Устройство для управления транспортным средством
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам управления поворотом гусеничного транспортного средства. Цель изобретения - улучшение эргономичности и надежности в работе устройства. Устройство состоит из рычага 1 с рукояткой 2 привода управления, установленного в шаровой опоре 3 и подпружиненного возвратной пружиной 4. Два передаточных элемента 5 смонтированы в направляющем пазу корпуса 6, разделены двумя направляющими втулками 7 и соединены с двумя тросами 8, передающими тянущие усилия на исполнительные элементы тормозов ведущих колес. Для исключения ошибочных включений рычаг охватывает декоративно-направляющая пластина 9, закрепленная на корпусе. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
союз сОВетских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4701516/11 (22) 06.06.89 (46) 07.07.91. Бюл. М 25 (71) Алтайский тракторный завод им
М.И. Калинина (72) В.П.Соколов (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Q 921913, кл. В 62 D 11/00, 1978. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам управления поворотом гусеничного
„„)ЦÄÄ 1661037 А1 (я>s В 62 D 11/00. В 60 К 26/00 транспортного средства. Цель изобретения— улучшение эргономичности и надежности в работе устройства. Устройство состоит из рычага 1 с рукояткой 2 привода управления, установленного в шаровой опоре 3 и подпружиненного возвратной пружиной 4. Два передаточных элемента 5 смонтированы в направляющем пазу корпуса 6, разделены двумя направляющими втулками 7 и соединены с двумя тросами 8, передающими тянущие усилия на исполнительные элементы тормозов ведущих колес. Для исключения ошибочных включений рычаг охватывает декоративно-направляющая пластина 9, закрепленная на корпусе. 1 з,п. ф-лы, 4 ил.
1661037
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам управления поворотом гусеничного транспортного средства.
Цель изобретения — улучшение эргономичности и надежности в работе устройства для управления транспортным средством.
На фиг. 1 показано устройство для управления транспортным средством, вид сбоку; на фиг.2 — вид А на фиг. 1; на фиг; 3, вид Б на фиг. 1; на фиг; 4 — узел 1 на фиг. 2, Устройство состоит из рычага 1 с рукояткой 2 привода управления, установленного в шаровой опоре 3 и подпружиненного возвратной пружиной 4, Два передаточных элемента 5, выполненных в виде пластин с гнездами а, установлены в направляющем пазу корпуса б и разделены двумя направляющими втулками 7 зазором с, равным не более половины диаметра d рычага. Передаточные элементы 5 соединены с двумя тросами 8, связанными с исполнительными элементами тормозов ведущих колес.
Для исключения ошибочных включений и оптимизации движений рукоятки рычаг охватывает тремя пазами б декоративно: -направляющая пластина 9, закрепленная на корпусе.
Устройство работает следующим образом.
При движении транспортного средства по прямой тормоза обоих бортов расторможены, а рычаг 1 и передаточные элементы 5 находятся в исходном заднем положении за счет пружин тормозов и возвратной пружины 4 рычага 1. Для поворота транспортного средства влево или вправо водитель движением рукоятки 2 переводит рычаг 1 вперед под углом влево и вправо согласно пазам б в пластине 9. При этом тело рычага за счет зазора в входит в гнездо а соответствующего передаточного элемента 5 и перемещает его вперед вместе с силовым тросом 8, связанным с бортовым тормозом ведущего колеса, в результате чего происходит затормаживание этого борта и одновременНо забег незаторможенного борта с осуществлением поворота на необходимый угол, После этого на рукоятку управления прекращается толкающее усилие руки водителя и она вместе с рукой за счет возвратных пружин тормозов. а также собственной возвратной пружины 4 рычага управления приходит в исходное положение, а локоть руки оказывается над подлокотником сиденья.
Для экстренного ручного торможения
5 ручка с рычагом управления перемещается прямо вперед, при этом с рычагом взаимодействуют оба передаточных элемента. приводящих к затормаживанию одновременно двух бортов и полному останову транспорт10 ного средства.
Выбор ширины зазора с между передаточными элементами не более половины диаметра рычага в месте взаимодействия обусловлен с одной стороны исключением
15 заклинивания последних при прямом ходе рычага 1 и одновременно позволяет обеспечить начальный угол движения рычага+ <30 для поворотов транспортного средства с минимальной загрузкой развитой (толкаю20 щей) группы мышц руки и предплечья.
Наличие зазора Ь > 0,14 по длине гнезда а позволяет гарантировать зазор е в начале движения рычага управления, исключающего непроизвольное подторма25 живание второго тормоза при повороте, а также чувствовать рукой начало включения тормозов, чтобы исключить их "подгорание".
Формула изобретения
30 1, Устройство для управления транспортным средством, содержащее рычаг управления, шарнирно установленный в опоре с возможностью продольного и поперечного качаний,;передаточные элементы с гнезда35 ми, связанные с исполнительными механизмами, и возвратную пружину, связанную с рычагом управления и корпусом, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью улучшения эргономичности и надежности в работе уст40 ройства, передаточные элементы размещены в направляющих с зазором между внутренними кромками не более половины диаметра рычага управления в месте взаимодействия, при этом гнезда передаточных
45 элементов имеют длину, превышающую диаметр рычага.
2, Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что оно снабжено направляющей
50 пластиной с пазами с воэможностью размещения в последних рычага управления и направления движения.
1661037 о
430
Фиг. 5
Фиг.2
Фиг. Ф
Составитель А.Барыков
Техред М.Моргентал
Редактор M.Ñòðåëüíèêoaà
Корректор Т.Палий
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ. 2088 Тираж 338 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5


