Измерительное устройство гидродинамического лага
Изобретение относится к навигационному приборостроению и может быть использовано для измерения скорости судна и пройденного пути.Целью изобретения является повышение точности за счет.компенсации погрешности , вызванной изменением плотности морской воды. При изменении плотности морской воды напряжение на выходе тензометрического датчика 1 изменится на величину, пропорциональную изменению плотности, что создает погрешность измерений скорости и пути , пройденного судном. Для компенсации этой погрешности на вход суммирующего усилителя 2 с измерителя 15 плотности подается компенсирующее напряжение. 1 ил.
OO ИИ
А2
4 01 P 5/14 госудмствемый комитат
KNPI
ПРИ ГННТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н автцеснамм сеи Ртвъствм,(61) 901909 (21) 4492665/10
{22) 10.10.88 (46) 30.04.91. Бюл. 11 16
{72) M.Е.Угорец, В.С.Эпштейн, А,Е.Фельдман и В.С.Григорьев (53) 532,574 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 901909, кл. С 01 P 5/14,1980. (54) ИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ГИДРОДИИАИИЧЕСКОГО ЛАГА (57) Изобретение относится к навигационному приборостроению и момет .быть использовано для измерения скорости судна и пройденного пути. Целью изобретения является повышение точности эа счет компенсации погрешности, вызванной изменением плотности морской воды. Прн изменении плотности морской воды напряжение на выходе тенэометрического датчика 1 изменится на величину, пропорциональную изменению плотности, что создает погрешность измерений скорости и пути, пройденного судном. Для компенсации этой погрешности на вход суммирукнцего усилителя 2 с измерителя
I5 плотности подается компенсирующее напрямение. 1 ил.
I 645904
Изобретение относится к навигационному приборостроению и может быть использовано для измерения скорости судна и пройденного пути.
Цель изобретения — повьп ение точности лага за счет компенсации погрешности, вызванной изменением плотности морской воды.
На чертеже представлена схема предложенноro устройства.
Устройство содержит тензометрический датчик 1 скорости, суммирующий усилитель 2, электродвигатель З,два тахогенератора 4 и 5, усилитель 6 мощности, генератор 7 импульсов,частотомер 8, счетчик 9 импульсов,индикатор 10 скорости, индикатор 11 пройденного расстояния, делитель 12 напряжения, управляемую мостовую схему
13, дифференциальный усилитель 14, цифровой измеритель 15 плотности (солености).
Электродвигатель 3, тахогенераторы 4 и 5 и генератор 7 импульсов расположены в одном корпусе тахокомпенсатора 16, а их роторы находятся на одном валу.
° Управляемая мостовая схема 13 содержит основные резисторы 17-20, включенные в плечи моста, два набора
21 и 22 резисторов, две линейки 23 и
24 коммутирующих элементов. Дифференциальный усилитель 14 построен на операционном усилителе 25. Делитель
12 напряжения построен на операционных усилителях 26 и 27 и резисторах
28, 29.
Устройство работает следующим образом.
Напряжение U с выхода тензометрического датчика 1 поступает на один из входов суммирующего усилителя 2, на другие два входа усилителя поступают напряжения обратной связи
П и напряжение Бк, компенсирующее
,изменение плотности морской воды. Усиленная сумма этих напряжений поступает на управление двигателя З,вращающего роторы тахогенераторов 4,5 и генератора 7., импульсов, расположениъпс в одном корпусе тахокомпенсатора
16. Напряжение с выхода тахогенерато.— ра 4 поступает через усилитель 6 мощ,ности на вход тахогенератора 5.
1 1
При плотности морской воды, соот-. ветствующей номинальной, заранее установленной р, напряжение U О, а напряжение U< компенсируется напря жением обратной связи Uo .
Угловая скорость Q вращения роторов тахогенераторов 4 и 5, а также генератора 7 импульсов линейно зависит от скорости судна. Значит, выходная частота генератора 7 импульсов также линейно зависит от измеряемой скорости Ч судна, а количество импульсов пропорционально пройденному пути. Частота следования импульсов измеряется частотомером 8, к выходу которого подключен индикатор
10 скорости. Количество импульсов подсчитывается счетчиком 9, а результат фиксируется на индикаторе 11 пройденного расстояния.
Выходное напряжение тенэометрического датчика 1 равно
Ч
U KP К вЂ” — -. (1)
1 2g
При изменении плотности морской воды это напряжение изменяется на величину:
QU - К вЂ” — Р - П . -- -. (2)
U bP
2„С
30 Величина $ Uq создает погрешность измерения скорости и пути судна.
Для компенсации этой погрешности на вход суммирующего усилителя 2 подается компенсирующее напряжение
35 як 11 у (3)
Напряжение U g вырабатывается следующим образом.
Измеритель 15 плотности (соленос40 ти) воды вырабатывает код, зависящий от плотности морской воды. Код
N 0 управляет переключением коммутирующих элементов линеек 23 и 24, коммутирующих элементов, подключающих наборы резисторов 21 и 22 параллельно основным резисторам 18 и 20 включением в плечи управляемой мостовой схемы 13. При отклонении плотности морской воды от номинальной в выходной диагонали мостовой схемы
13 появляется напряжение небаланса, которое усиливается дифференциальным усилителем 14, вырабатывающим компенсирующее напряжение Б .
Для получения точной величины
U1, -hU< на всем диапазоне скорОстей V лага при квадратичной характеристике выходного наПряжения датчика ,! от скорости V входная диагональ формула изобре тения
Составитель Ю. Власов
Техред А,Кравчук Корректор С.йекмар.
Редактор М. Келемеш
Заказ 1348 Тирах 351 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, 3-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óèãîðîä, ул. Гагарина,101
5 164 мостовой схемы запитывается выходньп1 напряжением датчика 1 через делитель 12 напряжения. Делитель 12 обеспечивает регулировку точной компенсации погрешности изменения плотности морской воды.
Использование устройства гндродинамического лага обеспечивает компенсацию погрешности измерения скорости и пути судна при изменении ., плотности морской воды на всем диапазоне.
Измерительное устройство гидродинамического лага по авт.св. 0901909, отличающееся тем, что, с целью повышения точности sa счет компенсации погрешности, вызванной изменением плотности морской воды, в него дополнительно введены датчик плотности морской воды, управляемая мостовая схема, делитель напряхения
5904 d н дифференциальный усилитель, прн этом суммирующий усилитель выполнен с дополнительным входом, а управляемая мостовая схема — в виде четырех
5 основных резисторов в плечах моста, двух наборов резисторов и двух линеек коммутирующих элементов, причем первый набор резисторов подключен че10 рез первую линейку коммутиру10щих элементов параллельно одному из основных резисторов, а второй набор резисторов — через вторую линейку коммутирукицих элементов параллельно другому основному резистору в смешном плече моста, выход измерителя плотности морской воды подключен к линейкам коммутирующих элементов, мостовой схемы, одна диагональ кото20 рой соединена через делитель напря жения с выходом тензометрического датчика, а другая - с входом дифференциального усилителя, выход которого подключен к дополнительному входу
25 суммирующего усилителя.


