Коробка передач транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в трансмиссиях самоходных машин. Цель изобретения - расширение кинематических возможностей для повышения топливной экономичности. Коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, входной 2 и выходной 3 валы, планетарный механизм 4 с солнечной шестерней 5, коронной шестерней 6 и водилом 7, первую муфту 8, связанную с валом 2, вторую муфту 9, связанную с корпусом 1, и третью дополнительную муфту 10, связанную с валом 3, а также механизм 11 управления. Выполнен механизм 11, например, в виде рычага, установленного средней частью на шарнире относительно корпуса 1 и связывающего муфты 8 и 9, рычага 14 управления, установленного на шарнире 15 относительно корпуса 1, двух ползунов 16 и 17с лунками 18 и Ш для взаимодействия с концом 20 рычага 14, связанных соответственно с первой 8 и дополнительной 10 муфтами, и ограничительной кулисы 21 с пазом 22 определения перемещения рычага 14 управления. Возможно и другое выполнение механизма 11. Для взаимодействия с муфтами 8-10 шестерни 5 и 6 и водило 7 снабжены соответствующими зубчатыми венцами 23-25. 1 з.п. ф-лы, 3 ил СЛ С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 К 17
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
/ 20
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4495441/11 (22) 17.10,88 (46) 30.06.91. Бюл. N 24 (71) Белорусский политехнический институт (72) О.К.Довнар, M.È,Òðîôèìîâè÷, В.Л.Николаенко и А.Т.Скойбеда (53) 629.113 — 585.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
%1576361, кл. В 60 К 17/08, 1989. (56) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в трансмиссиях самоходных машин. Цель изобретения — расширение кинематических .возможностей для повышения топливной экономичности. Коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, входной
2 и выходной 3 валы, планетарный механизм 4 с солнечной шестерней 5, коронной
„„ А, „1659249 А i шестерней 6 и водилом 7, первую муфту 8, связанную с валом 2, вторую муфту 9, связанную с корпусом 1, и третью дополнительную муфту 10, связанную с валом 3, а также механизм 11 управления. Выполнен механизм 11, например, в виде рычага, установленного средней частью на шарнире относительно корпуса 1 и связывающего муфты 8 и 9, рычага 14 управления, установленного на шарнире 15 относительно корнуса 1, двух ползунов 16 и 17 с лунками 18 и И для взаимодействия с концом 20 рычага 14, связанных соответственно с первой 8 и дополнительной 10 муфтами, и ограничительной кулисы 21 с пазом 22 определения перемещения рычага 14 управления. Возможно и другое выполнение механизма 11.
Для взаимодействия с муфтами 8-10 шестерни 5 и 6 и водило 7 снабжены соответствующими зубчатыми венцами 23-25. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Р
1659249
Изобретение относится к транспортному машиностроению. и может использоваться в трансмиссиях самоходных машин.
Цель изобретения .— расширение кинематических возможностей для повышения топливной экономичности.
На фиг.1 показана предлагаемая коробка передач. общая схема; на фиг.2 — вторая муфта; на фиг.3 — то же, вид сбоку.
Коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, входной 2 и выходной
3 валы, планетарный механизм 4 с солнечной шестерней 5, коронной шестерней 6, и водилом 7. первую муфту 8, связанную с входным валом 2. вторую муфту 9. связанную с корпусом 1 и третью дополнительную муфту 10, связанную с выходным валом 3, а также механизм управления 11. Выполнен механизм управления 11, например, в виде рычага 12, установленного средней частью на шарнире 13 относительно корпуса 1 и связывающего первую 8 и вторую 9 муфты, и рычага управления 14, установленного на шарнире 15 относительно корпуса 1, двух ползунов 16, 17 с лунками 18, 19 для взаимодействия с концом 20 рычага управления
14. связанных соответственно с первой 8 и дополнительной 10 муфтами, и ограничительной кулисы 21 с пазом 22 определения перемещения рычага управления 14. Возможно и другое выполнение механизма управления 11, Для взаимодействия с муфтами 8-10 солнечная шестерня 5, коронная шестерня 6 и водило 7 снабжены соот ветствующими зубчатыми венцами 23-25.
Предлагаемая коробка передач транспортного средства обеспечивает четыре передачи.
Первая (низшая) передача обеспечивается при связи солнечной шестерни 5 посредством первой муфты 8 с входным валом
2, водила 7 посредством дополнительной муфты 10 с выходным валом 3, и коронной шестерни 6 посредством второй муфты 9 с корпусом 1, вторая (средняя пониженная) передача обеспечивается при связи коронной шестерни 6 посредством первой муфты
8 с входным валом 2, водила 7 посредством дополнительной муфты 10 с выходным валом 3. и солнечной шестерни 5 посредством второй муфты 9 с корпусом 1, третья (средняя повышенная) передача обеспечивается при связи водила 7 посредством первой муфты 8 с входным валом 2 и посредством дополнительной муфты 10 с выходным ва15
55 лом 3, И четвертая (высшая) передача (показана на схеме) обеспечивается при связи водила 7 посредством первой муфты 8 с входным валом 2, коронной шестерни 6 посредством дополнительной муфты 10 с выходным валом 3, и солнечной шестерни 5 посредством второй муфты 9 с корпусом 1.
Механизм управления 11 обеспечивает однозначное положение рычага управления 14 для включения каждой передачи в порядке их возрастания.
Формула изобретения
1. Коробка передач транспортного средства, содержащая установленные в корпусе входной и выходной валы, планетарный механизм с солнечной шестерней, коронной шестерней и связывающими их сателлитами. установленными на осях водила, первую, вторую и третью муфты, установленные с возможностью осевого перемещения соответственно на входном валу, коробки передач. валу. жестко связанном с корпусом, и выходном валу коробки передач, а также механизмом управления для обеспечения в. первой позиции соединения солнечной шестерни с входным валом, а коронной шестерни с корпусом, so второй позиции— соединения коронной шестерни с входным валом, а солнечной шестерни с корпусом, в третьей позиции — соединения коронной шестерни с входным валом, причем водило во всех трех позициях связано с выходным
eanoM c помощью третьей муфты, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью расширения кинематических воэможностей для повышения топливной эконОмичности транспортного средства, механизм управления коробкой передач выполнен с четвертой позицией, в которой водило соединено с входным валом, коронная шестерня — с выходным валом, а солнечная шестерня — с корпусом.
2. Коробка передач по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что механизм управления выполнен в виде рычага, шарнирно закрепленного на корпусе, ограничительной кулисы с пазом, в котором расположен один конец рычага управления, двух ползунов с лунками для взаимодействия с другим концом рычага управления, связанных соответственно с первой и третьей муфтами, и рычага, концы которого взаимосвязаны с первой и второй муфтами, а Средняя часть шарнирно связана с корпусом, 1659249
Составитель С, Белоусько
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Т. Палий
Редактор M. Товтин
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1809 Тираж 343 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5