения
Составитель А.Васильев
Редактор А,Долинич Техред M.Mîðãåíòàë Корректор Э.Лончакова
Заказ 2486 Тираж 334 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. ужгород„ул.Гагарина, 101
Шпиндель фрезерного деревообрабатывающего станка, содержащий вал с передней и задней плавающей опорами, размещенными в гильзе, причем передняя опора выполнена в виде дуплекса с радиально-упорными подшипниками проставочного кольца, установленного между наружными кольцами дополнительного радиально-упорного подшипника и дуплекса, крышки с лабиринтным уплотнением и компенсатора в виде втулки с буртиком и стопорным кольцом и установленного во втулке упорного элемента, взаимодействующего с внутренним кольцом дополнительного радиально-упорного подшипника, а задняя опора выполнена в виде дуплекса с радиальными подшипниками, î т> л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения долговечности путем обеспече5 ния гарантированного натяга в подшипниках передней опоры в процессе износа, а также упрощения сборки и обслуживания, упорный элемент выполнен с равномерно расположенными по окружности аксиаль10 ными отверстиями, в которых симметрично смонтированы цилиндрические пружины и направляющие элементы, причем упорный элемент установлен на втулке по скользящей посадке, а дополнительный радиально15,упорный подшипник установлен навстречу упорному элементу.


