Устройство для измерения расстояний на топографической карте
Изобретение относится к измерительной технике. Целью изобретения является повышение точности измерения . Устройство для измерения расстояний на топографической карте содержит мерительное колесо и связанный с ним счетчик расстояния и снабжено узлом коррекции расстояния с учетом рельефа местности на карте. При измерении колесо катится по карте по заданному маршруту, а счетчик регистрирует пройденное им расстояние с учетом коррекции. 2 ил.
союз соВетских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 5 0 01 В 5/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ пРи Гннт сссР (21) 4621266/28 (22) 17. 10.88 (46) 15.03.91. Вюп. и 10 (72) F..À. Коржавин (53) 53!.717.1(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 221307, кл. 0 01 В 3/12, 1967. (54) УСТРОЙСТВО /!ЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИР НА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ (57) Изобретение относится к измерительной технике. Целью изобретения
Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для измерения расстояний между начальной и конечной точками на топографической карте.
Целью изобретения является повышение точности измерения за счет учета рельефа местности на карте.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема устройства; на фиг. 2 узел I на фиг. 1.
Устройство для измерения расстояний на топографической карте содержит мерительное колесо 1, связанное через вал 2 и редуктор 3 с поворотной относительно круговой шкалы 4 указательной стрелкой 5 счетчика расстояния, и узел коррекции пройденного на карте расстояния колесом 1.
Узел коррекции расстояния содержит цилиндрический барабан 6 с профилированным пазом 7 на боковой поверхности, установленный на валу 8 и подпружиненный спиральной пружиной
° 9, штангу 10 с роликом 11 на одном ее конце, который размещен в пазу 7
„„SU„„1634974 А 1 является повышение точности измерения. Устройство для измерения расстояний на топографической карте содержит мерительное колесо и связанный с ним счетчик расстояния и снабжено узлом коррекции расстояния с учетом рельефа местности на карте. При измерении колесо катится по карте по заданному маршруту, а счетчик регистрирует пройденное им расстояние с учетом коррекции. 2 ил. барабана 6, зубчатую рейку 12 с íà- 3 жимной головкой 13, установленную соосно со штангой 10 и подпружиненную пружиной 14, размещенные на общем валу 15 зубчатое колесо !6, находящееся в зацеплении с зубьями рейки 12, и храповой механизм, выполненный в виде диска 17 с закрепленной на нем подпружиненной собачкой
t8 и зубчатого диска 19 с закрепленным на нем фрикционным диском 20, вза- имодействующим с другим фрикционным диском 2 1, на котором закреплена круговая шкала 4 счетчика расстояния, и механизм возврата барабана 6 в исходное положение, выполненный в виде фрикционного диска 22, установленного на валу 2, второго фрикционного диска 23, установленного на валу 24, который через редуктор 25 связан с валом 8 барабана 6, и размещенного между дисками 22 и 23 промежуточного фрикционного диска 26, установленного на подпружиненном пружиной 27 стержне 28.
1634974
Профилированный паэ 7 на поверхности барабана 6 выполнен по винтовой линии, подьем которой определяется известным геометрическим соотношением длин гипотенузы и катетов в пря5 моугольном треугольнике. Он может быть построен графически или рассчитан по формуле в зависимости от расстояния между горизонталями по высоте, нанесенными на топографической карте, Поскольку в практике используются топографические карты с различным „ . расположением горизонталей по высоте, 15 универсальность устройства может быть достигнута за счет нанесения на барабан 6 нескольких профилированных пазов, выполненных для различных расстояний между горизонталями.
Устройство работает следующим образом.
Перед началом измерения шкалу 4 и стрелку 5 устанавливают в исходное положение, соответствующее началу от- 25 счета расстояния, при этом свободные концы штанги 10 и зубчатой рейки 12 разведены на расстояние Н, соответствующее расстоянию между горнзонталями по высоте на топографической карте.
При измерении мерительное колесо 1 устанавливают в начальную точку на карте и перемещают устройство по заданному маршруту. Число оборотов колеса 1 фиксируется отклонением стрелки 5 в виде показаний пройденно- 35 го пути на шкале 4. Одновременно вращение колеса 1 через вал 2, фрикционные диски 22, 26 и 23, вал 24, редуктор 25, вал 8 передается на вращение барабана 6, что приводит к скручива- 40 нию пружины 9 и перемещению штанги 10 на величину h . Когда колесо 1 достигает горизонтали на карте, движение устройства прекращают. Затем нажимают на гловку 13 и, преодолевая сопротив45 ление пружины 14, перемещают зубчатую рейку 12 до упора в свободный конец штанги 10. При этом зубчатая рейка проходит расстояние h<, а ее движение через зубчатое колесо 16, вал 15 передается хваповому механизму, в котором собачка 18 заскакивает в паэ зубчатого диска 19 и приводит, во вращение фрикционные диски 20 и 21, поворачивая этим шкалу 4 в направле- 55 нии, противоположыом движению стрелки 5, на величину, соответствующую значению разности Ь1; длины.гипотенузы и одного из катетов 1 в п я
1 угольном треугольнике, использованном при построении профиля паза 7.
Таким образом, на первом измеренном участке происходит суммирование перемещения 1 колеса 1 и величины приращения 4.1< пройденного расстояния с учетом рельефа местности.
После этого отпускают головку 13 и под действием сжатой пружины 14 рейка 12 возвращается в исходное положение, а в результате проскальзывания собачки 18 в пазах диска 19 храпового механизма обратное вращение зубчатого диска 19 и фрикционного диска 20 не происходит и шкала 4 не изменяет своего положения. Одновременно отключают привод узла коррекции расстояния, для чего, поднимая стержень 28 и сжимая пружину 27, выводят диск 26 из контакта с дисками 22 и 23, в результате чего под действием пружины 9 барабан 6 и штанга 10 возвращаются в исходное положение ° По завершении указанных действий устройство готово для измерения расстояния до следующей горизонтали на карте. По сумме измеренных отрезков между горизонталями определяют расстояние между начальной и конечной точками маршрута на карте.
Формула изобретения
Устройство для измерения расстояний на топографической карте, содержащее мерительное колесо и связанный с ним счетчик расстояния, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности измерения эа счет учета рельефа местности на карте, оно снабжено узлом коррекции расстояния, выполненным в виде кинематически связанного с мерительным колесом цилиндрического барабана с профилированным пазом на его боковой поверхности, штанги с роликом на одНоМ ее конце, размещенным в пазу барабана, зубчатой рейки, установленной соосно со штангой с 809МохНОс тью возвратно-поступательного перемещения, зубчатого колеса, взаимодействующего с рейкой, храпового механизма, размещенного на оси зубчатого колеса и кинематически связанного со счетчиком расстояния, и механизма возврата барабана в исходное положение.
1634974
17
Составитель В.Сыроватский
Редактор Л.Веселовская Техред Л.Олийнык КорректорМ.Самборская
Заказ 746 Тирам 380 Подлисное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Упгород, ул. Гагарина, 101