Система управления переключением ступеней трансмиссии транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам управления переключением ступеней в трансмиссиях автомобилей, тракторов и строительно-дорожных машин. Целью изобретения является повышение эффективности транспортного средства в работе путем обеспечения оптимальных сочетаний законов переключения ступеней и управления блокировкой гидротрансформатора. Трансмиссия состоит из гидротрансформатора 1 с фрикционной муфтой его блокировки 2 и фрикционных муфт 3 и 4 переключения передач коробки 5. Система управления содержит насос 6, клапан 7 линейного давления, клапан 8 переключения передач, клапан 9 блокировки гидротрансформатора, датчик скорости 10, датчики 11-14 нагрузки двигателя, клапан переключения режимов - двухпозиционный селектор 15. Кулачки каждого клапана жестко сидят на одном общем валу, связанном с педалью 16 нагрузки двигателя . Профили кулачков 17 и 18 датчиков 11 и 12 разные для обеспечения блокировки гидротрансформатора по соответствующим законам при динамическом и экономическом режимах работы системы автоматического переключения передач. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (sl)s В 60 К 41/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flG ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
С)ПИСАНИЕ ИЗОЬРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4495276/11, 4482840/11 (22) 13.09.88 (46) 23.05.91, Бюл. И 19 (71) Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева (72) А. M. Сарибан, B. M, Стародубцев и В. И. Соколовский (53) 629.113-585.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1119871, кл. В 60 К 41/06, 1983. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ СТУПЕНЕЙ ТРАНСМИССИИ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам управления переключением ступеней в трансмиссиях автомобилей, тракторов и строительно-дорожных машин, Целью изобретения является повышение эффективности транспортного средства в работе путем обеспечения оптимальных сочетаний законов переключения ступеней и управления блокировкой гидротрансформатора. Трансмиссия состоит из гидротрансформатора 1 с . фрикционной муфтой его блокировки 2 и фрикционных муфт 3 и 4 переключения передач коробки 5, Система управления содержит насос 6, клапан 7 линейного давления, клапан 8 переключения передач, клапан 9 блокировки гидротрансформатора, датчик скорости 10, датчики 11 — 14 нагрузки двигателя, клапан переключения режимов— двухпозиционный селектор 15. Кулачки каждого клапана жестко сидят на одном общем валу, связанном с педалью 16 нагрузки двигателя. Профили кулачков 17 и 18 датчиков
11 и 12 разные для обеспечения блокировки гидротраисформатора по соответствующим законам при динамическом и экономическом режимах работы системы автоматического переключения передач. 1 ил, 1650484
40
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам управления переключением ступеней в трансмиссиях автомобилей, тракторов и ст!>сительно-дорожных машин.
Цель изобретения — повышение зффек" тивности транспортного средства путем обеспечения оптимальных сочетаний законов переключения ступеней и управления блокировкой гидротрансформатора.
На чертеже представлена система управления переключением ступеней трансмиссии TpBHcilopTHoL 0 ср8дства. рансмиссия сОстОит из Гидрстранс фсрматОра (ГТ, 1 с фрикционнОЙ муфтой 2
8r0 блокировки, фрикционных муфт 3 и 4 переключениЯ пер8Дач корОбк i 5>, Система управл8ния сОдержит источник !. .звления саоочей >!Олдкссти — насос 6, KfLBfl" H /.ЛинейНОГО давления, клапан 6 п8ре!(л!Очения Г!ередач, клапан 9 блокировки
Гидротрансформатора, датчик 10 скорость . транспсОтнОГО средства, датчики 11 — 14 HB"
Грузки двиГателя, клапан перекл!Очения ре.>"Кимов — двухпсэиционный селектор 15.
Для управления клапаном 9 аетoMQTLlческой блокировки гидротрансформатора к одному из его торцов подведено давление датчика cKopocTN, а к прстивопсложнсмy — давление одного из датчиков нагрузки, зада!ощих закон блоклровки. Взаимоделствие этих давлений определяет одно из
L(pBNHN>(положении клапана 9, ч8м достиГа ется блокировка или раэблокировка ГидроТ-pàнсФОрматсра., Аналогично Работает клапан 8 автоматического перекл;очения передач, Ка>кдыл из датчиков нагрузки npeqcTBELлЯет сОбОЙ ГиДравлический реДукционный клапан, давление на выходе которого определяется ходом педали НЗГруэки двиГателя в зависимости От профиля кулачка, задающегО требуемый BBKOH.
