Порошковый антифрикционный материал на основе железа
Изобретение относится к порошковой металлургии. Целью изобретения являются повышение прочностных и антифрикционных свойств. Предложенный материал имеет следующий состав, мас.%: медь 5-10; дисульфат молибдена 2-4; карбид хрома 3,6-3,9; сера 0,8-1; железо остальное. 1 табл.
СОЮЗ СОЕЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ЕСПЛ ЛИН (5g)g С 22 С 33/02, 38/60.t
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ЬТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОЧНРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (21) 4726488/02 (22) 23.06.89 (46) 07.06.91. Бюл. У 21 (71) Научно-производственное объединение технологии заготовительного производства и специального технологического оборудования и Научно-производственное объединение редукторостроения .(72) В.А.Троицкий, Л.С.Бойко и В.Г.Корж (53) 621.762.669 ° 018.24 (088.8) (56) Федорченко И.М., Пугина Л.И.
Спеченные композиционные антифрикционные материалы. — Киев: Наукова думка, 1985, с.238-244.
Авторское свидетельство СССР
В 263161, кл . С 22 С 33/02, 1968.
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к порошковым антифрикционным материалам на основе железа, используемым в машиностроении для изготовления зубчатых колес и тяжелонагруженных иэделий узлов трения.
Цель изобретения — повышение прочностных и антифрикционных свойств.
Предлагаемый материал имеет следующий состав, мас.Х:
Медь 5-10
Дис ул ьфид молибдена 2-4
Карбид хрома 3,6-3,9
Сера 0,8-1,0
Железо Остальное
Входящие в состав материала компоненты в соответствующем процентном
„„SU„„1654362 А 1
2 (54) ПОРОШКОВЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ
МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА (57) Изобретение относится к порошковой металлургии. Целью изобретения являются повышение прочностных и антифрикционных свойств. Прецложенный материал имеет следующий состав, мас.7: медь 5-10; дисульфат молибдена 2-4; карбид хрома 3,6-3,9; сера
0,8-1; железо остальное. 1 табл.
I соотношении смешивают в барабанном смесителе в следующем порядке: порошок железа с порошком меди в течение
20 мин, затем добавляют порошок карбида хрома и шихту смешивают в течение 20 мин, после этого добавляют порошок серы и шихту смешивают в течение 20 мин, после чего добавляют дисульфид молибдена и смешивание продолжают 60 мин °
Полученную смесь спрессовывают при давлении 500 ИПа до получения пористости 20-25Х. Спекание проводят при 800 С в течение 60 мин. После спекания гроизводят охлаждение в холодильнике до 20 С. Спекание и охо лаждение образцов производят в защитной среде диссоциированного аммиака.
1654362
Результаты исследований приведены в таблице. Предлагаемый материал имеет более высокие прочностные н антифрикционные свойства и более низкую стоимость, чем известный.
При изготовлении деталей из предлагаемого материала коэффициент использования с 0,4-0,6 повышается до 0,8-0,9.
Формула изобретения
Износ, икм/ч
Содернанне компонентов, мас.g
Коэффициент трения
Нагрузочная способность, Нпа
Ударная верость, В, Нпа
S Cr
Сгзса
СЬ Ноз вяз кость, нпа
Известный
3,0 3,0
0,01 17-21 11 1300
87,0 2,0 5,0
Предлагаемые
88,6
85,3
81,1
0 007 3-5 27
0,007 5-7 30
0,009 6-9 32
1700
2,0 3,6 0,8
3,0 3,8 0 9
4,0 3,9 1,0
82
5,0
7,0
Составитель А«Лебедев
Редактор Н.Яцола Техред M.Дидык Корректор М.Самборская
Заказ 1932 Тираж 392 Подписное
ВНИЫПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101
Охлажденную деталь нагревают до
1000 С в течение 3 мин и спрессовывают на фрикционном прессе с энергией удара 250 Дж/см до пористости 3-57.
Охлаждение образца после штамповки протекает на воздухе.
Сравнительные испытания известного и предлагаемого материалов проводят на машине трения t1T-8, моделирующей условия работы червячной передачи. Пальчиковые образцы диаметром
5,6 мм работают по образующей поверхности ролика диаметром 40 мм (сталь
18ХГТ цементованная, 56-63 HRC, масло цилиндровое 52, скорость скольжения 3 м/с).
Нагрузочную способность материала оценивают методом ступенчатого нагружения. Нагрузку на образец повышают на 10 МПа через 1 мин работы до появления отказа. Испытания на износостойкость проводят после ступенчатой приработки при постоянной нагрузке 60 МПа в течение 4 ч непрерывной работы. Износ оценивают по изменению длины образца до и после испытаний с точностью 0,001 мм.
Порошковый антифрикционный материал на основе железа, содержащий медь и дисульфид молибдена, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения прочностных и антифрикционных свойств, он дополнительно со- держит карбид хрома и серу при следующем соотношении компонентов, мас.7:
Медь 5-10
Ди с ул ьфид молибдена 2-4
Карбид хрома
Сера
Железо

