Коробка передач транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов и аналогичных транспортных средств. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей , улучшение условий эксплуатации и повышение безопасности за счет исключения возможности включения ошибочной передачи . В коробке передач транспортного средства связь звеньев планетарного механизма с корпусом 1 или между собой осуществляется посредством гидроуправляемых фрикционных устройств 9-11, распределитель 13 управления которыми снабжен позициями 19-23 с последовательностью включения фрикционных устройств 9-11, одинаковой от средней позиции 21, соответсвующей связи звеньев планетарного механизма между собой. При этом перемещение распределителя 13, соответствующее одной последовательности включения фрикционных устройств, ограничено подвижным упором 24, связанным с переключающим устройством 12. 1 ил. с SS (Л оэ 00 ю 00 J г 16 и15
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИаАНИК HSOEPETEHHR
К А BTGPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ П<НТ СССР (61) 1504110 (21) 4683024/11 (22) "30.03.89 (46) 07.03.91. Бюл. № 9 (71) Белорусский политехнический институт (72) О. К. Довнар, М. И. Трофимович, А. А. Черкас и О. Н. Протасеня (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1504110, кл. В 60 К 17/08, 1987. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНО
ГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов и аналогичных транспортных средств. Цель изобретения— расширение эксплуатацйонных возможнос„„Я1) „„1632810 д 2 (51)5 В 60 К 17/08 тей, улучшение условий эксплуатации и повышение безопасности за счет исключения возможности включения ошибочной передачи. В коробке передач транспортного средства связь звеньев планетарного механизма с корпусом 1 или между собой осуществляется посредством гидроуправляемых фрикционных устройств 9 — 11, распределитель 13 управления которыми снабжен позициями 19 — 23 с последовательностью включения фрикционных устройств 9 — 11, одинаковой от средней позиции 21, соответсвующей связи звеньев планетарного механизма между собой. При этом перемещение распределителя 13, соответствующее одной последовательности включения фрикционных устройств, ограничено подвижным упором 24, связанным с переключающим устройством 12.
1 ил.
1632810
Формула изобретения
Составитель В. Яковлев
Редактор Л. Зайцева Техред А. Кравчук Корректор Т. Малец
Заказ 588 Тираж 339 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов и аналогичных транспортных средств, и является усовершенствованием изобретения по авт. св. № 1504110.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей, улучшение условий эксплуатации и повышение безопасности за счет исключения возможности вклю-. чения ошибочной передачи.
На чертеже представлена принципиальная схема устройства.
Коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, входной 2, выходной 3 валы, планетарный механизм 4 с коронной шестерней 5, водилом 6 и двумя солнечными шестернями 7 и 8,два тормоза
9 и 10 солнечных шестерен 7 и 8, муфту
ll для связи солнечной шестерни 7 с водилом 6, переключающее устройство 12 для связи коронной шестерни 5 и водила 6 с входным 2 и выходным 3 валами и распределитель 13, установленный между управляющими магистралями 14 — 16 тормозов 9 и
l0 и муфты 11 с одной стороны и источником 17 рабочей жидкости и гидробаком
l8 с другой. Распределитель снабжен позициями 19 — 23, а его переключения ограничены подвижным упором 24, связанным с механизмом 25 управления переключающего устройства 12. Позиция 19 распределителя
13 соответствует позиции 23, а позиция 20 — 30 позиции 22.
Предлагаемая коробка передач транспортного средства работает в двух диапазонах изменения скорости транспортного средства.
Низший диапазон обеспечивается при свя- 35 зи посредством переключающего устройства
12 с входным валом 2 коронной шестерни 5 и с выходным валом 3 водила 6 (показано по схеме). В распределителе 13 при этом за счет упора 24 могут включаться только позиции 19 — 21. В позиции 19, т. е. при связи посредством тормоза 9 с корпусом 1 солнечной шестерни 7, обеспечивается низшая передача, в позиции 20, т. е. при связи посредством тормоза 10 с корпусом 1 солнечной шестерни 8, обеспечивается средняя передача и в позиции
21, т. е. при связи посредством муфты
11 солнечной шестерни 7 с водилом 6, обеспечивается высшая передача.
Высший диапазон обеспечивается при связи посредством переключающего устройства
12 с входным валом 2 водила 6 и с выходным валом коронной шестерни 5. В распределителе 13 при этом за счет упора 24 могут включаться только позиции 21 — 23. В позиции 21, т. е. при связи солнечной шестерни 7 с водилом 6, обеспечивается низшая передача, в позиции 22, т. е. при связи с корпусом 1 солнечной шестерни 8, обеспечивается средняя передача и в позиции 23, т. е. при связи с корпусом 1 солнечной шестерни 7, обеспечивается высшая передача.
Коробка передач транспортного средства по авт. св. № 1504110, отличающаяся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации и повышения безопасности за счет исключения возможности включения ошибочной передачи, связь звеньев планетарного механизма с корпусом и между собой соответственно выполнена посредством гидроуправляемых фрикционных устройств, распределитель управления которыми снабжен позициями с последовательностью включения фрикционных устройств, одинаковой от средней позиции в обе стороны, соответствую . щей связи звеньев планетарного механизма между собой, при этом подвижный элемент распределителя выполнен с упором для связи с переключающим устройством.