Кулачки каждого клапана жестко сидят на одном общем валу, кинетически связанном с п8Далью 16 наГруэки ДвиГателЯ. flpO
Фили кулачков 17 и 18 датчиков 11 и 12 различны, Один иэ них спрофилирован для всспрбизведения зкОномическОГО закона блокировки-разблокировки ГТ и работает совместно с кулачком экономического переключения, другая пара кулачков обеспечивает блокировку ГТ и переключение s динамическом режиме работы. Попарная, совместная работа датчиков обеспечивается двухсекциснным двухпозиционным селектором 15. Одна секция селектора обеспечивает выбранный закон переключения, а вторая — соответствующий ему закон блокировки.
Выходные давления датчиков 11 и 12 подведены магистралями 19 и 20 к одной секции селектора 15, а давления датчиксь
13 и 14 магистралями 21 и 22 — к другой секции. Одно иэ давлений первой секции в зависимости от положения селектора 15 подводится магистралью 23 к клапану 9 бло; кировки Гидротрансфосматсра, а с00тветствующее давление второй секции магистралью 24 к клапану 8 переключения передач, Таким образом переключение клапана-селектора 15 обеспечивает общий динамический или экономический режим движения транспсртнОГО с338дства, сОГласс" вывая режим работы коробки передач и гидротрансформатсра;
Использование динамического режима целесообразно при движении в условиях бездорожья для получения высоких тяговых показателей или, в отдельных случаях, на дорогах с твердым покрытием при необхсдимости движения с высокими средними скоростями, Оптимальное сочетание закона переключения и управления блокировкой гидротрансформатора исключает даже в динамическом режиме неоправданные перерасходы топлива, Формула изобретения
Система управления переключением ступеней трансмиссии транспортного средства, преимущественно гидромеханической, содержащая двухпозиционный клапан блокировки Гидротрансформатора, сообщенный с источником давления рабочей
ЖИДКОСТИ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ПОследнего к полости гидрсцилиндра управления фрикционом блокировки
Гидротрансформатора, управляемый двухпозиционный клапан переключения передач, д а т ч и к с K.o )3 0 с T и, д а т ч и к, нагрузки дв!лгателя, управляемый ce-!
l8vTop, О т л и ч а Lo щ а я с я тем,, что, С ЦЕЛЬЮ Г!ОВЫШения ЗффеКТИВНОСТИ работы транспортного средства путем обеспечения сптимальнь!х ссчетаний законов пеоеключения передач и управления
Олскировксй Гидрстрансформатора, управляемый селектор выполнен двухсекционным, каждая Oåêöèÿ выполнена двухпозиционной трехлинейной, при этом система снабжена дополнительными датчиками нагрузки двигателя, которые включают разнопрофильные кулачкл, установленные на одной оси, связанной с педалью управления нагрузкой двигателя, выполненные с
ВОЗМОЖНОСТЬЮ ВЭЗИМОДЕЙСТВИЯ С COOTBGTCT ву!Ощими редукционными клапанами, сооб1650484
Составитель A. Барыков
Техред М.Моргентал Корректор М, Демчик
Редактор О. Головач
Заказ 1576 Тираж 342 Подписное
ВИИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. ужгород, ул,Гагарина, 101 щенными входами с источником давления рабочей жидкости, датчик скорости сообщен с одной из управляющих полостей клапана блокировки гидротрансформатора и клапана„переключения передач, причем последний сообщен с источником давления рабочей жидкости с возможностью сообщения с соответствующей передачей, при этом выход первого редукционного клапана со общен с первой линией первой секции управлемого селектора, вторая линия котг.,. и сообщена с выходом второго редукционн",;с клапана, третья линия первой секции подк; .олена к другой управля ощей пол::-, с.;., и алана блокировки гидротрансформатора, выход третьего редукционного клапана подключен к первой линии второй секции управляемого селектора, вторая линия которой сообщена с выходом четверто5 го редукционного клапана, третья линия второй секции подключена к другой управляющей полости клапана переключения передач, причем в первой позиции первой секции управляемого селектора вторая ли10 ния сообщена с третьей, во второй позиции первая линия сообщена с второй, в первой позиции второй секции управляемого селектора вторая линия сообщена с третьей, во второй позиции первая линия сообщена с
15 третьей.


